Вера в уникальную защиту Сил Небесных: Спасителя, Богородицы, Ангелов и всех святых – стала основной чертой православного сознания с первых лет принятия христианства как в повседневной жизни, так и в ратном труде. Русские дружинники и ополченцы, идущие в бой за родину, черпали духовную силу в заповедях Евангелия, страстях Христовых, архангелов с огненными мечами, а также в примерах раннехристианских воинов-мучеников.
Особенно значим был святой Георгий. Прозвище Победоносец первоначально означало его духовную победу над мучителями, добивавшимися его отречения от истинной веры. Позднее эпитет был переосмыслен в связи с известным чудом – победой над змеем. В древнерусской традиции этот святой стал небесным защитником русских князей и всего русского воинства, а с ним и другие значимые святые: Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, великомученики Артемий и Никита. Их ряд продолжили святые, просиявшие уже на русской земле: младшие дети Владимира-крестителя Борис и Глеб, князья-мученики Михаил и Федор Тверские, митрополит Алексий и еще целый сонм отечественных подвижников.
Свою наглядность православное предание обрело в изографии. Высокие образцы духовного искусства сохранились в церквях, музеях и частных собраниях. Благодаря известному российскому коллекционеру Е.В. Шильникову, например, состоялась знаковая выставка «Небесные покровители земли Русской» в залах Пермской художественной галереи в честь 300-летия города. К выставке был издан каталог, на уровне искусствоведческой монографии и роскошного художественного альбома. Имея его в домашней библиотеке, можно набраться прекрасных впечатлений от мастерства иконописцев и художников (вплоть до В.Васнецова и М.Нестерова), глубоких знаний по истории русского изобразительного искусства и церкви, а также совершенно неожиданных сведений для внезапного сопоставления древних и самых современных событий.
Из жития святого великомученика Никиты: «Император Максимилиан искал случая вернуть воина Никиту в язычество, истязал его плоть, бросил в темницу. Здесь мученику явился демон в образе ангела и стал уговаривать его принести жертву идолам. Но по молитве Никиты с неба раздался голос Архангела Михаила, повелевший узнику схватить пришедшего и допросить его. Святой бросил демона на землю, наступил на него и велел назвать свое имя и рассказать о своих деяниях. В испуге демон (Вельзевул) поведал, как он искушает людей и что делает для их погибели…» На славянской почве Никита приобрел особый статус защитника от бесов – отсюда его прозвище «Бесогон».
Разумеется, не всем близок и дорог пафос православных житий, заповедей и ценностей. Но просто красота доступна всем взглядам и всем сердцам. В издании есть воистину пленительные образы и шедевры высокого мастерства. Стоит увидеть!
Небесные покровители земли Русской / Составление, авторская статья Н.В. Проказина. – Москва: «Лингва-Ф», 2023, 178 с., илл. – К 300 - летию города Перми.
Видео с открытия выставки "Небесные покровители земли Русской" в Перми:
Книги по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.