Найти тему
Там — Птица!

Юрий Томин, «Шёл по городу волшебник» и фильм «Тайна железной двери» (1971)

Ломай спички полностью!
Ломай спички полностью!

Категорически всех приветствую. Ну и тормоз же я… Эта запись должна была появиться здесь ещё неделю назад. Но институт совсем меня ушатал. А между тем я анонсировала настоящую детскую с душой написанную волшебную книгу, после которой можно многое обдумать и чему-то научиться. И автор у книги мой. Вот серьёзно мой. Так и написано — Томин. А книга называется «Шёл по городу волшебник».

Я рассказывала, как люблю произведения, где у ничем не примечательного главного героя появляется волшебная плюшка, из-за которой у него всё становится хорошо, потом всё плохо, а потом опять всё хорошо плюс он многое понял? Ну там пульт-жизнеуправлятор, фотик-времяпоказыватель, таблетки-супермозг и всё такое. Так вот: в советские времена данный жанр тоже существовал!

Берётся обыкновенный советский школьник. Мальчишка как мальчишка. Любит в меру похулиганить и без меры приврать. Мечтает о подвигах и славе. И ВНЕЗАПНО волшебные спички. Спичку поломал — желание исполнил. Я бы с этими спичками стала богатой, известной, с гениальными стихами. Мальчик тоже не оплошал — то ему мамка всё разрешает, то пятёрки ни за что ставят, то он великий хоккеист. Правда, из-за того, что он тратит спички достаточно бездумно, периодически ему приходится ломать лишние спичечки для устранения собственных косяков. И всё равно развлекается круто, повергая взрослых в шок. Шоб я так жил.

Но нет добра без худа. Появляется злой волшебник приблизительно того же возраста (ну а фигли, книга-то детская) с целым мильоном таких вот коробков. И начинается борьба бобра с козлом. А больше ничего не расскажу, чтобы не шибко спойлерить.

Чем же книга так цепанула? Во-первых, стилем написания. То есть, это не такая детская литература при написании которой автор думает: «ну дети же тупые, опримитивлю-ка я язык максимально и высосу из пальца сюжет, где много поняшек и цветочек». В советские времена так практически не делалось. С детьми-читателями не сюсюкают, не заигрывают, а предоставляют жизнь, какая она есть. Взрослые не ведут себя так по-детски, что даже дебильно. Да и сами дети ведут себя как нормальные дети, а не как инфантильные придурки. Словарный запас у автора при этом достаточно богат. Многие для написания детской литературы специально его сужают, а он не. Эмоции тоже настоящие. Тут если волшебник злой, то глаза у него непременно холодные. А робот может по-человечески говорить «пожалуйста» и тем самым вызывать сострадание, но при этом оставаться бездушной машиной. Не, ребят, я этого не опишу. Сами читайте, честно.

Во-вторых, книга привлекает своей главной битвой. Причём не бобра с козлом, а борьбой того же бобра с тем же козлом, только внутри главного героя. Он ведь у нас изначально не совсем положительный. И теперь ему предстоит сделать главный в жизни выбор: на какую сторону склониться («Звёздные войны» я ещё не смотрела, а то и здесь была бы ссылка). У зла, как водится, есть печеньки. Да и не зло оно, просто нужно кинуть всех друзей, перестать нести миру пользу, замкнуться в отшельничестве и обжираться этими печеньками.

Я бы так не смогла, кстати. Меня без людей не существует. Все мои подвиги непременно должен кто-то видеть. Вон каждым прочитанным и просмотренным хвастаюсь. Игры стримлю. Весь вконтактик зафлудила своими институтскими успехами. А интернетов в советские времена не было, поэтому хрен бы я прожила в роскоши и одиночестве. Но сдаётся мне, что у главного героя были иные мотивы, когда он от красивой жизни убегал.

-2

Но это ещё не всё. По книге есть фильмец. «Тайна железной двери» называется. И мне он нравится чуть-чуть меньше, чем книга. Нет, это не стандартное «книгалучше». Просто Юрий Томин к фильму явно руку не прикладывал. Поэтому на выходе мы имеем стандартные советские сюси-муси (которые явно лучше американских, но всё же) с кучей дидактики.

И да — я уже говорила, что люблю, когда всё логически объясняется? Так вот: в книге нам никак не говорят, каким чудом волшебнику досталась куча волшебных спичек. В фильме внесена отсебятина в виде песенки робота, который весело рассказывает всю историю. Но лучше бы он этого не делал. Какой в баню поющий робот?! В книге он был бездушен и неотвратим аки Терминатор. Это логично, волшебные спички не могут ошибаться. А здесь сделали какого-то весёлого клоуна вместо робота, честное слово.

Также для пущей весёлости в фильм добавлен младший брат друга главного героя. Он иногда светит милой детской мордочкой и извергает прикольчики, а больше ни для чего не нужен.

Сам волшебник… Им я довольна. Той леденящей злобности, которая была в книге, здесь и не пахнет, но пацанчик получился достаточно вреднючий.

Ну ещё я довольна миром, который волшебничек себе соорудил и который Стас Давыдов по ошибке назвал миром будущего. В книге это просто понапиханные в кучу знаменитые здания, а здесь у чувачка фантазия работает — получилась отпадная параллельная Вселенная под брендом «Я».

В фильме ещё мягко намекают на то, что при исполнении всех желаний бывает скучновато даже злым волшебникам. В книге он был полностью доволен. Но это его знаменитое «Хочу смеяться пять минут!» ухохатывает.

Так почему же мне не шибко нравится фильм? Фальшь я в нём вижу. Такая фальшь присутствует во многих советских фильмах, несмотря на то, что они выше всех похвал. Души нет, идеологии выше крыши. Писатель как-то смог избежать этой советской идеологической фальши (то ли сам верил, то ли дофига талантливый), а у фильмосоздателей не очень получилось.

Осторожненько, ща спойлеры!

А вот единственное, чего я не поняла ни в книге ни в фильме.
Закономерного завершения нет. Нам как бы намекают на продолжение, которого не предвидится.

В книге пацан просто сбегает от волшебника, а тот остаётся со всеми своими спичками — и что ему мешает прям сейчас провести кровавую мстю? Но автор всего лишь пишет в послесловии, что ещё долго Толик будет ходить и испуганно оглядываться. Но, йолки, я б на месте волшебника прям сейчас что-нибудь сотворила со злости. В фильме получилось более логично — спички у волшебника отобрали. Здесь я могу представить, как волшебник остаётся в своём мире один и без спичек дохнет с голоду. Представить могу, а осознать не могу — фильм детский, сценарист этого явно не задумывал. Весьма провисающий момент, на мой взгляд. Плюс ещё непонятно, что там с роботом. По закону жанра его надо обратно в доброго волшебника превратить.

22.04.2017