Найти в Дзене
Байки про педальки

Порассуждаем про педали громкости (и немного экспрессии)

Оглавление

Предыдущая статья

Последние заметки были в основном про дилеи, что вполне объяснимо. Дилеи - это не только ценный мех, но и три-четыре легкоусваеваемых способа придать звуку пространства и глубины.

Один из таких способов заключается в извлечении звука при убранной громкости гитары, затем громкость постепенно прибавляется.

Например в этом гитарном соло есть несколько достаточно вкусных моментов именно в этом роде

В английском языке этот приём называется volume swell, а вот на русском мне не удалось найти краткого, но ёмкого термина. Если кто напишет в комментариях - буду благодарен.

Получается, что у звука гитары отсутствует резкий момент атаки, звучание получается больше похоже на смычковые инструменты. Сам по себе такой способ игры имеет право на жизнь и без дилея, но дилей позволяет растянуть звучание. Ведь для следующей ноты надо будет опять убрать громкость на инструменте, а дилей позволяет заполнить тишину. И объем конечно тоже придаёт.

И для выполнения этих манипуляций с кромкостью вполне можно использовать ручку громкости на самой гитаре. Разве что это не слишком удобно - правой рукой надо и ноту извлечь и громкостью управлять (есть и вторая тонкость, но о ней чуть позже)....

Потому очень полезной штукой в данном деле является педаль громкости.

Обычно это педаль внешне выполненная по типу квакушки, только без футсвича, поскольку она всегда включена.

Иногда бывают и дополнительные фишки, но в простейшей своей функции это просто регулятор громкости, вынесенный за пределы гитары и выполненный в форме, удобной для управления ногой.

Если же делить их по функционалу, то они бывают двух видов: активные и пассивные.

Пассивные

Обычно это просто потенциометр, почти такой же, как регулятор громкости в гитаре, только размещенный в педали и предназначенный для управления ногой. В остальном обычная гитарная педаль, только без футсвича (поскольку она всегда включена). Вход на большом джеке, выход на большом джеке.

Плюсы:

  • Надёжность. Это практически самая простая вещь, в которой почти нечему ломаться.
  • Отсутствие питания. Не нужно ни БП, ни батарейки.
  • Часто есть возможность использования в качестве педали экспрессии. Многие эффекты или процессоры позволяют подключить в специальное гнездо педаль экспрессии (по сути такой же потенциометр в корпусе для управления ногой) и управлять с его помощью каким-то параметром, например временем задержки у дилея или любым другим. Хотя тут тоже есть тонкости - обычно номинал потенциометра у педалей экспрессии и громкости отличается, так что может не подойти. А у некоторых педалей громкости внутри спрятано сразу два потенциометра (управляются они одновременно) - один для громкости, второй для экспрессии - они лишены проблем с совместимостью.

Минусы:

  • Обычно потенциометр в педали имеет значение в 250 килоом. Если педаль стоит сразу после гитары (с пассивными звукоснимателями), то получается, что потенциометры громкости в гитаре и в педали громкости соединены параллельно. При этом их значение уменьшается, значит звукосниматель видит не 250 килоом, а примерно125 килоом или меньше. Это приводит к подъеданию высоких частот.
  • Потенциометр стоит прямо в звуковой цепи, по мере его износа (или попадания на его рабочую часть пылинок) может получиться, что при регулировке звук будет меняться скачкообразно и с громким треском. Можно решить прочисткой или заменой потенциометра, но они обычно применены нестандартные и стоят негуманно.
  • Как и любая другая пассивная схема - не может ничего привнести в сигнал, только убрать. Соответственно не можем сделать громкость больше исходной.

Активные

-2

Внутри они содержат некоторую электронную схему, которая позволяет регулировать громкость, при этом не оказывая вредного влияния на звук.

Плюсы:

  • Выполняют функции буфера - то есть

-имеют большое входное сопротивление (которое необходимо слабым гитарным звукоснимателям)

-имеют низкое выходное сопротивление (которое позволяет нивелировать негативное влияние кабелей, подключенных после педали)

  • Могут выполнять роль бустера, то есть увеличивать громкость исходного сигнала.
  • Могут разделить звуковую цепь и цепь управления, таким образом от износа потенциометра не будет помех в сигнале. Могут даже вообще не иметь механически потенциометра, как педаль от АМТ, приведенная на картинке - у ней просто шторка перекрывает оптический датчик - ломаться и изнашиваться нечему.

Минусы:

  • Обязательно нужно питание.
  • В зависимости от использованной схемы могут иметь свои особенности. Например тот же AMT LLM - умеет ослаблять сигнал, но на даже не слишком большом гейне его остаётся всё-таки слышно даже при минимальном положении. Иронично, что это была вторая версия педали, которая даже называется ZERO и в её описании было написано, что она позволяет убирать именно до полной тишины. Возможно у меня был брак, но поддержка ответила, что ослабление имеет величину порядка N (не помню точное число, а почта с 2017 года уже почищена) децибел и если у меня усиление может этот ослабленный сигнал в дальнейшем вытащить, то будет слышно.
  • Нельзя использовать в качестве педали экспрессии.

Легко видеть, что плюсы и минусы пассивных педалей являются по сути минусами активных и наоборот, так что не получается (пока что) выделить явного фаворита. Оба варианта имеют право на жизнь.

Дьявол, как обычно, кроется в деталях.

Ведь при этом всё, что было сказано про порядок педалей перегруза в статьях 38, 39 и 53 по сути остается справедливым, а именно - если наша регулировка громкости находится перед перегрузом, то по сути она становится не столько регулировкой громкости, сколько регулировкой гейна.

И именно тут кроется анонсированная выше вторая тонкость: регулируя громкость регулятором на гитаре мы всегда регулируем громкость в самом начале цепи, то есть если у нас будет не звук чистой гитары, а перегруз, то регулятор громкости на гитаре становится регулятором гейна (а не громкости).

Педаль же громкости мы можем поместить в любом месте, потому ничто не мешает расположить её после педалей перегруза (или в петле send-return усилителя в случае, если перегруз у нас от преампа в комбоусилителе) - тогда она будет регулировать именно громкость.

Ну а дилей надо расположить после педали громкости - тогда получится, что звук повторов не будет регулироваться педалью и мы можем как раз плавно подавать звук в дилей, а повторы будут заполнять тишину.

В видео по данной ссылке вместо перегруза используется компрессор, но это не сильно влияет на основной посыл.

А посыл вот в чем: если использовать педаль громкости после каких-то всегда включенных педалей (компрессоров, перегрузов) или если у вас в начале цепи стоит тюнер с буферизованным байпасом (например от Boss или некоторые модели tc electronic polytune) - то пассивная педаль громкости получается отделена от звукоснимателей гитары электронной схемой, которая выступила в роли буфера. Значит никакого негативного эффекта уже не будет. Так что первый и основной минус пассивных педалей громкости уже сводится на нет. Можно не бояться за твой звук. Также по сути сводится к почти нулю влияние первого и основного плюса активных педалей громкости - ведь и влияние выходного сопротивления тоже не имеет значения: у нас после стоит педаль дилея (в идеале она тоже может иметь буферизованный байпас, тогда она во включенном и выключенном виде будет вести себя одинаково).

И вот после всей этой долгой предыстории я и прихожу к имеющейся у меня небольшой цепи эффектов:

1) Тюнер TC Politune (с включенным буферизованным байпасом)

2) Перегруз в виде копии JHS Angry Charlie от отечественного производителя (true bypass)

3) TC infinite sustainer (буферизованный байпас)

4) TC Triple Delay (с включенным буферизованным байпасом)

-3

В данном случае между любыми двумя педалями можно поставить пассивную педаль громкости и никакого негативного влияния на звук не будет. Меня интересует вариант после перегруза и до сустейнера (и соответственно до дилея). Казалось бы - бери, да подключай. Есть только одна проблема - свою педаль громкости от AMT я продал лет 5 назад. Не нашла она у меня тогда применения. А теперь вот пришёл бы её звёздный час, вот только ценник на новую не назвать сильно гуманным

-4

Но зато у меня совершенно случайно есть педаль экспрессии от того же AMT

-5

Ведь мы помним, что пассивные педали громкости можно в определенных случаях применять вместо педали экспрессии. В данном случае у меня внутри потенциометра на 25 килоом (а не на 250 как обычно у педалей громкости). Но, поскольку и до и после у меня качественные буферизованные педали, то это не играет роли, даже 25 килоом не испортят звука. Есть только одна проблема:

-6

У обычной педали громкости есть вход и выход под моноджеки, а у педали экспрессии есть только два выхода: один под моноджек, второй под стереоджек. И даже если задействовать их оба, то не получится простыми гитарными патч-кабелями соединить как нужно. Но этого и не надо, требуется инсертный кабель со стереоджека 6.3 на два моноджека 6.3

-7

Стереоджек подключается к педали экспрессии в гнездо TRS, а из остальных двух разъемов один подключается к предыдущей в цепи педали, а другой - к следующей. Я, конечно, такой кабель не покупал, а спаял сам с применением угловых разъемов и микрофонного кабеля.

-8

И вот таким нехитрым образом можно при определенных обстоятельствах заменить педаль громкости при помощи педали экспрессии.