Сегодня небольшое отступление от хроники спасения челюскинцев по страницам прессы 1934 года,. Вместо этого я собираюсь немного оглянуться назад и подробно рассмотреть график перемещения вокруг света Ушакова, Слепнева и Леваневского. Многое из него я уже описал ранее, но теперь пора свести информацию вместе и подвести итоги. Как быстро они перемещались, где и насколько останавливались?
Если почитать позднейшую официальную хронику, а также воспоминания участников, то перемещение группы Ушакова описывается исключительно в таких выражениях: «Не теряя ни минуты… немедленно выехали… торопились из всех сил… срочно спешили на помощь челюскинцам».
В конкретных датах это выглядит так:
Ушаков со Слепневым отправились из Москвы 16 февраля, 17-го долетели до Берлина и принялись ждать Леваневского, который присоединился к ним 19 февраля вечером. На следующий день все трое вылетели в Англию и 21 февраля взошли на борт лайнера «Олимпик» в Саутгемптоне, которой в тот же день отправился в трансатлантический рейс.
26 февраля в середине дня лайнер прибыл в Нью-Йорк. Миссия пилотов поначалу была засекречена.
Позднее всегда и везде официально утверждалось, что летчики попали в Нью-Йорк 28 февраля. Вроде мелочь, но пару дней от их пребывания отрезали. Если возможно фальсифицировать одну дату, то нет никаких оснований брать на веру другие даты, правда же? Это совершенно очевидный вывод - имея дело с таким недостоверным источником, следует все сведения от него подвергать дополнительной проверке.
Идем дальше: 28 февраля на встрече с американскими журналистами Куйбышев рассекречивает вояж летчиков и прямо говорит, что летчики прибыли в США без определенного плана и будут ждать указаний правительства. Позднейшая общепринятая версия, полученная из разрозненных обрывков свидетельств участников такая – летчики провели в Нью-Йорке 10 дней и покинули его 10 марта. Эти две цифры не бьются между собой, если взять за точку отчета не фейковую дату прибытия, а истинную - 26 февраля. Участники в этой части, как минимум, привирают. Так, а почему летчики провели столько времени в Нью-Йорке? Объяснения всегда предъявлялись крайне туманные и даже мутные. Самое распространённое – «покупали самолеты». Во-первых, никакие самолеты в Нью-Йорке не были куплены до самого конца их пребывания. Во-вторых, для этого не требовалось «десять дней». В-третьих, в Нью-Йорке работала огромная фирма «Амторг», организованная Советским правительством для торговли с США, имевшая гигантские обороты. Купить пару самолетов для нее было плевым делом. В принципе, посол Трояновский прямо об этом сообщает, говоря о летчиках: «Вскоре они выехали в Сиаттль. В это время Амторг, согласно данному мне распоряжению т. Куйбышева, занялся поисками и покупкой подходящих самолетов».
Можно отметить, что в книге «Как мы спасли челюскинцев» привирают или утаивают информацию буквально все авторы-участники. Но вместе с тем, многие из них в чем-то проговариваются, и даже в этом странном коллективном труде можно найти ответы на многие вопросы, если внимательно сличать между собой разные главы. Итак, «десять дней», а на самом деле минимум двенадцать, летчики занимались в Нью-Йорке непонятно чем. Как нам поведали нью-йоркский «Новый мир» и московская «Правда», летчики провели бал в Амторге. Позднее будет еще статья в «Правде», где Леваневский расскажет, как встречался с какими-то американскими знаменитыми пилотами в их клубе, и летал на каких-то самолетах. А посол Трояновский описывает их пребывание так:
"Здесь они были встречены очень тепло полярными исследователями в лице Стефенсона, летными кругами в лице Александера и других и, разумеется, советской колонией, т. е. главным образом сотрудниками Амторга".
В общем, спасательная группа вела насыщенную жизнь и вызволять кого-либо со льда совершенно не спешила.
Подчеркну еще раз – летчики не сами «торопились», или «отдыхали», они выполняли распоряжения правительственной комиссии. (Поэтому было бы крайне любопытно прочитать истинную переписку между Ушаковым и Москвой. Уверен, что объявленная хронология тут же бы рассыпалась). А решения Комиссии определялись общим ходом операции. Когда у нас произошла поворотная точка? 14 марта, когда разбился самолет Ляпидевского. До этого Комиссия проявляла полнейшую безмятежность: группа Галышева каталась по железной дороге Иркутск-Владивосток и обратно в Хабаровск, пароход «Смоленск» плыл неизвестно куда. И в это же время группа Ушакова без явной цели проводила балы в Нью-Йорке. После 14 марта всем были розданы срочные распоряжения – группе Галышева приказали немедленно вылетать, Каманину – высаживаться на побережье и что-то делать. Поэтому явный мотив отправлять группу Ушакова из Нью-Йорка появляется только 14 марта. С учетом разницы во времени на восточном побережье США это было еще 13 марта. Они вполне успевают доехать на поезде до «Сиатлля».
Когда именно советские летчики покинули Нью-Йорк – об этом нет никакой достоверной информации. Если насчет самого Ушакова Правительственная Комиссия выдала 14 марта обтекаемую формулировку: ««По имеющимся сведениям, зам. начальника ГУСМП т. Ушаков Г.А., находившийся в Нью-Йорке, 10 марта выехал на Аляску в город Фербенкс», то про самих летчиков, Слепнева и Леваневского, нет даже такого. Вся информация, что они покинули город 10 марта, публиковалась в газетах только задним числом, после 14 марта. Связь действий всех спасательных отрядов с аварией Ляпидевского 14 марта тщательно скрывалась, поэтому отъезд американской группы из Нью-Йорка ретроспективно перенесли на более раннюю дату.
А что пишут сами участники, по горячим следам, в 1934 году.
Про дату отбытия Слепнев молчит. Леваневский рубит коротко и лаконично: «В Нью-Йорке мы пробыли 10 дней», - и на этом все.
Трояновский: «28 февраля Ушаков, Слепнев и Леваневский прибыли в Нью-Йорк…Здесь они были встречены очень тепло полярными исследователями в лице Стефенсона, летными кругами в лице Александера и других и, разумеется, советской колонией, т. е. главным образом сотрудниками Амторга. Вскоре они выехали в Сиаттль». – Тут ложная дата прибытия и прекрасное временное указание «вскоре». Ну да, 10-12-15 дней вполне можно в него уложить, в сравнению с вечностью всё недалеко.
И сам Ушаков: «В Америке мы узнаем о том, что летчик Ляпидевский на своей тяжелой машине «АНТ-4» сделал смелый прыжок из Уэллена в лагерь Шмидта и спас женщин и детей. Но наша гордость героическим подвигом товарища омрачается известием о том, что в следующем полете Ляпидевский затерялся. Это еще более обостряет наше желание как можно скорее попасть на Аляску и оттуда на Чукотку. В экспрессе мы мчимся через Америку к Тихому океану…» - просто буквально получается, желание попасть на Аляску обострило известие о пропаже коллеги.
Подводя первый итог – время отбытия из Нью-Йорка тщательно скрывается, а интервал размазан. Но даже если взять официальные «10 дней», то очевидно, что спасатели в этот период никуда не торопились. До этого спешили, потом мчались, а в этот период – набирались сил.
А вот дата отплытия из Сиэтла – 17 марта по американскому времени – она совершенно точная. На Аляску летчики отправились на одноименном пароходе «Аляска». Это подтверждается и расписанием того года и публикациями местной прессы. Газета каждого городка, где причаливал пароход, отмечала наличие на борту «трех русских пилотов».
Пять дней группа плыла на пароходе – в это время они торопились из всех сил. Вот как это описывает Ушаков:
«Достигнув тихоокеанского побережья, мы получили распоряжение форсировать наше продвижение на Аляску. Поэтому, не задерживаясь нигде, первым пароходом мы вышли из города Сиаттль на север. Чтобы выгадать хотя бы несколько дней, мы договорились с одним из лучших аляскинских летчиков, Джо Кроссеном, о том, чтобы он встретил нас на канадской территории…».
Все получилось прекрасно, несколько дней они выгадали, и 21 марта к вечеру Джо Кроссен доставил их в Фербенкс. И как же славная бригада использовала сэкономленные дни? А никак, поскольку в Номе она появилась только 29 марта, через 8 дней. Желание торопиться внезапно пропало. Но, разумеется, не само по себе, а по приказу из Москвы. И связано это было опять-таки с другими участками спасательной операции.
21 марта на Аляске – это 22 марта на Чукотке. А что произошло в этот день? Три самолета Каманина прилетели в Анадырь. Пока было неясно, как каманинская группа попадет на Чукотку, Ушаков со товарищи мчались. А как узнали, что коллеги теоретически уже в одном дне пути от Ванкарема, так сразу расслабились. Начали надписи на крыльях рисовать, самолеты тщательно принимать, в общем тянуть время. Тройка Каманина же собиралась вылетать сразу. Но день ушел на ремонт, потом еще день пропал, а потом и пурга началась. Всё это время на Аляске «принимали самолеты и облетывали».
Группа Каманина вылетела из Анадыря 28 марта… и пропала. Несколько дней от неё не поступало никакой информации. И вот тут тройка Ушакова встрепенулась и 29 марта по американскому времени примчалась в Ном. На Чукотке было уже 30-е, от каманинцев третий день никаких известий, и в штабе спасения нарастала легкая паника. Но я сильно забежал вперед.
Совершенно бесспорно одно – периоды, когда Ушаков, Слепнев, Леваневский неслись на спасение челюскинцев, перемежались с временем, когда совершенно никуда не торопились. Таких спокойных интервалов у них набирается почти три недели. Но про активные фазы любили рассказывать, а про спокойные предпочитали молчать. На этом можно закончить, но можно и добавить несколько слов. Дата вылета из Фербенкса в Ном покрыта густым туманом, лишь немногим меньшим, чем отправление из Нью-Йорка. Участники лепят кто во что горазд, в широком диапазоне, как будто специально хотят всех запутать и свести с ума.
Самая ранняя дата приводится у Леваневского: «25 марта была плохая погода, нельзя было лететь. 26 марта я вылетел из Фербенкса, имея на борту Ушакова». У него получается путь вместо четырех часов занял четыре дня.
А вот что телеграфирует Ушаков в газету «Правда» 29 марта:
«25 марта от компании «Пасифик Аляска-эйруэйс» приняли два самолета системы «консолидейтед». Однако назначенный на следующей день полет был отменен вследствие исключительно неблагоприятной погоды. 27 марта поднялись в воздух и взяли курс по бассейну реки Танана, затем по бассейну Юкона. Миновав города Танана и Руби произвели посадку в индейском поселке Нулато на берегу Юкона. Здесь по радио получили известие, что все побережье Аляски, в том числе город Ном, покрыто сплошным густым туманом. Поэтому решено было прервать полет. 650 километров между Фербенксом и Нулато покрыто в 2 часа 33 минуты. Посадка произведена благополучно.
Весь период пребывания в Соединённых штатах советская экспедиция пользовалась исключительным радушием населения и представителей правительства. В Нью-Йорке экспедиции был дан обед группой американских летчиков во главе с Вильямом Александером, по инициативе которого готовится перелет с образцами товаров в Советский Союз.
Горд Фербенкс в честь экспедиции устроил банкет. Зал был декорирован флагами Соединенных Штатов, Советского Союза и Аляски. На пробные полеты на приобретенных машинах собралась большая толпа, высказавшая бурное восхищение искусством советских летчиков».
Тему разнобоя с датами можно продолжить, она обширна и запутана. Но это как-нибудь в другой раз. А сейчас закончу очевидным выводом:
Советские летчики восхищали зрителей, званно обедали, обсуждали с заокеанскими коллегами предстоящие перелеты, красили крылья в советскую символику - делали много полезного. Только на Чукотку не летели.
Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.