В то время как мир следит за ракетными атаками йеменских хуситов на суда в Красном море, ситуация в Йемене и вокруг него неотвратимо катится к «большой» войне.
Руководство хуситов впервые с начала переговорного процесса с Саудовской Аравией два года назад выступило с угрозами в адрес Эр-Рияда. Хуситы угрожают атаковать нефтяные объекты королевства, если оно позволит американцам и их союзникам использовать свое воздушное пространство для ударов по их позициям. Эр-Рияд формально не участвует в международной операции «Страж процветания» против хуситов, но активно поддерживает военные контакты с США.
Хуситы уже выражали недовольство тем, что Саудовская Аравия не позволила их формированиям пройти через её территорию для атаки на Израиль. Хотя переговоры между Саной и Эр-Риядом продолжаются, перспективы заключения мира становятся всё более туманными. Хотя требования хуситов – вывод войск из Йемена и разблокирование аэропорта Саны и порта Ходейды – саудовцы выполнили, уплачивать контрибуцию Эр-Рияд отказался. Но это не единственный повод для недовольства хуситов.
Причина в том, что Саудовская Аравия не может разорвать отношения с США – крупнейшим военным, торговым и политическим партнёром Эр-Рияда. Хуситы прекрасно знают, что, несмотря на официальную поддержку палестинцев саудовцами, они, по сути, негласно поддерживают войну Израиля против ХАМАСа, и подозревают, что как минимум одна ракета, запущенная ими по израильскому порту Эйлат, была сбита саудовскими ПВО.
Ситуация вокруг примирения Саудовской Аравии и хуситов патовая. Фактически хуситы требуют от Эр-Рияда признать поражение, и перейти на их сторону в конфликте с США и Израилем. На что саудовцы, конечно, пойти не могут. Как не могут и признать хуситов законным правительством Йемена. Дело не только в том, что юг и восток страны контролируется Верховным политическим советом (ВПС) - международно признанным правительством Йемена, а в том, что в этих районах живут сунниты, и «отдать» их шиитам-хуситам для Эр-Рияда означало бы унижение в глазах всего суннитского мира.
Кроме того, ВПС, воодушевлённый конфликтом между хуситами и Западом, прекратил переговоры о мире: он ждёт, когда западные силы если не разгромят, то сильно ослабят хуситов.
Не может королевство и не учитывать позицию ОАЭ – ближайшего и сильнейшего (хотя и не всегда покладистого) союзника. А ОАЭ ведёт в регионе собственную игру. Признавая правительство ВПС, Абу-Даби делает ставку на Южный Переходный совет (ЮПС), сформированный Социалистической партией, популярной у населения бывшего Южного Йемена.
В обмен на помощь ЮПС в 2018 ш. позволил ОАЭ занять остров Сокотра, расположенный в Индийском океане, откуда можно контролировать всю северо-западную часть океана и Баб-эль-Мандебский пролив. На острове появилась военно-морская база ОАЭ, на которой находятся также американские и израильские станции слежения.
Судя по всему, ОАЭ вообще не намерены возвращать Сокотру Йемену, какое бы правительство ни было у власти. В частности, администрация ОАЭ начала развивать там туризм и строить инфраструктуру, чего не делают на временно оккупированной территории.
Однако удовлетвориться одной Сокотрой ОАЭ не собираются. Появляются сообщения о строительстве аэродрома на острове Перим непосредственно в Баб-эль-Мандебском проливе; ВПС утверждает, что это – его рук дело, но за всем, что делается на юге Йемена, стоят ОАЭ. В последние дни спутниковые снимки показали, что на острове Абд аль-Кури рядом с Сокотрой идёт строительство взлётно-посадочной полосы, а рядом с ней выложена из стройматериалов огромная надпись «Я ЛЮБЛЮ ОАЭ», не оставляющая сомнений в том, кто именно присутствует на острове. Сооружаемая на Абд аль-Кури ВВП имеет длину в 3 км, что позволит ей принимать самолёты любого типа, включая самые тяжёлые транспортники и бомбардировщики.
Разумеется, нельзя ожидать, что хуситы смирятся с оккупацией или даже аннексией эмиратцами йеменских островов, к тому же имеющих стратегическое значение. И уж тем более с нахождением там американских и израильских военных объектов.
В последние недели в Йемене активизировалась ещё одна сила – «Аль-Каида Аравийского полуострова» (АКАП).* Эта группировка воевала и с хуситами, и с саудовско-эмиратскими войсками, с южанами-социалистами и силами ВПС. В результате АКАП понесла больше потери была вытеснена и территорий, которые она контролировала. Однако она удержалась в провинции Мариб в центре страны – между территориями, контролируемыми хуситами и ВПС-ЮПС.
В недавнем докладе ООН об «Аль-Каиде» говорится: «Несмотря на упадок, АКАП остается самой эффективной террористической группировкой Йемена и намерена проводить операции в регионе и за его пределами». По данным ООН группировка насчитывает около 4 тыс. боевиков, и пользуется поддержкой части населения провинций Мариб, Хардрамаут, Абьян и Шабва.
Некоторые эксперты полагают, что в последнее время АКАП отказалась от войны на два фронта, и заключила негласное соглашение с хуситами, в основе которого лежит борьба с Израилем и Западом. Это косвенно подтверждают начавшиеся столкновения между боевиками АКАП и силами ЮПС. Что выглядит весьма разумно с точки зрения хуситов: АКАП – суннитская организация, и, в отличие от шиитов-хуситов, может рассчитывать на поддержку как минимум части населения Южного Йемена. Собственных сил для войны с блоком ОАЭ-ВПС-ЮПС у АКАП недостаточно, но если она получит поддержку хуситов, то сможет потеснить противников в Центральном Йемене.
Таким образом, силы, вовлечённые в конфликт в Йемене – хуситы, ВПС, ЮПС, АКАП, США, Саудовская Аравия и ОАЭ – имеют слишком большие интересы в этом регионе, которые находятся в непримиримом противоречии друг с другом. В силу этого вялотекущая война, продолжающаяся в стране, медленно, но неуклонно движется в сторону «большой» войны, в которой стороны будут теми же, что и раньше – Саудовская Аравия, ОАЭ, суннитский ВПС и левый ЮПС при поддержке Запада (и неофициальной – Израиля) против хуситов, союзных Ирану.
И вряд ли существует ли альтернатива такому развитию событий.
*Запрещена в РФ.