Всем привет дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами интересной бизнес идеей для дополнительного заработка или же основного. Давайте начнём!
Что такое вендинговый бизнес?
Вендинговые аппараты — это устройства самообслуживания для людей. Внеся деньги, клиент получает товар или услугу в автомате без участия продавца. Покупатели знакомы с машинами, продающими кофе и снеки в торговых центрах или аэропортах, аппаратами с жевательными резинками или игрушками для детей в продуктовых магазинах, терминалами по оплате коммунальных услуг.
Вендинговый бизнес предполагает установку механизма, наполнение его товаром и техническое обслуживание. Прибыль зависит от объема продаж. Чем их больше, тем выгоднее становится работа.
Вендинги не требуют найма штатных сотрудников, организации производства и постоянного присутствия предпринимателя. Часто бизнес ассоциируют с реализацией кофе в формате to-go («кофе с собой»). Услуга особенно популярна у жителей городов: у многих вошло в ежедневную привычку покупать напиток по дороге на работу или во время покупок в торговом центре.
Доходность такого вида деятельности не вызывает сомнений. Пример с продажей кофе стал в бизнесе классическим при объяснении ценообразования в пользу продавца. При издержках на 1 чашку в пять-десять рублей потребитель покупает ее за 50–150 рублей. Таким образом, цена превышает расходы на приготовление в 10 и более раз.
Виды вендинга
Индустрия аппаратов непрерывно развивается, выпуская на рынок новые услуги и виды механизмов. В вендинговом бизнесе предложение не ограничено кофе-машинами.
Среди вендинговых устройств можно выделить:
1. Кофейные аппараты. Уличные и для помещений, крупногабаритные и компактные, с порошковым бюджетным напитком и премиальным зерновым. Распространяется формат мини-кофеен самообслуживания, где клиентам дополнительно предлагают на выбор добавки в виде сиропа или корицы, конфеты или выпечку.
2. Автоматы с едой и продуктами. Чаще это так называемые снековые агрегаты с самыми простыми перекусами (шоколадными батончиками, печеньем, чипсами), выпадающими из нужной ячейки после внесения оплаты. Встречаются и более сложные механизмы с готовой едой, которую устройство разогревает и подает как полноценное блюдо. Еще один формат в этой категории — автономная торговая точка без продавцов («умные холодильники»). На витрине расставлены продовольственные товары, открыть ее и взять продукт можно, подключившись к аппарату через мобильное приложение.
3. Устройства по продаже питьевой воды. Вендинговые автоматы с пропущенной через фильтры водой устанавливают в многоквартирных домах или рядом с густонаселенными жилыми комплексами в отдельных киосках. Из сопутствующих товаров продается тара для воды.
4. Услуги. Перечень типов предоставляемых сервисов постоянно пополняется, привычным становится использование машин для печати фотографий, чистки обуви, оформления страховых полисов или микрозаймов, оплаты за телефон или коммунальные услуги. Есть стационарные зарядные устройства для мобильных телефонов и ноутбуков. В торговых центрах или аэропортах и железнодорожных вокзалах установлены электронные информационные стенды и рекламные конструкции.
5. Развлекательные вендинговые аппараты. Встречаются музыкальные и игровые автоматы, машины для печати магнитов, устройства с жевательными резинками, сладостями и игрушками для детей.
6. Агрегаты для бесконтактной реализации товаров повседневного спроса. В них выставляются на продажу книги, лампочки, духи, букеты цветов, линзы для глаз. К этой же категории относятся постаматы или точки для получения товаров, доставленных из интернет-магазинов.
7. Устройства для организации безопасности. В кафе и общественных местах устанавливают машины для оценки уровня алкоголя в крови, кислорода и проверки жизненно важных для здоровья показателей.
Как начать вендинговый бизнес?
Чтобы не понести убытки, следует внимательно подойти к проработке бизнес-идеи. Нелишним будет ознакомиться с опытом состоявшихся предпринимателей, прежде чем попробовать себя в новой сфере.
Последовательность шагов для открытия дела будет примерно такой:
1. Выбрать нишу и решить, чем торговать: кофе, продуктами питания или услугами. От этого будет зависеть выбор устройства.
2. Определить целевую аудиторию. Одним потребителям достаточно простого вендингового аппарата с растворимыми напитками, другие рассчитывают на молотый кофе премиальных сортов арабики с красивой подачей из современного высокотехнологичного устройства. Важно определить платежеспособность покупателей и их ожидания, сравнить цены конкурентов.
3. Найти место. Ключевой фактор успеха. Необходимо, чтобы место было популярным и посещаемым. При этом предприниматель должен обладать ресурсами для аренды выбранной точки. Проблема в том, что места с высокой проходимостью часто заняты крупными магазинами либо владельцы устанавливают высокую цену за пользование площадью. При выборе локации обращают внимание на наличие конкурентов и аналогичных сервисов рядом. Отсутствие торговых точек вызывает сомнения в популярности места.
4. Изучить особенности обслуживания выбранного устройства. Нужно иметь четкое представление о том, во сколько обойдется его регулярное техническое сопровождение, какова вероятность поломки и сроки ремонта, чьими силами и при каких условиях машина будет вводиться в эксплуатацию.
5. Составить бизнес-план. В нем должна быть проработанная ценовая политика, учет расходов, регулярных и внеплановых, рассчитана точка безубыточности, перечислены плюсы бизнеса, инструменты его продвижения. План позволяет соотнести ожидаемые результаты с фактическими данными, принять решение о целесообразности старта торговли в выбранном формате.
6. Решить, как будет оформлено ведение деятельности. Продажа товаров и услуг через аппарат по закону осуществляется с применением контрольно-кассовой техники, о результатах отчитываются в налоговые органы. Если начинающий бизнесмен не оформлен в качестве индивидуального предпринимателя, ему нужно выбрать форму налогообложения и подать документы с заявкой для регистрации в ФНС. Только после завершения формальных процедур можно приступать к работе.
7. Купить и установить вендинговый автомат. Перед приобретением техники рекомендуется предварительно уточнить условия доставки у продавца, срок гарантии и специфику установки и эксплуатации. За доставку аппарата, его подключение и настройку, запуск программного обеспечения может взиматься дополнительная плата, которую предприниматель не заложил в бюджет изначально.
8.Нанять сопровождающий персонал при необходимости. На этот шаг идут те, кто не готов выделять время на работу с вендинговыми аппаратами.
Альтернативным решением для начинающего предпринимателя будет франчайзинг. Следовать по этому пути проще, так как владелец вендингового бизнеса получает оригинальную идею, готовый план по ее реализации, сопровождение и помощь в стандартных ситуациях. Стоимость франшизы складывается из разового паушального взноса и ежемесячной комиссии в виде роялти.
Перед заключением сделки потенциальному покупателю готового бизнеса отправляют презентацию, в которой обозначены сроки окупаемости и размер предполагаемой прибыли. Но франчайзер не гарантирует получения этих цифр. Ситуация на практике разнится с теоретическими расчетами, на нее могут влиять форс-мажорные обстоятельства и колебания рынка.
Расходы на ведение бизнеса
Как и любой вид бизнеса вендинг предполагает не только получение дохода,но и расходы
основными расходами являются:
- приобретение аппарата. Стоимость начинается от 50 000 рублей и доходит до нескольких миллионов в зависимости от специфики и технического состояния;
- закупка товара и составляющих
- закупка товара и составляющих;мунальных услуг, если они предусмотрены договором — минимальная ставка от 500 рублей за 1 квадратный метр;
- доставка, установка машины, настройка программного обеспечения при необходимости
- доставка, установка машины, настройка программного обеспечения при необходимости;
- оплата труда сервисного мастера, если потребуется;
- паушальные взносы и роялти в случае франшизы — разовая комиссия составит не менее 80 000 – 90 000 рублей;
- оплата налогов и обязательных взносов для ИП.
Преимущества и недостатки бизнеса
У такого вида деятельности есть преимущества:
- не предусматривает производства и специально оборудованных площадей;
- низкая стоимость аренды в связи с небольшой площадью;
- наемный персонал необязателен;
- не требуется постоянное присутствие собственника;
- легкая масштабируемость;
- вендинг — это источник дополнительного дохода;
- низкий стартовый капитал по сравнению с прочими бизнесами;
- развитый рынок франшиз;
- возможность перепродать аппарат при желании закрыть бизнес.
Имеются и недостатки:
- длительный срок окупаемости;
- расходы на обслуживание и ремонт аппарата;
- популярные ниши заняты крупными предприятиями;
- сложности в выстраивании логистики;
- нужен стартовый капитал на покупку автомата и товаров;
- возможны незапланированные траты на ремонт, сопутствующие услуги;
- необходимость оплачивать аренду во время простоя;
- вероятность вандального отношения и хулиганских нападений на технику.
Вывод:
Решение о том, пробовать силы в бизнесе или нет, остается за предпринимателем. Однако крупные компании, владеющие сетями популярных автоматов, когда-то стартовали с одного аппарата. В свете трендов на онлайн-продажи, роботизации многих сфер жизни и упрощения производственных процессов интерес к вендинговому бизнесу будет неуклонно расти, а сам он — развиваться.