Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Воевали в небе фронтовом. Три судьбы братьев-летчиков Курзенковых

Мой товарищ по службе в Военно-Воздушных Силах Советского Союза, военный летчик 1-го класса, прошедший горячее небо Афганистана, ему ныне уже за 80, он всю свою сознательную жизнь интересуется историей боевой авиации, людьми в ней, и как-то поделился одним воспоминанием. По радио он услышал информацию о встрече писателей, освещавших события Великой Отечественной войны, и прозвучала знакомая ему фамилия — Курзенков. Как так? Он был озадачен, ибо читал раньше, что Герой Советского Союза летчик Курзенков погиб в последний день Великой Отечественной войны, 8 мая 1945 года… Но так как в сообщении было сказано, что Курзенков является автором книги «Под нами земля и море», то он обратился, так сказать, к первоисточнику, к книге. И ответ был найден практически сразу: автором книги оказался не балтийский летчик Герой Советского Союза Александр Георгиевич Курзенков, действительно погибший 8 мая 1941 года, а его родной старший брат Сергей Георгиевич Курзенков — тоже летчик и тоже Герой Советского Союза, но воевавший в Заполярье.

-2

А я ныне, решив подготовить несколько зарисовок о судьбах наших советских семей, в которых родные люди удостаивались звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, изучая материалы о Сергее и Александре Курзенковых, выяснил, что и самый младший брат Николай, встав «на крыло» в 1944 году, воевал во фронтовом небе.

О старшем брате Сергее Курзенкове, удостоившегося звания героя в 1943 году

В 1940 году Сергей Курзенков уже был летчиком-инструктором, командиром авиационного звена курсантов в Ейской авиационной школе морских летчиков имени С. А. Леваневского. С началом Великой Отечественной войны Сергей Курзенков пишет рапорт за рапортом с просьбой направить на фронт. Просьба не сразу, но была удовлетворена, и он получил назначение в истребительный авиационный полк Северного флота.

Прибыв в боевой полк, лейтенант Сергей Курзенков в короткий срок переучился на самолет, стоявший на вооружении, а это был английский «харрикейн». Летал и воевал Сергей Курзенков смело, об этом говорит то, что за период с марта 1942 года по февраль 1943 года он сбил лично 9 самолетов противника, подбил еще 4, и был награжден орденами Красного Знамени. В наградных документах отмечалось:

*** «т. Курзенков является смелым, отважным летчиком-истребителем. В воздушных боях решителен, напорист, тактически действует правильно. С работой командира звена справляется отлично».

*** «Показал себя исключительно храбрым, инициативным, волевым летчиком-истребителем. Обладает отличной техникой пилотирования».

*** «В бою проявляет хладнокровие и настойчивость, всегда принимает бой, не считаясь с численным превосходством противника».

Вскоре старший лейтенант Сергей Курзенков был назначен заместителем командира авиационной эскадрильи, а затем стал помощником командира 78-го ИАП.
Акцентирую внимание читателей на наградном листе, которым капитан Сергей Курзенков был представлен к высшей степени воинского отличия в Советском Союзе–званию Героя Советского Союза:

-3

«28.02.43 г. при нанесении ночью бомбардировочно-штурмового удара по аэродрому Луостари был подбит его самолет огнем ЗА и он получил тяжелое ранение в ногу при подходе к цели. Тов. Курзенков и здесь выполнил боевое задание, отбомбил и отштурмовал аэродром противника, лишь тогда лег на обратный курс. Самолет тов. Курзенкова был сильно подбит, и при подходе к своему аэродрому на высоте 800 метров самолет загорелся. Тов. Курзенков выбросился на парашюте. Парашют был также поврежден, перебита была левая лямка осколком снаряда ЗА, это вывело 12 строп. Тов. Курзенков, без того имея тяжелое ранение, спустился на полураскрытом парашюте с большой скоростью и при падении на землю потерял сознание. Бойцами был доставлен в госпиталь, где при операции у него удалена правая почка.

В соответствии с приказом Народного Комиссара обороны товарища Сталина № 0299 от 20.08.1941 г. за сбитые в воздушных боях девять самолетов, поврежденных в воздухе и на земле пять самолетов, уничтоженных: капонир с самолетом и домик с летным составом до 12 человек — заслуживает присвоения звания Героя Советского Союза».

Подписал наградной лист командир 78 ИАП ВВС Северного флота гвардии майор Маркевич.
Эти скупые строки фронтового документа дополним словами адмирала Арсения Головко, тогда Командующего Северным флотом СССР, руководившего обороной советского Заполярья:

«28 февраля 1943 года, то есть полярной ночью, самолет Курзенкова был подбит над вражеским аэродромом и загорелся. Раненный осколком при разрыве снаряда, летчик сумел довести горящий самолет до нашей территории, почти до своего аэродрома, после чего выбросился, не раскрывая парашюта, чтобы не попасть под удар падавшего следом самолета, представлявшего пылающий факел. Пролетев около двух тысяч метров, Курзенков открыл парашют, ощутил сильный рывок, сорвавший унты и меховую перчатку (на земле в это время было около тридцати градусов мороза), но не почувствовал, что скорость падения замедлилась. Иссеченные осколками ремни парашюта не выдержали рывка и оторвались вместе с парашютом. Короче говоря, Курзенков достиг земли с непогашенной парашютом скоростью падения. Спасло его только то, что при падении он попал в глубокое ущелье, занесенное снегом. Тем не менее, у него от удара были травмированы внутренние органы, выбита из сустава рука, повреждена нога, разорвана почка. И все-таки он нашел в себе силы достать пистолет и дважды выстрелил в воздух, чтобы привлечь внимание. Его нашли, доставили в госпиталь и доложили мне. Узнав, что произошло, я обратился к Д.А. Арапову, который находился в Полярном. Торпедный катер тут же доставил главного хирурга флота в госпиталь, куда был перевезен Курзенков.

Четырнадцать суток Дмитрий Алексеевич Арапов дрался со смертью за жизнь Курзенкова и сделал почти невозможное. И победил. В июле Курзенков вышел из госпиталя здоровым человеком. Здоровым, если не считать ограничений, связанных с тем, что осталось на всю жизнь в результате травмы внутренних органов. Свое  он уже отлетал, а все, что успел сделать, дало ему право быть Героем Советского Союза, которым он и стал 25 июля 1943 года».

Обращаю внимание на слова адмирала: «свое он уже отлетал…», да, Герой Советского Союза капитан Сергей Георгиевич Курзенков был списан с летной работы, но остался в боевом строю и служил с августа 1943 года до Победы в мае 1945 года начальником отделения Управления боевой подготовки Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота СССР.

В 1950 году полковник Сергей Курзенков ушел по состоянию здоровья на пенсию. Но не мог он представить себя без дела, так как Сергей Георгиевич был человеком довольно кипучей энергии: в 1956 году он окончил Московский литературный институт имени Максима Горького. И литературный труд геройского летчика Сергея Георгиевича Курзенкова, славящий мужество советских воинов, отстоявших мир и свободу в смертельных боях с фашистскими захватчиками, наше л широкую признательность у многих читателей как у нас в стране, так и за рубежом. Он автор книг «Особое задание», «Под нами земля и море», некоторых других публикаций.

О погибшем 8 мая 1945 года Герое Советского Союза Александре Курзенкове

Александр Курзенков, как и старший брат Сергей, окончил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков, воевал с мая 1942 года. И вся фронтовая судьба Александра Курзенкова была связана с Балтикой. Уже в сентябре 1942 года он был награжден орденом Красного Знамени, вот строки из наградного листа:

«т. А. Курзенков с 4.07 по 4.09.42 года совершил 30 боевых вылетов на разведку кораблей, транспорта, а также на бомбовые удары по военным объектам, скоплению войск и по кораблям противника. Задания по разведке выполняет только с оценкой хорошо и отлично. Летает в любых метеорологических условиях погоды. Разведку производит на высоте 150-200 метров. В трудных условиях принимает правильные и грамотные решения».

Особую находчивость и героизм Александр Курзенков проявил в период прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года. Он вылетал на разведку в район крупных станций и железнодорожных узлов: Луга, Нарва, Кингисепп, Сиверская, Мшинская, Красногвардейск, в район порта Таллин. По данным его разведки, авиацией Краснознаменного Балтийского флота и Ленинградского фронта были нанесены бомбовые удары по кораблям, железнодорожным узлам, аэродромам, артбатареям и войскам противника, не дав тем самым возможность перебросить подкрепления к фронту. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и авиации врага, Александр Курзенков произвел фотосъемку переднего края обороны противника площадью в 280 квадратных километров в районе Невы, за что получил благодарность Командующего Ленинградским фронтом генерала Говорова.

-4

К сентябрю 1943 года на пикирующем бомбардировщике Пе-2 лейтенант Александр Курзенков совершил 203 боевых вылета на бомбардировку кораблей и других объектов врага, на дальнюю разведку. Он участвовал в 13 воздушных боях, повредил сторожевой корабль и канонерскую лодку врага.

Затем Александр Курзенков успешно переучился с двухмоторного Пе-2 на летчика-истребителя и также смело летал на самолете Як-9.

Однажды в воздушном бою над водами Балтики Александр Курзенков, отбиваясь от шести фашистских истребителей, все же был подбит, и его машина, свалившись в штопор, пошла вниз. Но Александр не бросил крылатого друга, сумел вывести свой Як из штопора и посадил самолет на один из островков. Прибывшие сюда механики отремонтировали самолет, но засомневались, можно ли будет взлететь из-за слишком короткого разбега.

— Надо попытаться, ребята! — ответил им Александр.

— Неужели полетишь, Саша? — задал вопрос один из механиков.

— Полечу!

И взлетел. Расчеты летчика оказались точными, Александр Курзенков подтвердил свои характеристики летчика, отлично знающего самолет и владеющего мастерством пилотирования.

22 января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Александр Георгиевич Курзенков был удостоен звания Героя Советского Союза. Но дожить до Победы над врагом ему не было суждено.

-5

8 мая 1945 года при выполнении боевого задания капитан Александр Курзенков был сбит истребителями противника и погиб.

Тогда он выполнял аэрофотосъемку немецких кораблей в районе Либавы. Вражеский конвой он обнаружил, успел передать ценные сведения по радио, но появились «мессеры», и в завязавшемся неравном воздушном бою самолет Александра Курзенкова был подбит. Летчик посадил поврежденный самолет на воду, но от попадания фашистского снаряда заклинило фонарь и выбраться Александр не смог… Вместе с самолетом море заживо поглотило замечательного летчика-балтийца, Героя Советского Союза Александра Георгиевича Курзенкова. Так трагически оборвалась жизнь Героя в канун Дня Великой Победы.

Имя Героя Советского Союза Александра Георгиевича Курзенкова увековечено в Доме офицеров Московского военного округа, где установлена мемориальная доска, и на ней среди Героев-москвичей, отдавших жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины, начертано и его славное имя. В Центральном Военно-Морском музее размещена фотография летчика Героя Советского Союза Александра Георгиевича Курзенкова, здесь же хранится и Почетная грамота, которой он был награжден Центральным Комитетом ВЛКСМ за боевые заслуги в 1943 году. А в подмосковном Наро-Фоминске одна из улиц была названа именем Александра Курзенкова, которая в 1987 году получила новое название: улица братьев Курзенковых — в честь обоих Герое Советского Союза.

Не посрамил славу братьев героев и самый младший — Николай

В конце 1944 года самый младший из братьев Курзенковых — Николай в том же Ейском авиационном училище летчиков стал летчиком-истребителем. По примеру старших братьев в боевом полку на Черном море он овладел мастерством воздушного бойца, и был таким же храбрым и бесстрашным, как и они. За боевую доблесть Родина наградила его двумя орденами Красного Знамени.

-6

Автор статьи: Владимир Касьянов.