О дважды Герое Советского Союза лётчике Амет-Хане Султане я узнала совершенно случайно. Я просто несколько лет назад искала военные фильмы, чтобы показать что-то новое ребятам. Чтобы фильм не был результатом больного воображения новых режиссёров, чтобы там не было такой привычной уже мистики или ещё какой-либо гадости. На удивление нашла! Художественный фильм "Хайтарма". Он-то и стал для меня откровением и о самом лётчике и о том, как переселяли крымских татар в мае 1944 года из Крыма... Но о политике говорить не стану, а вот о лётчике - обязательно!
Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Алупке. Его отец - лакиец (родом из аула Цовкра-1 в Дагестане) Султан Амет-Хан, перебрался в Крым ещё подростком, мать - крымская татарка Насибе. По родителям Амет-Хана считают своим национальным героем как в Дагестане, так и крымские татары.
Мальчика в честь деда назвали Аметом. Он рос своенравным и хулиганистым парнишкой.
В школу Амета отдали в в 1927 году, однако учился он плохо, получая от родителей периодические нагоняи. И всё же было у него и увлечение: борьба. Пятнадцатилетний сын лудильщика из Алупки получил на весеннем празднике Хыдырлез путевку в "Артек" - он победил всех соперников в традиционной крымско-татарской борьбе куреш. Конечно, в парках "Артека" он не озирался с восторгом и удивлением, как другие ребята, приехавшие сюда из большой советской России. Море, горы, олеандры и кипарисы были и в его родном южнобережном городке. Но именно здесь Амет-Хан Султан однажды увидел самолёт. Крылатая машина летела над морем и показалась тогда артековцам настоящим чудом.
Он закончил школу только в 17 лет. В то же лето, сильно поругавшись с отцом, парень сбежал из дома, решив жить самостоятельно. Отправился в Симферополь, нашёл работу, а после записался в аэроклуб. Да так влюбился в небо, что самостоятельно поступил в лётное училище, располагавшееся в Качинске. Кстати, в этом учебном заведении ему неожиданно по ошибке сменили имя. В документах было указано – Амет Султанович Амет-хан. А в училище его записали, как Султан Амет-хан.
Война застала Амет-Хана Султана в Кишинёве, где базировался 4-й гвардейский полк. Ему, как одному из лучших пилотов, поручали воздушную разведку в прифронтовой полосе. Самолётом Амет-Хана Султана тогда была "Чайка": истребитель И-153, который уже к началу войны считался устаревшим. Именно на нём принял Амет-Хан свой первый бой. Несмотря на повреждения, Амет-Хан дотянул до аэродрома, и самолёт посадил. Осматривая его, старый механик сказал: «Повезло тебе, парень! Возьми немец чуть повыше, не беседовали бы мы с тобой».
К октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.
Весной 1942 года полк Амет-Хана защищал Ярославль, который усиленно бомбила немецкая авиация. В Ярославле находился единственный в СССР шинный завод, выпускавший покрышками для всех типов самолётов. Уничтожив завод, Геринг рассчитывал парализовать все авиазаводы страны. Взлетев ранним утром 31 мая, Амет-Хан на высоте 7,3 км встретил бомбардировщик Ю-88. Амет-Хан сразу атаковал его. Юнкерс умело уходил от огня на предельной скорости. Когда закончились боеприпасы, Амет-Хан пошёл на таран. Зайдя со стороны задней полусферы, он хотел отрубить бомбардировщику хвост, но промахнулся, и оказался над правым крылом Юнкерса, и правой плоскостью своего самолёта ударил по крылу Ю-88, отрубив крыло. Юнкерс упал на окраине города. Амет-Хан благополучно приземлился на парашюте. Два немецких лётчика попали в плен, два погибли в Юнкерсе. Это была первая личная победа Амет-Хана, за которую он получил свой первый Орден Ленина.
Уже потом, когда Амет совершит не один и даже не два воздушных тарана, отрубая немецким самолётам крылья, это назовут его почерком, как сейчас бы сказали - узнаваемой фишкой.
За свой таран младший лётчик 4-го истребительного полка стал почётным гражданином Ярославля и обладателем именных часов. В характеристике, составленной в те дни, отмечалось: "Тов. Амет-Хан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках".
Пока Амет-Хан воевал, с его ближайшими родственниками, попавшими в зону немецкой оккупации в Крыму было совсем не так просто.
Когда Амет-Хан Султану присвоили звание Героя Советского Союза, на Большой земле решили, что необходимо вывезти из Алупки его семью. Туда была направлена разведгруппа. В деревню спустился лейтенант Аппазов (в первый период партизанского движения он был командиром отряда, затем эвакуировался на Большую Землю и вернулся), сам он алупкинский татарин, но контакта с семьёй Амет-Хана не получилось. Родственники Амет-Хана наотрез отказались общаться, пригрозили заявить в полицию (один из родственников Амет-Хана командовал "добровольческим" отрядом в Алупке), Аппазову пришлось срочно уносить ноги из города. Потом эта же ситуация снова повторится, только уже с другими разведчиками.
Уже в 1944 году, после освобождения Крыма от немецких оккупантов, младший брат лётчика Имран был арестован за сотрудничество с немцами. Родителей всё же удалось переселить в Россию, избавив их от депортации, вместе с другими крымскими татарами.
Летом 1942-го Амет-Хан воевал под Воронежем, с августа – под Сталинградом. Ему всего 22, но он совершил уже больше двухсот боевых вылетов и сбил 14 самолётов. Осенью 1942-го он получает под командование 3-ю эскадрилью 9-го гвардейского авиаполка, созданного по инициативе командующего 8-й воздушной армией генерал-лейтенанта Т.Т. Хрюкина. В полк собрали лучших лётчиков-истребителей страны. В эскадрилье Амет-Хана 11 опытнейших пилотов. Товарищи ценили его за прямоту и открытость. Фактически он сбил больше самолётов, но он считал, что лётчик, который у него в паре, тоже должен получить свои победы, и примерно десяток своих самолётов приписал своим товарищам – случай совершенно уникальный, обычно поступали наоборот, ведь за каждый сбитый вражеский самолёт помимо наград полагалась и весьма приличная денежная премия. Немцы панически боялись Амет-Хана и называли "Черным дьяволом", а его самолёт с изображением орла на носу, казалось, знали все. Кстати, нарисовать орла на самолёте Амет-Хану посоветовал всё тот же генерал-лейтенант Т.Т. Хрюкин. "Рисуют же немцы всяких там драконов. - сказал он Амету. - А у тебя будет орёл. Как ты!". В Красной Армии редко кто удостаивался чести летать под "именным" знаком.
Амет-Хан был рекордсменов среди всех асов по количеству освоенных типов самолетов – 6: И-153, Як-1, Як-7, Ла-7, ленд-лизовские "Харрикейн" и Р-39 "Аэрокобра". И на каждом самолете он был асом. Он чуть было не погиб под Сталинградом: его самолёт подбили, загорелся двигатель, деревянный Як-1 очень быстро загорелся. Он на парашюте приземлился на нейтральной полосе, и был отбит пехотинцами у немцев.
Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего — Fw-190.
За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза Амет-Хана Султана остались 603 боевых вылета. Из них 70 - на штурмовку, когда лёгкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Он провёл 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 в группе.
В августе 1945-го, в 24 года Амет-Хан Султан получил свою вторую Золотую Звезду.
Когда война закончилась, Сталин приказал всех асов направить на учёбу в военные академии. Со времени ссоры с отцом отношение к учебе у Амет-Хана не изменилось: не любил он сидеть за учебниками, чертить схемы, решать задачи. Он был человеком дела, недостаток образования компенсировал интуицией, самолёт чувствовал кончиками пальцев, и написал рапорт об отчислении из академии, в котором будет сказано: "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии".
В анкетах Амет всегда назывался крымским татарином, даже после истории с депортацией 1944 года. Хотя дважды Герой мог обеспечить себе спокойную жизнь, выбрав национальность отца - лакец. Но Амет-Хан не отрёкся от своей семьи, даже когда выяснилось, что его брат был полицаем. С такими фактами из биографии и добровольным уходом из академии Султан Амет-Хан нигде не мог устроиться по своему профилю. Дважды Герой остался без работы и денег, стал регулярно употреблять спиртное.
Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. Первой машиной, которую он поставил на крыло, был экспериментальный планер ЛЛ-1.
За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей Советского Союза, выполняя сложнейшие задания. В июне 1949 года совместно с И.Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе. В родном Крыму лётчик поднимал в небо самолёт для отработки своим товарищем и коллегой высотных прыжков в необычном снаряжении - костюме-скафандре. Так что среди тысяч людей, причастных к полётам человека в космос, был и Амет-Хан Султан.
Со службой Амет-Хана в ЛИИ связана одна история. Командование ВВС сочло, что оклады лётчиков-испытателей слишком завышены по отношению к другими лётчикам. А чтобы всё выглядело "красиво", дали распоряжение лётчикам написать о своём согласии на снижение зарплаты. Амет-Хан написал, как и его коллеги, о согласии, но приписал: "Вот только жена категорически против". И.В. Сталин всегда проявлял интерес к авиации и ходу испытаний новых машин. Когда он увидел приписку именитого лётчика, наложил свою резолюцию: "Полностью согласен с женой Амет-Хана". Оклады для испытателей оставили прежними.
В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание — высочайшая награда.
Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал:
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать - татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары - своим.
- Чей же ты? - спросил я его однажды.
- Я герой не татарский и не лакский, - ответил Амет-Хан, - я - Герой Советского Союза.
- А чей сын?
- Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»
Всего Амет-Хан Султан налетал более 4 тысяч часов и освоил порядка 100 самолетов.
Амет-Хан Султан погиб во время испытаний бомбардировщика Ту-16 1 февраля 1971 года, сравнительно тихоходного летающего лабораторного самолёта. Что произошло тогда в полёте не ясно до сих пор.
Уроженца Алупки, почетного гражданина Ярославля и жителя подмосковного Жуковского похоронят в Москве на Новодевичьем.
Позднее его именем назовут горный пик в Дагестане, улицу в Алупке, где располагается бывший дом его семьи
Сегодня памятники ему установлены в Алупке, Киеве, Махачкале, Ярославле,
Его имя носят улицы в Волгограде, подмосковном Жуковском, одна из площадей Симферополя. В Дагестане именем Амет-Хана названа одна из горных вершин, а ещё законом республики от 8 февраля 2016 года № 7, была учреждена государственная награда Республики Дагестан - Медаль имени Амет-Хана Султана.
В 2022 году Банком России в рамках серии "Герои Великой Отечественной войны 1941–1945 гг." выпущена серебряная монета номиналом 2 рубля, посвященная Амет-Хану Султану ( правда на ней он совсем уж на себя не похож).
Ну как тут не вспомнить его весёлое "Я сам себе и Хан, и Султан!"
Самого Амет-Хана Султана вряд ли бы обрадовали все эти действа: не любил он церемоний, не любил показухи. Он любил небо. А ещё он был честным и глубоко порядочным человеком, любившим свою страну и не делившим живущих в ней людей по национальному признаку. "Я - Герой Советского Союза!" - более гордо эту фразу вряд ли кто произносил в нашей послевоенной истории.
Лайки помогают развитию канала!