Найти тему

Русские художники. Врубель.

Общий план
Общий план

Врубель второй справа, усатый, прямо под гантелей Дейнеки.
Врубель второй справа, усатый, прямо под гантелей Дейнеки.

Михаил Врубель 1856 - 1910.

Врубелем ленинградца не напужать, к тому же недавно была полномасштабная выставка в Русском. Там даже были подносы и всяческая керамика и даже какие-то ракушки - судя по всему, Врубеля в гости звать особо не следовало, а то выйдешь покурить, а у тебя уже на всей посуде Садко нацарапан циркулем.

Я вот знаю что всем надо про демона, но я про демона писать не буду, про него везде много написано.

Видение пророка Иезекииля, 1906
Видение пророка Иезекииля, 1906

Сейчас это напоминает рисунки тех, что под ЛСД рисуют, или и вовсе шизофреников каких (спойлер!), а на тот момент было круто и прогрессивно.

Я думаю примерно про такое Никита Хрущев шептал бы «пердуха».

Обратите внимание, как ангел держит меч. Будто у рукояти вместо навершия - ручка или перо какое. На войне Врубель, как видно, не бывал.

На самом деле, если без тупого зубоскальства, при написании Врубель уже сильно болел и почти ничего не видел. И это, собственно, незаконченная картина.

Портрет Брюсова. 1906
Портрет Брюсова. 1906

С другой стороны, ни болезни, ни садившееся стремительно зрение не помешали художнику нарисовать портрет Брюсова. Возможно, что в столице того времени что ни нарисуй - получится гордо стоящий Брюсов. Как писал Довлатов: «Маркса легко рисовать, кляксу размажешь - уже похоже…».

Портрет сына художника, 1902
Портрет сына художника, 1902

Здесь сын художника, по всей видимости, довольно долго уже кричал и мешал папе рисовать, но папа сыну ничего плохого сделать, естественно не мог, поэтому чувство его вылились в то, что он нарисовал сына обкакавшимся. И недовольным.

Вообще, конечно, интересно рисовать младенца в пиджаке с шейным платком. Такие они хипстеры, эти дети художников…

Блюдо Садко
Блюдо Садко

Говорят, что когда Врубель зарисовал на блюде этот сюжет, он ему так понравился, что Михаил отныне это блюдо везде с собой таскал по ресторациям, и просил ему блюда подавать только в ём, чтобы в середину борщ, а по краям - хинкали. Тогда с каждым укусом картинка появлялась всё больше, и у Врубеля повышалось настроение.

Утро, 1897
Утро, 1897

Здесь надобно сказать, что у Врубеля картины - мое почтение, стандартный размера метра два на три. Но тут даже он борщанул, на мой взгляд - это полотно занимает натурально целую стену (видел вживую). Тут даже художники-передвижники обалдели, потому что такое - попробуй передвинь.

Тамара и демон. Иллюстрация к поэме Лермонтова, 1890
Тамара и демон. Иллюстрация к поэме Лермонтова, 1890

Вообще-то, здесь мы как будто наблюдаем сюжет коварного соблазнения невинной девчушки, но это только на первый взгляд. В школе все эту Тамару проходили, и если не спали и не отвлекались, то вспомнят, что Тамара, вообще-то, изрядная сволочь:

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Так что демона только пожалеть остаётся, поэтому он и грустный на остальныхъ врубелевских полотнах.

Кстати, в поэме есть строка, которую я лично считаю гениальной и за нее готов Лермонтову простить любой его максимализм и влепил в личный топ русских поэтов уже на своей картинке. Старинная башня стояла,

«Чернея на черной скале.»

Пророк Моисей, 1885, фреска в Кирилловской церкви
Пророк Моисей, 1885, фреска в Кирилловской церкви

Вот Врубель, конечно, изрядным троллем был. Посмотрите, какое у вас первое желание возникает при взгляде на эту фреску?

Лично у меня - посмотреть на Моисея в профиль.

Натурщица в обстановке Ренессанса, 1882
Натурщица в обстановке Ренессанса, 1882

Врубелю здесь легко можно извинить хорошо проработанный торс и так себе лицо - человеку, в конце концов, 26 лет, и гормон он слил явно не до конца.

Гамлет и Офелия, 1884
Гамлет и Офелия, 1884

Тут мы видим, что первые нейросети, работающие с картинками, явно многое взяли у Михаила Врубеля. Мне лично - вообще не нравится, но вот зато сразу видно - Врубель. А вот сейчас, приготовьтесь:

Анна Каренина с сыном, 1878, тушь
Анна Каренина с сыном, 1878, тушь

И это тоже Врубель! Чуете, в чём дело?

Врубель МОГ. Просто не всегда хотел.

Тут Михаил, очевидно, попросил мальчика сказать маме: «Мамуль, кошечка урчит, значит, твои канарейки точно вкуснее овсянки!»

И зарисовал.

Царевна-лебедь.
Царевна-лебедь.

Мне кажется, что круче было бы, если бы он вспомнил свою тушь, как на предыдущей Карениной, и сделал нормальные перья, но тогда негоже было тушью по маслу корябать. Да, честно говоря, и сейчас многие стесняются.

Ну, что сказать. Врубель красава. Близок он вам или не близок, как мне, например, это не меняет того, что вклад его в мировую культуру бесценен и тяжел.

А про жизнь его мой хороший друг Андрей Дубицкий записал чудную лекцию, даже целый крутейший цикл, где он раскапывает вещи, которые и искусствоведы то не все знают. Дико рекомендую. Ссылка в первом комментарии.