Продолжаю следить за хроникой спасения челюскинцев, явленной на страницах прессы 1934 года. Сегодня рассматриваем 29 марта и 30 марта. Это были очень важные дни, можно сказать поворотные. Кризис, вызванный аварией Ляпидевского, подходил к концу. Тройка Каманина находилась в одном дне пути от Ванкарема, по крайней мере теоретически, а после выхода на Арктическое побережье могла приступить к эвакуации. Американская группа в Фербенксе, имея более мощные и быстрые самолеты, могла попасть а Ванкарем за два дня. И наконец, отряд Галышева по расстоянию способен достичь Анадырь за два дня, а значит Ванкарем за три.
Перед этим отряд Каманина совершил невозможное, долетев до Анадыря, и хабаровский отряд почти закончил зимнее первопрохождение Охотского моря, в каком-то смысле устанавливая мировой рекорд. Этим можно было гордиться. Но так как кризис отсутствия самолетов на Чукотке скрывался, то и о путях его преодоления распространялись не слишком. В отражении на газетных страницах все шло спокойно и в рабочем порядке. Читая газеты, о положительном повороте можно было не догадаться, в описаниях не происходило ничего особенно. Кроме того, обладая послезнанием, мы понимаем, что в спасательной операции назревал новый драматический поворот, или даже серия, но относительно них спешить не будем. Итак, что же писали советские газеты?
29 марта - есть серьезные новости. Их особенно не выделили, но поставили в самое начало.
«Самолеты Каманина вылетели в Ванкарем.
Хабаровск. 28 марта. 15 час. 45 мин. («Молния» спец. корр. «Правды»). Только что получены сведения, что три самолета отряда Каманина сегодня в 14 часов местного (6 часов московского) вылетели из Анадыря через Анадырский хребет прямо на Ванкарем.
Ник. Мотов».
Новость короткая, но емкая. Обратим внимание, что тройка самолетов летит прямо, через хребет. Повторю - через несколько часов они должны очутится в Ванкареме, и значит смогут приступить к эвакуации. Кроме этой заметки и другие новости, хотя часть из них несколько имитационная. Например,
известия от парохода «Совет» и всех прочих пароходов
«Совет» продолжает путь на север.
Хабаровск. 28 марта. («Молния» спец. корр. «Правды»). Прерванная из-за пурги связь со спасательными экспедициями восстановлена. Последние сообщения говорят, что пароходы и самолеты используют каждый час для продвижения вперед.
27 марта пароход «Сталинград» снялся с якоря в Усть-Камчатске и направился в Петропавловск -на-Камчатке. «Совет» продолжает путь на север. Координаты его – 41 градус 56 минут северной широты, и 137 градусов 40 минут западной долготы. Пароход «Смоленск» стоит в Олюторке. Ветер теснит льды, и «Смоленск» выжидает хорошей погоды»
Ник. Мотов»
Содержание несколько противоречит вступлению. Если «Сталинград» направляется из Усть-Камчатска в Петропавловск, то он ведь движется не вперед, а назад? В смысле, не на север, а на юг. Но в те времена все изучали диалектику, а не только челюскинцы на льдине. Да и на земном шаре любое направление может объявить «вперёд».
У парохода «Совет» указали координаты и теперь я точно понимаю, что журналисты «Правды» безбожно путали западное полушарие и восточное. Лучше бы они географию учили, а не диамат. 137 градусов западной долготы – это значительно восточнее Гавайских островов, в ту точку пароход за два дня смог бы попасть при всем желании.
«Смоленск» стоит в Олюторке. В прошлом сообщении нам обещали, что он направляется на север, а оказывается, он туда не переместился, а остался на месте. А может даже и на юг откатился, это ведь смотря что считать «Олюторкой».
Двумя заметками содержательные новости исчерпываются. Все остальное – полная ерунда. Куда-то гребет ледокол «Красин», опережая собственный план. А для чего он его напланировал? Наверное, чтобы опередить. Германская печать что-то пишет о «Красине» - зачем?
Пятый пленум ЦС Осоавиахима шлет телеграмму челюскинцам. И чего? Телеграмма подписана фамилиями «Эйдеман, Каменев С.С., Алкснис, Косарев, Ильин» - сплошные будущие враги народа, кроме Каменева С.С.. просто рассадник вредителей какой-то.
30 марта – появляются тревожные новости, точнее одна, и возможно, пока только настораживающая. Она - про отсутствие информации о группе Каманина. Её, по установившейся традиции, постарались спрятать ближе к концу, но поставив не последней. Первой публикацией зашли с козырей – после долгого перерыва рассказали об американской группе Ушакова, об её путешествии по Америке и о том, что она долетела до Нома. Про ту статью писал в свой прошлой публикации. Но, разумеется, Ушаков и «Правда» ничего не стали говорить о странной недельной задержке в Фербенксе, и о том, что внезапный перелет в Ном наверняка вызван пропажей тройки Каманина.
В сухом остатке – публике доложили, что два бывших американских, а теперь уже советских самолета долетели до побережья Берингова пролива. Кстати, два американских бортмеханика, нанятых советской стороной, были весьма непростыми людьми. Один – так уж точно. Вильяму «Биллу» Лавери на момент перелета в Ном только-только исполнилось 20 лет. Несмотря на столь юный возраст, он был не только механиком, но и сертифицированным летчиком, причем с большим стажем. В возрасте 15 лет он закончил воздушную школу в Калифорнии и получил лицензию пилота. Мало того, он уже был владельцем собственной авиакомпании, регулярно летавшей по трассе Фербенкс-Анкоридж. Таким образом, «опытным полярным летчиком» его можно было именовать с куда большим основанием, чем Леваневского, а по стажу и налету он опережал, например, Каманина. И маршрут от Фербенкса до Нома Лавери знал очень хорошо, так что русским пилотам было у кого спросить совета, в какую погоду стоит взлетать. Американские механики заслуживают отдельного разговора, может быть позже напишу про них подробнее, пока же вернемся к «Правде».
После новостей из Америки – огромная статья про «Красин» «Выходим В Северное Море». Они же кажется туда уже выходили? Совершенно не собирался её читать, хотя первый же абзац показался очень смешным: «Красин» загрузился углем в намеченный начальником экспедиции срок. Однако наступивший ночью отлив задержал выход ледокола в море».
У них что же, отливы внезапно наступают? Так спросили бы в порту расписание, там наверняка должны были точно знать ))).
После приключений незадачливого парохода приходит черед реальных новостей. Звено Галышева покинуло Гижигу и долетело до села Каменского. До Анадыря осталось день пути. Они почти догнали тройку Каманина.
И вот, кстати, тревожные вести о них:
«Звено Каманина.
Вчера до позднего вечера не поступило точных сведений о посадке трех самолетов звена Каманина, вылетевших 28 марта из Анадыря по направлению к мысу Ванкарем через Анадырский хребет. Судя по отрывочным сообщениям начальника полярной станции на мысе Северном и радиостанции Уэллена, самолеты, по неизвестной причине изменили курс, повернув к району бухты Провидения».
На самолете Каманина имелась радиостанция, но как раз после вылета из Анадыря она перестала работать. Как потом объясняли, «куда-то не туда попал снег». Больше суток о группе никаких известий.
И напоследок о пароходе «Совет». На нем, оказывается, слушают «Интернационал», а сам он находится совсем не на Гавайях, а проходит Сангарский пролив между японским островами Хокайдо и Хонсю. Кроме этой полезной географической привязки всё остальное – незамысловатая лирика. Наверное, эту «новость» вставили только для того, чтобы информация о запропастившихся трех самолетах не оказалась в конце.
Но в целом обстановка неплохая – спасательные самолеты всё ближе и ближе.
Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.