Найти тему
PSYCHO PARTY

Толкование сновидений по Зигмунду Фрейду.

Оглавление
Всё началось с «Толкования сновидений» австрийского психоаналитика, психиатра и невролога, основателя психоанализа, Зигмунда Фрейда.     Метод, изложенный в книге представляет огромный интерес для тех, кто начинает исследовать картину сновидения.  
   Зигмунд Фрейд произвёл революцию в стремлении собрать из абстрактной метафизической мозаики ясную наглядную картину.
  И, вместе с тем, многое уже стало БАЗОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ:
 
❗️Сновидение крайне эгоистично и единственной целью имеет (скрытое) осуществление (подавленного) желания.

❓Как работает Цензура с «остатками второстепенных переживаний» и как она
искажает деятельность сновидения (путем смещения)?

❓Что такое «работа сгущения»? 

❓Что означают люди во сне, с индивидуальными или индифферентными общими чертами? 
 
❓Почему переворачивание, превращение в противоположность, служит прежде всего, для осуществления желания, противоположного какому-либо элементу в мыслях, скрывающихся за сновидением? 
 
❓Как искажению во сне подвергается время? 

❓Что общего у техники, применяемой нашей психикой при создании сюжета сна и истерического припадка или параноидального поведения? 

❓В чём смысл абсурдных сновидений? 

❗️В психическом комплексе, подвергшемся воздействию цензуры, единственной неприкосновенной составной частью являются аффекты; лишь они могут указать правильный путь к толкованию. 
❗️Забывание сновидений, заблуждения при толковании, всё имеет смысл. 

   Глубокий и полезный труд «Толкование сновидений» можно перечитывать многократно, всегда находя незамеченные ранее акценты. 

   Представляем вашему вниманию статью по этой замечательной книге, переработанную для того, чтобы можно было освежить в памяти основные этапы и техники для работы со снами. 

   И для того, чтобы получить общее впечатление о психоаналитической концепции анализа сновидений, прежде, чем вы познакомитесь с другими, более поздними методами. 

  Просто о сложном, сложно о простом, в материалах для участников семинара 
«Анализ сновидений»:
Всё началось с «Толкования сновидений» австрийского психоаналитика, психиатра и невролога, основателя психоанализа, Зигмунда Фрейда. Метод, изложенный в книге представляет огромный интерес для тех, кто начинает исследовать картину сновидения. Зигмунд Фрейд произвёл революцию в стремлении собрать из абстрактной метафизической мозаики ясную наглядную картину. И, вместе с тем, многое уже стало БАЗОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ: ❗️Сновидение крайне эгоистично и единственной целью имеет (скрытое) осуществление (подавленного) желания. ❓Как работает Цензура с «остатками второстепенных переживаний» и как она искажает деятельность сновидения (путем смещения)? ❓Что такое «работа сгущения»? ❓Что означают люди во сне, с индивидуальными или индифферентными общими чертами? ❓Почему переворачивание, превращение в противоположность, служит прежде всего, для осуществления желания, противоположного какому-либо элементу в мыслях, скрывающихся за сновидением? ❓Как искажению во сне подвергается время? ❓Что общего у техники, применяемой нашей психикой при создании сюжета сна и истерического припадка или параноидального поведения? ❓В чём смысл абсурдных сновидений? ❗️В психическом комплексе, подвергшемся воздействию цензуры, единственной неприкосновенной составной частью являются аффекты; лишь они могут указать правильный путь к толкованию. ❗️Забывание сновидений, заблуждения при толковании, всё имеет смысл. Глубокий и полезный труд «Толкование сновидений» можно перечитывать многократно, всегда находя незамеченные ранее акценты. Представляем вашему вниманию статью по этой замечательной книге, переработанную для того, чтобы можно было освежить в памяти основные этапы и техники для работы со снами. И для того, чтобы получить общее впечатление о психоаналитической концепции анализа сновидений, прежде, чем вы познакомитесь с другими, более поздними методами. Просто о сложном, сложно о простом, в материалах для участников семинара «Анализ сновидений»:

Отношение к сновидениям у большинства современных людей существенно не отличается от такового, сформированного за тысячи лет поверхностного восприятия этого феномена.

Объяснение причин и целей мира снов без научного подхода ведёт к заблуждениям разного уровня. От первобытного или доисторического слияния с реальным миром, до сверхъестественных сил, оправданных мистическими мотивами.

Выдающиеся умы, в ходе изучения этого вопроса, сопровождали развитие психического аппарата человека.

До конца XIX века, представления о формировании сновидений носили неясный и противоречивый характер. Многие утверждения, впоследствии оказавшиеся близкими к истинным, являлись попросту случайно угаданными, так как испытывали влияние культурного и религиозного наследия.

Концепции источников сновидений, построенные на взаимосвязи внешних и внутренних чувственных и физических раздражений, не могли учитывать сложность строения мозга и структур, и психики.

Теории и функции сновидений об особенностях психической деятельности во сне оперировали понятиями узкого спектра, заимствованными из имевшихся на тот момент достижений мышления (ограниченные условностями медицинские постулаты, пережитки философии и даже алхимии). Восприятие вопроса в виде, например, пространственно-объектного взаимодействия, приукрашенного художественным обрамлением, не допускало других методов отношений к определениям.

Фантастические метафизические изобразительные установки постепенно сформировывались в эмпирически-объективные, приобретая всё более современный научный вид.

Зигмунд Фрейд произвёл революцию в стремлении собрать из абстрактной мозаики ясную наглядную картину.

В отличие от древних методов символизма и расшифровывания, он разделил задачу толкования с самим сновидящим, объединив их работу.

Господствующему доселе процессу размышления он противопоставил искусство самонаблюдения, открыв этим горизонт идей для осознания.

По Фрейду, единственный путь к «дешифровке» символа – толкование его вместе со свободными ассоциациями пациента.

Сновидение крайне эгоистично и единственной целью имеет (скрытое) осуществление (подавленного) желания. Этот процесс может происходить как явно, так и завуалированно.

Сновидения во время сна перерабатываются в осуществление желания, остальными составными частями которого являются остатки второстепенных переживаний, испытавших проявление искажающей деятельности сновидения (путем смещения), вследствие воздействия психической цензуры.

Дневные остатки могут быть как желаниями, так и психическими движениями какого-либо иного рода, либо же просто свежими впечатлениями.

Типические сновидения

Сновидение о наготе.

Сновидения о смерти близких людей.

Сновидение об экзамене.

Сновидение об опоздании.

Сновидения, в которых спящий летает.

Работа сновидения – это процесс образования из скрытого (раннего) содержания сновидения в явное (свежее).

Работа сгущения

Вся масса мыслей сновидения подлежит обработке, после которой наиболее способные элементы избираются для включения в содержание сновидения.

Таким образом, работа сгущения выражается в подборе элементов, образовании новых составных частей (коллективных лиц) и составлении среднего общего.

«Словообразования в сновидениях напоминают таковые же при паранойе; они играют известную роль и в истерии, и в навязчивых представлениях. Филологические фокусы детей, иногда относящихся к словам как к вещам, изобретающих новые языки и искусственные словообразования, образуют здесь общий источник, как для сновидений, так и для психоневрозов».

Работа смещения

Результатом смещения является то, что содержание сновидения не походит по своему существу на мысли, скрывающиеся за ним, и то, что сновидение отражает лишь искажение жизни в бессознательном (за счёт цензуры).

Фрейд: «Объяснение искажающей деятельности сновидения влиянием цензуры я считаю центральным пунктом моей теории сновидения».

Средства изображения в сновидении

Мнимое мышление в сновидении передает лишь содержание мыслей, а не их взаимную связь, в установлении которой состоит мышление.

Критическое мышление вызывается не мыслями, скрывающимися за сновидением, а самим готовым сновидением.

Комбинации сновидения образуются не из любых составных частей материала, а из находящихся в тесной связи.

Логическую связь оно передает в форме одновременности (как картину).

Или образ в сновидении – будь то лицо, вещь или понятие – превращается в другой (применяется при менее обширном материале).

Первый случай – идентификация, второй – образование сложных комбинаций.

Коллективное лицо с индифферентными общими чертами указывает на наличие отнюдь не индифферентных общих черт в мыслях, скрывающихся за сновидением.

Процесс фантазирования наяву и образования сложных комбинаций во сне очень схожи, различие заключается в источнике:

В первом случае – желаемое впечатление от составляемой фантазии,

Во втором – отношением сходства в мыслях, скрывающихся за сновидением.

Переворачивание, превращение в противоположность служит, прежде всего, для осуществления желания, противоположного какому-либо элементу в мыслях, скрывающихся за сновидением.

Искажению во сне также подвергается и время.

Конец какого-либо события или заключительное звено ряда мыслей, содержит предпосылку мысли или причины события.

Тою же техникой пользуется иногда и истерический припадок с целью скрыть свой смысл от взгляда зрителей (изображение сценария переживания, заготовленного заранее в фантазиях пациента).

В некоторых случаях смысл сновидения раскрывается лишь после многократного «переворачивания» всего содержания сновидения в его целом, а также и отдельных его элементов.

Элементы сновидения, представляющие собою результаты реальных впечатлений во время сна, отличаются своей отчетливостью от других, обязанных своим происхождением воспоминаниям.

Момент реальности не имеет отношения к интенсивности элементов сновидения.

Впечатление ясности или отчетливости от сновидения иногда не имеет отношения к самому сновидению, а проистекает из его материала в качестве составной части.

Цензура проводит комплекс через наивозможно более длинный строй постоянно возобновляющихся символических прикрытий, отодвиганий и пр.

Отношение к изобразительности

Материал, лишившись большей части своих внутренних взаимоотношений, подвергается процессу сгущения.

Одновременно процесс смещения отдельных его элементов вызывает психическую переоценку всего материала. Смещение же оказалось замещением одного представления другим, так или иначе соответствующим ему по ассоциации; оно служит целям сгущения: вместо двух элементов в сновидение включается одно среднее, общее. Это смещение первого рода.

Смещение первого рода замещает один элемент другим, а смещение второго рода заменяет элемент словесным выражением.

Большая часть промежуточной работы при образовании сновидения, которое старается свести отдельные мысли к возможно более сжатым и единообразным их выражениям, совершается путем словесного преобразования отдельных мыслей.

Метод конкретизации абстрактной мысли.

В этом методе ключ общеизвестен и дается общеупотребительными оборотами речи.

Сновидение не совершает ничего оригинального.

Сексуальная символика охотнее и чаще всего скрывается за наиболее повседневным и заурядным.

Абсурдные сновидения. Интеллектуальная деятельность в сновидении

Сновидение оказывается зачастую наиболее глубокомысленным там, где оно кажется наиболее абсурдным.

Деятельность сновидения создает вполне или отчасти абсурдные сновидения лишь в том случае, когда изображению в нем подлежит критика, ирония и насмешка, имеющиеся в мыслях.

Аффекты в сновидении

Соответствие между аффектами и представлениями восстанавливается во время толкования, путём перестановки истинного содержания.

В психическом комплексе, подвергшемся воздействию цензуры, единственной неприкосновенной составной частью являются аффекты; лишь они могут указать правильный путь к толкованию (эта особенность проявляется и в бодрствовании).

Частым примером является перенос негативных аффектов с фигур детства на любые фигуры в последующей жизни (восполнение утраты, соперничество, подавление и т.д.).

Ассоциативная связь между противоречащими элементами мыслей, лежащих в основе сновидения, становится теснее благодаря схожести элементов, их обозначающих (созвучность имён, названий).

Вторичная обработка

Стремится из представленного ему материала создать нечто вроде дневного сновидения.

Деятельность сновидения охотнее пользуется найденной ею в готовом виде фантазией, чем составляет само таковую из материала мыслей, скрывающихся за сновидением.

Окончательный вид сновидения, получающийся при содействии нормального мышления похож на загадочные ребусы в журналах.

Истинная деятельность сновидения превращает бессознательные мысли в его содержание.

Психология процессов сновидения

Забывание сновидений

При попытке репродукции мы искажаем сновидение, но само это искажение не что иное, как часть обработки.

Сомнение в правильной передаче сновидения или отдельных частей его представляет собою результат цензуры сопротивления проникновению мыслей, скрывающихся за сновидением, в наше сознание.

Все, что утрачено в содержании сновидения благодаря забыванию, может быть восстановлено путем анализа.

На основании одного какого-либо сохранившегося обломка можно отыскать, если не само сновидение, то мысли, скрывающиеся за ним.

Мысли, которые скрываются за сновидением и которые всплывают при его толковании, должны оставаться незавершенными и расходиться во все стороны сетевидного сплетения нашего мышления. Над самой густой частью этой сети и возвышается желание сновидения.

Заблуждения при толковании

По мнению Фрейда, типичная стратегия толкования допускает поверхностный подход.

С каждым представлением можно что-либо связать по ассоциации, уверенно считая, что при этом бесцельном и произвольном мышлении можно дойти до мыслей, скрывающихся за сновидением.

Так аналитик убеждает себя, что ему удалось найти мысль, которая служит узловым пунктом между двумя элементами сновидения.

Таким образом, возможно любое толкование любому сновидению.

Благодаря прослеживанию произвольно и бесцельно развивающейся цепи мыслей достичь вполне определенной цели проблематично.

Регрессия

Направление, по которому протекает в бодрствующем состоянии психический процесс, отличается от такового во сне противоположным образом.

Представление не обдумывается, а превращается обратно в чувственный образ, из которого оно когда-то составилось.

Регрессия представляет собою результат сопротивления, противодействующего как проникновению мысли нормальным путем в сознание, так и одновременному «притяжению», которое оказывают на него резко выраженные воспоминания.

Сновидение – полноценный психический акт; его движущей силой служит стремящееся к удовлетворению желание; скрытая форма последнего, а также и многочисленные странности и абсурдности сновидения проистекают от воздействия психической цензуры, которое испытывает оно при своем образовании; помимо необходимости избегнуть цензуры, его образованию способствует необходимость сгущения психического материала, степень изобразительности, а иногда и стремление принять рациональную форму.

Мысль, обычно желаемая, объективируется в сновидении, изображается в виде ситуации или, как кажется, переживается.

Галлюцинации больных и видения нормальных соответствуют регрессиям и представляют собой мысли, превратившиеся в образы; это превращение претерпевают лишь те мысли, которые находятся в тесной связи с подавленными и оставшимися бессознательными воспоминаниями.

Осуществление желаний

Сознательное желание лишь в том случае становится «возбудителем сновидения, когда ему удается пробудить равнозначащее бессознательное и найти себе в нем поддержку и подкрепление.

Всегда активные, бессмертные желания нашей бессознательной сферы, напоминающие мифических титанов, проистекают из детства.

Дневная мысль играет для сновидения роль предпринимателя. Капиталистом, доставляющим сновидению психический капитал, служит желание из сферы бессознательного.

Бессознательное и сознание. Реальность

Бессознательное представление вообще не способно войти в сферу предсознательного и там оно может вызвать лишь один эффект: оно соединяется с невинным представлением, принадлежащим уже к сфере предсознательного, переносит на него свою интенсивность и прикрывается им.

Мышление есть не что иное, как замена галлюцинаторного желания, и если сновидение представляет собою осуществление желания, то это может быть сочтено только естественным и само собой разумеющимся, так как только желание способно побуждать к деятельности наш психический аппарат.

Сновидение, осуществляющее свои желания коротким регредиентным путем, сохранило нам тем самым образчик примитивной и отвергнутой, ввиду ее нецелесообразности, работы психического аппарата.

В бессознательном ничего нельзя довести до конца, в нем ничто не проходит и ничто не забывается.

Эффект сознания является лишь отдаленным психическим результатом бессознательного процесса, и последний осознается не в качестве такового: он протекал, ничем не обнаруживая сознанию своего наличия.

Бессознательное – есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира. Раскрытие сновидений возможно в столь же незначительной степени, как и воспринимать внешний мир показаниями наших органов чувств.

Ядро нашей натуры, состоящее из бессознательных желаний, остается в неприкосновенности и не подвергается парализованию со стороны предсознательной сферы, роль которой раз и навсегда ограничена указанием наиболее целесообразных путей желаниям, проистекающим из сферы бессознательного.

Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений». 1900 год