Найти в Дзене

Станция отправления - Астрахань. Куда увозили "Лотос" и другие поезда дальнего следования

Всем здравствуйте! У нас на очереди Астрахань. И, конечно, тут же вспоминается нетленное:

"Казань брал! Астрахань брал! Шпака не брал!"
Кадр из кинофильма "Иван Васильевич" меняет профессию. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кадр из кинофильма "Иван Васильевич" меняет профессию. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Есть у меня мысль - как закончим с поездами, по фильмам пройтись.

В общем, я тоже решил сегодня "взять" Астрахань, хотя после пяти пар она может и не поддаться. Ну да попробуем. Итак, мы с вами оказываемся на привокзальной площади Астрахани. Здесь, кстати, два здания вокзала: старое, которое оказалось как бы сбоку от нового здания:

Старое здание вокзала в Астрахани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Старое здание вокзала в Астрахани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это лишь часть старого здания вокзала. Его значительная часть была снесена в связи со строительством нового объекта. А вот и новое здание:

Вокзал в Астрахани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Астрахани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Если честно, то новое здание больше походит на здание аэропорта. Ну вот такая какая-то ассоциация у меня с такими архитектурными формами.

За спиной у нас, если стоять лицом к вокзалу, осталась улица Анри Барбюса. За какие заслуги, кроме того, что этот французский писатель был членом коммунистической партии Франции, его именем назвали одну из основных улиц города, я понятия не имею. Но вот так назвали. Если кто-то в курсе, какую роль сыграл товарищ Барбюс в жизни этого города, расскажите, пожалуйста. Мне больше известен факт, что здесь бывал Александр Дюма-отец, который оставил об Астрахани следующую характеристику:

Русские сходят с ума от икры и цыганок, улицы в городе грязные, а арбузы вкусные. И еще много чего

В Россию знаменитого француза пригласил наш русский литератор, меценат, шахматист - граф Кушелев. Правда, Дюма прибыл в Астрахань не на поезде, а по Волге. Отсюда же он уехал дальше на Кавказ.

В общем, мы с вами стоим на отметке примерно 20 метров ниже уровня моря. Давайте же посмотрим куда можно было отправиться поездом, начальной станцией которого и была Астрахань, в 1987 году:

  • Актюбинск - № 191/192. Это был ежедневный поезд в один из центров Западного Казахстана. В пути он был более суток - почти 29 часов;
  • Ленинград - № 259/260. Этот поезд был в пути в северную столицу без двух минут двое суток. Ходил через день. Следовал через Саратов, Тамбов, Мичуринск и Рязань;
  • Минеральные Воды - № 185/186. Не знаю уж, почему его не дотянули до Кисловодска, а остановили в Минеральных Водах, предложив людям право самостоятельно добираться до собственно курортной зоны. В пути он был 18 часов с небольшим;
  • Махачкала - № 651/652. До Махачкалы поезд добирался за 16 часов;
  • Москва. Здесь было аж два поезда. Первый немного более долгий уходил в ночь, прибывая на Павелецкий вокзал столицы рано утром. Второй уходил утром, а в Москве оказывался к обеду. Вот второй как раз и был тем самым фирменным "Лотосом".
Фирменный поезд "Лотос". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фирменный поезд "Лотос". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Практически сразу же после отправления у нас будет мост через речку Болда. Выглядит эта конструкция вот так:

Мост через р. Болда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мост через р. Болда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Этот мост приводит на остров Болдинский, на котором и есть место цветения лотосов. Должно быть очень красиво выглядит:

Цветение лотосов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Цветение лотосов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот поезд с этим именем и будет следовать в Москву 28 часов 45 минут. Были из Астрахани и несколько вагонов беспересадочного сообщения: на Баку (с пересцепкой в Махачкале), на Воронеж (в Мичуринске) - плацкартные вагоны. А еще два купейных до Москвы перецепляли в Волгограде к поезду № 3/4.

В 2004 году направления поменялись достаточно прилично:

  • Атырау - № 625/626. Видимо, таким образом укоротили актюбинский поезд. Атырау - это бывший Гурьев;
  • Волгоград - № 605/606. Мне, кстати, даже странно, куда он подевался в 1987 году в расписании. Вагон на Москву прицепляли именно к поезду № 605, а потом перецепляли в Волгограде к "тройке". Время в пути до города-героя 10 часов 40 минут;
  • Горький - № 339/340. И это почти 35,5 часов между двумя городами на Волге;
  • Душанбе - Куляб. И это уже поезда в направлении Таджикистана. Время в пути до Куляба - 4-й по величине город Республики - более 3-х суток;
  • Махачкала - это направление сохранилось и в графике 2004 года;
  • Москва. Два поезда в направлении столицы сохранились. Прибывали они всё также на Павелецкий вокзал;
  • Мурманск - № 215/216. Время в пути 70 часов 37 минут, хотя визуально Мурманск кажется гораздо дальше, чем Душанбе;
  • Озинки - № 611/612. Это станция в Саратовской области;
  • Санкт-Петербург - № 89/90. Всего лишь 40 часов в пути;
  • Свердловск - № 147/148. Время в пути 49 часов 33 минуты

Кстати, на протяжении десятков километров на север мы так и будем следовать на высоте ниже уровня моря. Причем, не только не будем подниматься выше, но наоборот. Например, в районе населенного пункта Гнилуша у нас отметка чуть ли не (-26) метров. Пейзаж за окном примерно вот такой:

Астраханская область. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Астраханская область. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот беспересадочные вагоны были по самым различным направлениям:

  • на Черное море - Адлер, Новороссийск;
  • в Крым - Симферополь;
  • в Белоруссию - Брест;
  • в Казахстан - Мангышлак;
  • в Западную Сибирь - Нижневартовск.

Подъем хотя бы до уровня моря начинается лишь после станции Дельта. Но и он растянется еще надолго. Пейзажи за окном сохраняются теми же примерно:

Астраханские степи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Астраханские степи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Отметку 0 метров мы преодолеем лишь в районе станции Богдо. А это уже более 250 км от пункта нашего отправления. Здесь у озера Баскунчак есть священная гора Большое Богдо.

Гора Богдо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гора Богдо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гора Богдо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гора Богдо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот так мы и добрались до 2024 года. Куда же можно будет уехать на поездах с начальным пунктом Астрахань в наши дни:

  • Атырау. А с ним же еще и беспересадочный вагон до Мангистау. Всё это в Казахстане;
  • Волгоград. Здесь в разное время года несколько составов, в том числе есть именной "Дневной экспресс". Он в пути до Волгограда 6 часов 16 минут. С ним же проследует беспересадочный вагон до Казани. А вот обычный - не экспресс - 7 часов 27 минут. К нему цепляется беспересадочный вагон до Новороссийска;
  • Имеретинский курорт (Адлер) - № 465/466. И на этом южном направлении теперь полноценный поезд. Следует он через Волгоград. Время в пути 35 часов;
  • Москва - № 005/006. Фирменный "Лотос", сохранивший не только своё имя, но и нумерацию поезда. В пути 25 часов;
  • Санкт-Петербург - № 109/110. Это фирменный поезд "Андрей Тульников". Это Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны, который отличился при форсировании реки Одер. К нему цепляется беспересадочный вагон до Мурманска.
  • Нижневартовск - 147/148. Я, конечно, не очень понимаю, что это за направление такое. Почему именно Нижневартовск, а, например, не Сургут или Новый Уренгой. Но этот поезд стабилен. Время в пути 2 суток и еще 17 часов.

И всё! Ничего больше я не обнаружил. Конечно, есть проходящие. В основном в Дагестан - Махачкалу и Дербент. А вот с астраханскими - всё. Ну если опять Яндекс не подводит.

Вот таким получился наш визит на родину Рината Дасаева. До сих пор часто вспоминаю, как он играл на Чемпионате Европы 1988 года. Он и начинал свою карьеру в местном клубе «Волгарь».

Спасибо, что читаете! До встречи!

P.S. Предыдущие публикации цикла можно прочитать в подборке по ссылке ниже:

Про поезда и другой транспорт | Современные маршруты по историческим местам | Дзен