Всем здравствуйте! У нас на очереди Астрахань. И, конечно, тут же вспоминается нетленное:
"Казань брал! Астрахань брал! Шпака не брал!"
Есть у меня мысль - как закончим с поездами, по фильмам пройтись.
В общем, я тоже решил сегодня "взять" Астрахань, хотя после пяти пар она может и не поддаться. Ну да попробуем. Итак, мы с вами оказываемся на привокзальной площади Астрахани. Здесь, кстати, два здания вокзала: старое, которое оказалось как бы сбоку от нового здания:
Это лишь часть старого здания вокзала. Его значительная часть была снесена в связи со строительством нового объекта. А вот и новое здание:
Если честно, то новое здание больше походит на здание аэропорта. Ну вот такая какая-то ассоциация у меня с такими архитектурными формами.
За спиной у нас, если стоять лицом к вокзалу, осталась улица Анри Барбюса. За какие заслуги, кроме того, что этот французский писатель был членом коммунистической партии Франции, его именем назвали одну из основных улиц города, я понятия не имею. Но вот так назвали. Если кто-то в курсе, какую роль сыграл товарищ Барбюс в жизни этого города, расскажите, пожалуйста. Мне больше известен факт, что здесь бывал Александр Дюма-отец, который оставил об Астрахани следующую характеристику:
Русские сходят с ума от икры и цыганок, улицы в городе грязные, а арбузы вкусные. И еще много чего
В Россию знаменитого француза пригласил наш русский литератор, меценат, шахматист - граф Кушелев. Правда, Дюма прибыл в Астрахань не на поезде, а по Волге. Отсюда же он уехал дальше на Кавказ.
В общем, мы с вами стоим на отметке примерно 20 метров ниже уровня моря. Давайте же посмотрим куда можно было отправиться поездом, начальной станцией которого и была Астрахань, в 1987 году:
- Актюбинск - № 191/192. Это был ежедневный поезд в один из центров Западного Казахстана. В пути он был более суток - почти 29 часов;
- Ленинград - № 259/260. Этот поезд был в пути в северную столицу без двух минут двое суток. Ходил через день. Следовал через Саратов, Тамбов, Мичуринск и Рязань;
- Минеральные Воды - № 185/186. Не знаю уж, почему его не дотянули до Кисловодска, а остановили в Минеральных Водах, предложив людям право самостоятельно добираться до собственно курортной зоны. В пути он был 18 часов с небольшим;
- Махачкала - № 651/652. До Махачкалы поезд добирался за 16 часов;
- Москва. Здесь было аж два поезда. Первый немного более долгий уходил в ночь, прибывая на Павелецкий вокзал столицы рано утром. Второй уходил утром, а в Москве оказывался к обеду. Вот второй как раз и был тем самым фирменным "Лотосом".
Практически сразу же после отправления у нас будет мост через речку Болда. Выглядит эта конструкция вот так:
Этот мост приводит на остров Болдинский, на котором и есть место цветения лотосов. Должно быть очень красиво выглядит:
Вот поезд с этим именем и будет следовать в Москву 28 часов 45 минут. Были из Астрахани и несколько вагонов беспересадочного сообщения: на Баку (с пересцепкой в Махачкале), на Воронеж (в Мичуринске) - плацкартные вагоны. А еще два купейных до Москвы перецепляли в Волгограде к поезду № 3/4.
В 2004 году направления поменялись достаточно прилично:
- Атырау - № 625/626. Видимо, таким образом укоротили актюбинский поезд. Атырау - это бывший Гурьев;
- Волгоград - № 605/606. Мне, кстати, даже странно, куда он подевался в 1987 году в расписании. Вагон на Москву прицепляли именно к поезду № 605, а потом перецепляли в Волгограде к "тройке". Время в пути до города-героя 10 часов 40 минут;
- Горький - № 339/340. И это почти 35,5 часов между двумя городами на Волге;
- Душанбе - Куляб. И это уже поезда в направлении Таджикистана. Время в пути до Куляба - 4-й по величине город Республики - более 3-х суток;
- Махачкала - это направление сохранилось и в графике 2004 года;
- Москва. Два поезда в направлении столицы сохранились. Прибывали они всё также на Павелецкий вокзал;
- Мурманск - № 215/216. Время в пути 70 часов 37 минут, хотя визуально Мурманск кажется гораздо дальше, чем Душанбе;
- Озинки - № 611/612. Это станция в Саратовской области;
- Санкт-Петербург - № 89/90. Всего лишь 40 часов в пути;
- Свердловск - № 147/148. Время в пути 49 часов 33 минуты
Кстати, на протяжении десятков километров на север мы так и будем следовать на высоте ниже уровня моря. Причем, не только не будем подниматься выше, но наоборот. Например, в районе населенного пункта Гнилуша у нас отметка чуть ли не (-26) метров. Пейзаж за окном примерно вот такой:
А вот беспересадочные вагоны были по самым различным направлениям:
- на Черное море - Адлер, Новороссийск;
- в Крым - Симферополь;
- в Белоруссию - Брест;
- в Казахстан - Мангышлак;
- в Западную Сибирь - Нижневартовск.
Подъем хотя бы до уровня моря начинается лишь после станции Дельта. Но и он растянется еще надолго. Пейзажи за окном сохраняются теми же примерно:
Отметку 0 метров мы преодолеем лишь в районе станции Богдо. А это уже более 250 км от пункта нашего отправления. Здесь у озера Баскунчак есть священная гора Большое Богдо.
И вот так мы и добрались до 2024 года. Куда же можно будет уехать на поездах с начальным пунктом Астрахань в наши дни:
- Атырау. А с ним же еще и беспересадочный вагон до Мангистау. Всё это в Казахстане;
- Волгоград. Здесь в разное время года несколько составов, в том числе есть именной "Дневной экспресс". Он в пути до Волгограда 6 часов 16 минут. С ним же проследует беспересадочный вагон до Казани. А вот обычный - не экспресс - 7 часов 27 минут. К нему цепляется беспересадочный вагон до Новороссийска;
- Имеретинский курорт (Адлер) - № 465/466. И на этом южном направлении теперь полноценный поезд. Следует он через Волгоград. Время в пути 35 часов;
- Москва - № 005/006. Фирменный "Лотос", сохранивший не только своё имя, но и нумерацию поезда. В пути 25 часов;
- Санкт-Петербург - № 109/110. Это фирменный поезд "Андрей Тульников". Это Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны, который отличился при форсировании реки Одер. К нему цепляется беспересадочный вагон до Мурманска.
- Нижневартовск - 147/148. Я, конечно, не очень понимаю, что это за направление такое. Почему именно Нижневартовск, а, например, не Сургут или Новый Уренгой. Но этот поезд стабилен. Время в пути 2 суток и еще 17 часов.
И всё! Ничего больше я не обнаружил. Конечно, есть проходящие. В основном в Дагестан - Махачкалу и Дербент. А вот с астраханскими - всё. Ну если опять Яндекс не подводит.
Вот таким получился наш визит на родину Рината Дасаева. До сих пор часто вспоминаю, как он играл на Чемпионате Европы 1988 года. Он и начинал свою карьеру в местном клубе «Волгарь».
Спасибо, что читаете! До встречи!
P.S. Предыдущие публикации цикла можно прочитать в подборке по ссылке ниже: