По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Василия, при поддержке Кубанской митрополии и Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края уже в 18-й раз в Анапе состоялся большой форум педагогов, духовенства и мирян. Это мероприятие интересно тем, что на нем не боятся озвучивать реальные риски для молодого поколения, отмечать глобальные и местные тенденции в развитии образования, да и просто – называют вещи своими именами. Можно считать все приведенные ниже выступления своеобразным напутствием властям от глубинного русского народа и его пастырей. Вместе мы научились отделять зерна от плевел, осталось и т.н. «элите» во власти прийти с народом к общему знаменателю.
Как заявил на открытии форума глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства семье иерей Федор Лукьянов:
«Сегодня образ человека, формируемый через слово – это образ будущего, будущих поколений. И очень важно, что государство и Церковь вместе сознают важность поддержки традиционных ценностей. Они проникают все глубже в полотно законодательных актов, нормативных документов.
Конечно, сегодня существуют и тревожные тенденции в образовании, и Церковь внимательно следит за тем, как эта сфера формируется в части законодательства. К счастью, нам удалось убрать смартфоны из образовательного процесса. Надеюсь, что этот закон будет соблюдаться, потому что когнитивное развитие ребенка, его способность самостоятельно мыслить – все это связано с тем, что у ребенка должен быть доступ к книгам. Надеюсь, что нам удастся избавиться от этой коллективной цифровой зависимости – усилиями родителей, педагогического сообщества. Данная человеку свобода сегодня должна охраняться на всех уровнях.
Наше общество сегодня сплачивается, сосредотачивается, начинает думать о самом важном. И очень важно, чтобы это продолжалось».
Председатель комиссии по защите детей от деструктивного и опасного контента общественного совета при Роскомнадзоре, главред РИА «Катюша» председатель экспертного совета ОУЗС Андрей Цыганов рассказал о раскладе сил в духовном и геополитическом противостоянии, участниками которого мы являемся – с акцентами на процессы в российском образовании и риски для детей и подростков:
«Сейчас идет война, и людям православным очевиден духовный характер этой войны. Надо понимать, что современный западный мир в лице его хозяев – транснациональных корпораций давно лежит во зле и, по сути, служит антихристу. Договориться с дьяволом невозможно – его можно только изгнать с Божьей помощью. России это всегда удавалось потому что мы были едины, брат за брата, разобщить и атомизировать нас у врага никогда не получалось…
Но именно на это направлена современная капиталистическая, индивидуалистическая модель воспитания и образования, которым внедряют у нас враги России и иностранные агенты.
К счастью, мы видим, что верховная власть в последнее время начала многое понимать. Поэтому сначала у нас появилась Стратегия нацбезопасности, потом Указ президента о защите традиционных ценностей, затем сообщество ЛГитд было признано у нас экстремистским, теперь объявлен Год семьи и т.д. Но, к сожалению, у нас в «элитном слое» до сих пор очень много людей, продолжающих строить индивидуалистическое, атомизированное общество.
Мы помним, как в 90-е годы нашим детям пытались включить в школьную программу секспросвет. Мы принимали активное участие в борьбе с этим злом и тогда победили. Но сейчас снова есть подобная опасность – в частности, сейчас есть реальные риски внедрения того же секспросвета под вывеской семьеведения. Будем с ними бороться.
Есть курсы финансовой грамотности от Всемирного банка – это все о том, что образование используют как инструмент для воспитания «грамотных потребителей». Еще один инструмент атомизации общества – т.н. цифровое образование. Целью цифровизаторов – об этом открыто говорят и министр цифры Шадаев, и вице-премьер Чернышенко – является замена учителя алгоритмом, экзаменов – траекторией развития, которую должен рисовать ИИ. А эти сами алгоритмы, как мы понимаем, будут действовать в интересах глобальных корпораций.
Сейчас на правительственном портале выложен проект Приказа Минцифры Шадаева о создании некой единой витрины данных школьников. В 2016 году президент наложил вето на закон «О контингенте обучающихся», а сейчас этот призрак снова восстал из небытия. Но пока есть надежда снести этот приказ. Немного утешает, что все стратегии трансформаторов образования были написаны до февраля 2022 г., то есть до начала Спецоперации.
И конечно – цифровые образовательные платформы. Все родители и педагоги стонут от всех этих «Сферумов», «Моих школ» и т.д. «ВКонтакте» вообще является самой токсичной соцсетью в мире, где в огромном количестве находится пропаганда содомииl, суицидов и проч. Получается, это погружает родителей, учителей и детей в токсичную среду. Для чего все это? Очевидно, для того, чтобы получить контроль. А на практике получается обратный эффект – сейчас в соцсетях активно работают ЦИПС0, западные спецслужбы, которые ждут момента, чтобы начать работать с нашими детьми.
Со всем этим можно и нужно бороться. Яркий пример –запрет смартфонов в образовательном процессе. Также нам удалось добиться признания ЛГитд экстремистами и террористамиl – это очень большой шаг вперед, который нам не может простить коллективный Запад.
Самое главное, что во многих регионов, в том числе – в вашем, в частности – есть примеры здорового сопротивления происходящему. Мы знаем, что во многих школах администрациям удалось сохранить бумажные дневники и журналы, несмотря на иную генеральную линию цифросектантов. Мы создали свою структуру родительского сопротивления- институт Общественного уполномоченного по защите семьи, правовые инструкции которого эффективно используются многими родителями, теперь там появился и раздел помощи для учителей. На самом деле, закон зачастую на нашей стороне, надо просто не бояться отстаивать свои права.
Во многих странах мира понимание токсичности разобщающей цифровой системы давно появилось. Так, недавно Швеция отказалась от правительственной Стратегии трансформации образования. А в школах для западной элиты вообще запрещены смартфоны. Все это цифробесие, этот цифровой суррогат они пытаются привить нам. Сейчас у нас появляется огромное окно возможностей, в частности, в виде 809-го Указа о защите традиционных ценностей, им надо правильно пользоваться. Единственным источником этих самых ценностей является Церковь Христова. Поэтому нам с вами надо не бояться, опираться всегда на учение отцов Церкви, на Св. Евангелие в своей позиции. Если мы будем именно так направлять чиновников и правоприменителей – получим совершенно другое общество: не разобщенное и гедонистическое, а тот самый русский народ, который всегда побеждал врагов с Божьей помощью», - отметил Цыганов.
Первый проректор Кубанского государственного университета, доктор социологических наук, профессор КубГУ, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Темыр Хагуров также обозначил риски для нашего общества в части воспитания и образования молодежи – и пути их нейтрализации:
«Мы много говорим о православном воспитании, говорят, что 70% граждан России идентифицируют себя как православные. Потом мы провели опросы среди граждан нашего региона, и выяснилось, что это действительно так, но при этом не более 12% посещают храм раз-несколько раз в месяц. Еженедельно в храм ходят 4-5%. При этом к мусульманам относят себя 4% населения, но из них около 50% посещают свои храмы. Еще есть тенденция, что мы приводим в храмы детей, они подрастают и обычно уходят из храмов. То есть православие как образ жизни не является для молодежи приоритетом. В основном таковым является потребление, о чем тут говорилось ранее.
Возраст риска детей в части их ранней криминализации упал до 10-13 лет. Сейчас проблема усилилась в связи с сериалом «Слово пацана». Дети смотрят этот сериал без родителей, воспринимает показанное там как пример для подражания. А через несколько лет этих детей можно будет массово выводить на улицы. Мы с коллегами ввели новый термин – «цифровое сиротство». Это когда ребенок живет в семье, ведет нормальный образ жизни, но его мышлением и чувствами фактически руководит смартфон.
Основные цели и мишени информационно-психологической войны: когнитивная цель (атака на картину мира в головах людей - через цифровизацию в противовес книге, через внедрение «знаниевых платформ» как основного источника получения знаний, все эти системы кому-то принадлежат и дают информацию избирательно). Чтобы самостоятельно искать информацию в интернете у ребенка уже должны иметься базовые знания, полученные не в цифре.
Вторая мишень – это система ценностей, убеждений в голове человека. Мы за 30 лет воспитали поколение эгоистов. Теперь надо заниматься обратным на убедительных примерах, с помощью языка актуального искусства и т.д. Наличие у молодежи воинского духа, готовностью жертвовать собой ради Отечества – тоже очень важно. Сегодня 40% из молодежи считают, что надо начинать переговоры и заканчивать СВ0, и только 20% сказали, что нужна полная победа без переговоров.
И третье – риски именно для православного мироощущения и воспитания. Первое – псевдопацифизм, который, увы, многим из нас свойственен. Русский философ Владимир Соловьев всегда отмечал, что общему злу надо сопротивляться силой. Одобрения праведной защитной агрессии очень не хватает в православной среде. То, что зло нужно останавливать с помощью силы – это вопрос вызовов нашего времени. Мальчишки должны уметь и подраться, и постоять за себя.
Сейчас в каждой школе должен действовать военно-патриотический клуб, где были бы секции единоборств, походы, летние полевые лагеря и т.д. Подросткам нужны примеры силы, поэтому они тянутся ко всей этой криминальной теме. Самое важное, чтобы верх взял воинский дух, а не криминальный. Наш университет разработал соответствующую методичку по организации таких клубов и движений при школах, а также по актуальным вызовам и ответу на них в целом», - подчеркнул Хагуров.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий рассказал про случай, когда в казацком классе классная руководительница решила зачитать молитву «Отче наш» вместе с учениками, но тут ворвалась директор школы и заявила, что та нарушает ФЗ «Об образовании».
«Если нет законодательной базы, то мало что можно сделать. Сколько у нас за последние годы было разговоров, чтобы ограничить/убрать тему абортовв из нашей жизни? И какой результат сегодня? У нас была знакомая, которая в сталинские времена отсидела 10 лет за то, что дала адрес женщины, делавшей криминальные аборты. Если государство не будет принимать такие законы, мы можем только индивидуально, в частном порядке прививать правильные ценности. Пока государство развернется, пока законы поменяются… нам конечно нужны специализированные школы. И неслучайно св. патриарх поставил эту задачу Церкви в приоритет», - отметил митрополит Василий.
Не обошлось без острых вопросов от народа в адрес участницы конференции - замминистра образования Краснодарского края Оксаны Грушко - по вопросам массового перевода учеников и учителей на платформу «Сферум». Чиновница сослалась на закон о запрете использования иностранных мессенджеров, на борьбу с бюрократизацией как основной повод для оцифровки образования. Поэтому, дескать, все и переходят на этот «отечественный мессенджер» безальтернативно. А что касается ФГИС «Моя школа», то она была создана Минцифрой, и «Сферум», по ее словам, является ее частью.
«Если школой не установлено и не утверждено это локальным актом, то это все добровольно», - заявила Грушко.
На самом деле это был очень странный и сомнительный с правовой точки зрения аргумент. Локальный нормативный акт школы не может быть выше федерального законодательства и Конституции, а там четко сказано, что автоматизированная обработка ПД ребенка/взрослого гражданина без его согласия не допускается, равно как и регистрация на всех указанных выше платформах – добровольна. О чем следуют те же ответы от Минцифры и Роскомнадзора (см. ответы со скринами здесь - https://t.me/ouzs_ru/8542).
И тут же чиновнице был задан следующий вопрос из зала:
«Кто и на каком уровне проверяет и требует регистрации всех школьников во ФГИС «Моя школа»/ «Сферум»? Минимум два сообщения от классного руководителя в день!»
«Проверяет на самом деле Федерация – нас мониторят, соответственно, мы мониторим муниципалитеты и отмечаем, кому еще надо доработать», - пояснила Грушко.
То есть это фактически было признание, что «мониторинг и доработка» происходят в принудительном порядке. Тогда как на самом деле по закону руководство регионов/администрация школ могут лишь донести соответствующую информацию о платформах до учителей/родителей, но не имеют никакого права давить на них и к чему-либо принуждать. Увы, картина получается прямо противоположной, и пора бы уже Генпрокуратуре сказать свое слово в отношении подобных «рейтингов эффективности» регионов и отдельных школ, которые насаждаются из федерального Правительства и приводят к поражению в правах простых граждан.
В целом же на образовательном форуме в Анапе царил дух единения и понимания собравшимися, что им надо делать здесь и сейчас на своих местах для спасения страны. Надеемся, что в больших кабинетах тоже все это прочитают и сделают наконец правильные выводы. Идущая ныне и постоянно ожесточающаяся духовная и физическая брань все равно заставит это сделать.
РИА Катюша