Найти в Дзене
чопочитать

Что вам нужно знать о современном искусстве

Вы разбираетесь в современном искусстве? Я – точно нет. Поэтому решила прочитать книгу Демиена Милкинза «Портрет короля». Это книга для тех, кто хочет понять этот пласт культуры, а также для тех, кто хочет стать художником (чтобы удостовериться в том, что вам это действительно нужно).

Нетипично огромная книга в мягкой обложке. Вышла в сервисе Ridero
Нетипично огромная книга в мягкой обложке. Вышла в сервисе Ridero

Помогло ли мне это почти 500-страничное издание? И да и нет. Это дерзкая книга, в которой автор иронично, весело и даже саркастично говорит о том, что современное искусство – это фикция, которой вот уже 150 лет. Это если коротко пересказывать общий смысл.

Добрая половина книги отдана под исторические сведения – откуда что пошло, как развивалось искусство вообще, как на современные течения повлиял авангард и так далее. Причем автор искренне предупреждает: если у вас этот бэкграунд уже есть, то можете смело листать до той главы, в которой он начнет говорить непосредственно о современном искусстве.

Книга написана несколько хаотично, хотя и система в ней тоже есть. Милкинз определяет критерии искусства (например, искусство всегда должно выполнять образовательно-воспитательные функции), методично объясняет смысл самых разных картин, пересказывает фильмы (и интерпретирует их с той точки зрения, которая удобна в конкретный момент повествования), а иногда просто размышляет о смысле жизни. В целом же мне книга напомнила очень вольно пересказанную на кухне диссертацию.

Крупный шрифт и QR-коды. Белая бумага
Крупный шрифт и QR-коды. Белая бумага

Что касается самого современного искусства, то тут я уже сказала все в самом начале. Милкинз уверяет, что объективности здесь, как в случае с условной эпохой Возрождения, нет и быть не может. Выстреливают те художники (и он приводит множество примеров), которым повезло – искусствоведы, критики и коллекционеры решили раскручивать именно их. Это как с любой сферой искусства: чем лучше твой продюсер, чем более чутко он ощущает восприятие потребителя, тем дороже будет стоить то, что ты делаешь. Даже если ценности в самом действии на самом деле нет. Важен только пиар. И да: люди, которые раскручивают молодых и якобы перспективных художников, обычно делают это только по той причине, что искренне убеждены в своем вкусе. А не по злобе или желанию построить мировой заговор.

Я не знаток искусства, поэтому не могу аргументировать так полно, как автор. Но глядя на банан, прилепленный скотчем к стене, вынуждена согласиться, что дело в пиаре. Каким бы длинным не было описание смысла картины или инсталляции, я вряд ли увижу в нем то, что закладывал автор.

Почти 500 страниц, которые вертикально стоят с трудом. Но читаются быстро
Почти 500 страниц, которые вертикально стоят с трудом. Но читаются быстро

Что интересно, информации о писателе в сети особо нет. Книга вышла в сервисе Ridero, попала в списки рекомендаций, и на этом собственно все. Демиен Милкинз – это псевдоним, самому автору определенно больше 40 лет. У него есть опыт работы в кинематографе, что позволяет в том числе легко говорить об искусстве. И еще у него есть некоторый (видимо) травмирующий опыт жизни в СССР, который описан так, что у многих пригорит от такого отношения к нашему общему прошлому. Пожалуй, это все, что можно сказать.

Напечатана книга, с моей точки зрения, не очень удачно – такое ощущение, что сначала предполагалось сделать ее формата А5, а получилась она почему-то А4, то есть большая. Шрифт при этом очень крупный, между абзацами большие отступы. И очень печалит отсутствие иллюстраций. Вместо них есть QR-коды, но это такая себе выразительность. Они ведут на изображения в Википедии, ролики на Youtube и другие материалы.

А вы разбираетесь в современном искусстве?