Найти в Дзене
Владимир Нагирняк

Загадки 22 июня 1941-го: куда пропало командование Ленинградского военного округа?

Оглавление

Несмотря на то, что с окончания Великой Отечественной войны прошло уже 80 лет количество загадок в ее истории не уменьшается. Особенно это касается событий 22 июня 1941-го. Одним из них является "исчезновение" в первый день войны командования Ленинградским военным округом. Как известно, когда началась война, в Ленинграде не было его командующего генерала М. Попова и многих офицеров штаба округа, поэтому округ "в ружье" поднимал начштаба ЛВО генерал Никишев с небольшим количеством офицеров штаба, бывших в его распоряжении. Попов же находился в командировке для инспектирования войск округа, но вот в вопросе, когда он вернулся в Ленинград, ясности нет. Мемуары участников тех событий вместо внесения ясности создают две противоречащих друг другу версии: Попов вернулся или 22, или 23 июня. Таким образом, возвращение в Ленинград командующего округом создает настоящую историческую проблему, с которой попытался разобраться историк Е.П. Мироничев. С его разрешения я публикую его статью, посвященную данной теме:

Евгений Мироничев

Куда пропало командование округа?

На эту запись меня натолкнул вопрос «что видел Маркиан Попов под Кандалакшей в июне 41-го», и когда я стал более детально смотреть источники — докапываться до мелочей — то стало ясно, что… ничего не ясно с поездкой штаба Ленинградского ВО в июне 1941 года на Север. На основе некоторых доступных мне материалов хочу поделиться своими мыслями на этот счёт.

Маркиан Михайлович Попов
Маркиан Михайлович Попов

Итак, небольшая вводная часть. За несколько дней до начала Великой Отечественной войны в Ленинградском военном округе проходили учения, а командующий округом М. М. Попов, член Военного совета округа Н. Н. Клементьев и целый ряд других командиров штаба округа и входивших в него частей выехали в полевую поездку на Север, в Заполярье. Эта поездка фигурирует как в воспоминаниях, так и в некоторых документах, однако до сих пор в нашей историографии поездка толком не рассматривалась. Поэтому зачастую при её описании ссылаются на воспоминания самого Попова, но при перекрёстной проверке они оказываются противоречивыми. Список источников я приведу в конце.

Хронология событий

Мне не встретилось точной информации, когда началась поездка штаба округа на Север. Можно лишь предполагать, что в силу транспортных возможностей штаб округа выехал не позже 16 июня 1941 года. По сведениям тогдашнего начальника инженерной службы округа Б. В. Бычевского, «за командующего остался начальник штаба округа генерал-майор Дмитрий Никитич Никишев». Примерно то же написал Л. Г. Винницкий: «В ту тревожную ночь с 21 на 22 июня самым старшим воинским начальником в Ленинграде оставался начальник штаба округа генерал Д. Н. Никишев».

Дмитрий Никитич Никишев (Никишов)
Дмитрий Никитич Никишев (Никишов)

Следующим событием, связанным с поездкой, стало «личное приказание начальника штаба округа генерал-майора Д. Н. Никишева», по которому 17 июня 1941 года из 1-го мехкорпуса выделяется 1-я танковая дивизия В. И. Баранова, которая получает особую задачу и передислоцируется под Кандалакшу (в Алакуртти). Нет точных сведений, было ли это указание Попова, переданное через Никишева, однако по информации исследователя Ильи Мазурова в неопубликованном журнале боевых действий 1-й танковой дивизии указано, что в полевой поездке штаба округа участвовала оперативная группа штаба дивизии с целью рекогносцировки местности для переброски соединения. Таким образом, приказание Никишова — не его экспромт, а, видимо, запланированное событие. Первые эшелоны дивизии вышли 19 июня.

Следующие упоминания поездки связаны с посещением командующим округом и другими командирами Кандалакши и приграничного района Куолаярви. Нахождение у границы мы рассмотрим в другой раз, однако мы точно не знаем, когда именно прибыл Попов и другие участники поездки. Тем не менее, в момент нахождения у границы Попов и командиры штаба чуть ли не лично наблюдают пыль и дымы от передвижений противника, видят пролетающий самолёт и т.д. По ряду материалов, это могло происходить в лучшем случае не раньше позднего вечера 17 июня и не позже первой половины 18 июня.

Затем идут противоречивые события. 18 июня происходит «разбор» учений в Кандалакше, где находится командование округа, командование 14-й армии, командиры, видимо, 1-й тд, 122-й и 104-й сд, 42-го ск, горком партии. Неясно, когда именно разбор учений был проведён, однако стоит предположить, что не позже первой половины дня — затем Попов уехал в Мурманск, и это он мог сделать как раз не позже этого времени. По воспоминаниям начальника отдела тыла штаба 42-го ск Г. В. Голованова, «поблагодарив всех командиров, командующий направлялся на станцию Кандалакша, где в тупике стоял поезд Военного Совета округа. Через некоторое время поезд отправился в Ленинград. Второй поезд – Военного Совета 14-й армии ушел в Мурманск, где располагался штаб армии». В этот же день личным приказом Попова в Кандалакше была оставлена опергруппа штаба 1-й тд. Что интересно, об этом событии, да и вообще об опергруппе, не упоминает ни комдив-1 В. И. Баранов, ни ветеран дивизии Н. С. Семёнов.

По сведениям историка В. А. Мосунова, командующий округом очевидно имел свой отдельный вагон с помощниками. Можно предположить, что этот вагон был прицеплен к поезду Военного совета 14-й армии: далее Попов прибывает в Мурманск.

Николай Николаевич Клементьев
Николай Николаевич Клементьев

Отдельно стоит сказать, что 18 июня также «пропадает» член ВС округа Н. Н. Клементьев. Сведений о его деятельности, за исключением упоминания у Попова, нет вплоть до 24-25 июня, когда он обнаруживается на одном из совещаний в штабе уже Северного фронта. Вероятно, Клементьев остался контролировать перевозку 1-й танковой дивизии в Кандалакше?

Вернёмся к Попову. Около вечера 18 июня командующий округом прибывает в Мурманск, где встречается с командующим Северным флотом А. Г. Головко и с первым секретарём Мурманского областного комитета ВКП(б) М. И. Старостиным. По дневнику Старостина и по воспоминаниям Головко, встреча на них не произвела особого впечатления, так как Попов не дал какой-либо конкретики в условиях приближающейся войны. Затем командующий округом, по его воспоминаниям, вечером того же дня по результатам разговора с наркомом обороны С. К. Тимошенко был срочно отправлен в Ленинград. По воспоминаниям Головко, он проводил командующего до станции Кола. Командующий СФ также подтверждает и наличие своего вагона у Попова, упоминая, что командующий округом угостил его пивом в своём вагоне. И с этого момента хронология событий становится ещё менее ясной.

В своих воспоминаниях Попов об этом говорит так: «В Ленинград я возвращался поездом «Полярная стрела». День 21 июня, проведенный в вагоне, прошел спокойно». Однако при детальном рассмотрении этих двух строк становится неясным, почему вдруг из 18 июня мы перепрыгнули в 21 июня. Попов оставался два дня в Мурманске? Стало быть, пошёл наперекор указанию наркома? Нет, отъезд Попова именно вечером 18 июня зафиксирован в воспоминаниях (например, начштарм-14 Л. С. Сквирского, а также в дневнике М. И. Старостина).

Карта Кировской железной дороги
Карта Кировской железной дороги

Ключ к ответу на этот вопрос дают воспоминания Л. Г. Винницкого, служившего в разведотделе штаба округа. Он вспоминает вплоть до точного времени, что «генерал М. М. Попов, находясь на Севере, 19 июня в 18 часов 05 минут телеграфировал из Кандалакши в Ленинград своему заместителю генерал-лейтенанту К. П. Пядышеву, начальнику штаба округа Д. Н. Никишеву и командиру 2-го корпуса ПВО генерал-майору Ф. Я. Крюкову о необходимости немедленного принятия мер по усилению противовоздушной обороны». Становится очевидным, что Попов, выехав из Мурманска, по какой-то причине остановился в Кандалакше. Уже зная, что там была опергруппа штаба 1-й тд и возможно ЧВС Клементьев, можно предположить, что Попов решал какие-то вопросы будущей разгрузки и передвижения танковой дивизии. Но мы, к сожалению, об этом не имеем никакой информации.

Между этими и дальнейшими событиями можно упомянуть, что в некоторых воспоминаниях фигурирует конно-спортивный праздник, проведённый 21 июня в 104-й стрелковой дивизии в Кандалакше. Лишь один источник говорит, что на нём присутствовал сам командующий округом. Но это не подтверждается другими материалами.

Вернёмся к воспоминаниям Попова. Он отметил две вещи: возвращение «Полярной стрелой» и «день 21-го июня». Следовательно, скорее всего, командующий округом находился в Кандалакше вплоть до 21 июня. Если свериться с расписанием «Полярной стрелы» (правда, с 25 мая 1939 года — было ли оно изменено к началу войны информации нет), выехать на этом поезде — самом быстром способе добраться до Ленинграда по суше — Попов из Кандалакши мог только в 5 утра 21 июня. Это вполне себе подтверждается дальнейшим описанием событий в воспоминаниях Попова — ночью на 22 июня он прибывает в Петрозаводск. По расписанию «Полярная стрела» прибывает в город около 12 ночи. Хотя Попов указывает на 4 утра, тем не менее, видимо, Попов включил в 4-часовой «лаг» время на какие-то перецепки вагона командующего или другие события. Как раз в это время командующий округом мог наблюдать несущиеся эшелоны танковой дивизии в Алакуртти. Кстати, «лаг» в 4 часа может объясняться и тем, что «Полярная стрела» могла задержаться в пути от Кандалакши до Петрозаводска по простой причине — в это время как раз шли первые эшелоны 1-й тд, которые, по журналу боевых действий дивизии, прибыли в Алакуртти уже в 6 утра 22 июня. Примерно тогда же, видимо, в Кандалакшу был отправлен командующий АБТВ 14-й армии полковник М. В. Рабинович.

Расписание поездов. №3 и №4 - «Полярная стрела»
Расписание поездов. №3 и №4 - «Полярная стрела»

В Петрозаводске ночью, по воспоминаниям Попова, он встречался с командующим 7-й армией Ф. Д. Гореленко, неназванным секретарём ЦК КП(б) КФССР и с начальником Кировской железной дороги. Косвенно это подтверждается воспоминаниями первого секретаря ЦК КП(б) КФССР Г. Н. Куприянова, который отмечал, что Гореленко нечасто бывал в Петрозаводске, но именно 21-22 июня (если точно, то «в это время») он был в городе, а после 22 июня Куприянов встретиться с ним возможности не имел. Нет упоминания о встрече у В. М. Виролайнена, который на тот момент был заместителем начальника Кировской дороги.

Тем не менее, около 4 часов утра, если верить Попову, он в своём вагоне был отдельным паровозом отправлен вне графика по срочному приказанию в Ленинград. Тут же обнаруживается Н. Н. Клементьев, который якобы ехал вместе с Поповым — если так, то из Кандалакши они выехали вместе. Так или иначе, в 7 утра 22 июня поезд Попова останавливается на некой станции, где «явившийся в вагон комендант с противогазом на левом боку, символом боевой готовности, представившись, доложил, что остановка вызвана необходимостью проверить буксы и будет очень короткой, а дальше намечается следование до Ленинграда без единой остановки… Вскоре мы тронулись и с не меньшей, чем раньше, скоростью устремились к Ленинграду, до которого, по расчетам того же коменданта, оставалось не более 3 часов пути». Исходя из этой информации, становится ясно, что скорее всего поезд сделал остановку на станции Волховстрой. Именно там могли «проверить буксы», и именно до Волховстроя из Ленинграда путь занимает около двух-трёх часов.

Константин Павлович Пядышев
Константин Павлович Пядышев

Наконец, по воспоминаниям Попова, в 10 утра он прибывает в Ленинград, где его встречает заместитель командующего Пядышев. И, казалось бы, на этом всё и закончилось, но есть другой интересный нюанс. Если Попов прибыл в 10 утра 22 июня и сразу направился в штаб округа, то он должен был бы участвовать в заседании Военного совета, которое по сведениям В. А. Мосунова, началось около 13 дня, и открывал его… Пядышев. Кроме того, сразу несколько воспоминаний указывают, что Попов вернулся в Ленинград не 22, а 23 июня — например, Мерецков, который прямо отмечал, что командующий округом ещё в поездке, и заседание было проведено без него, и Бычевский, отметивший встречу с Поповым только 23 июня.

Такие обстоятельства полностью перекрывают всю часть поездки Попова после появления в Кандалакше 19 июня. По косвенным данным можно предположить, что Попов задержался в Петрозаводске не на пару часов, а на целый день, видимо, из-за начавшейся массовой переброски войск — и поэтому пути были настолько загружены, что вернуться по одноколейной Кировской дороге в Ленинград было физически невозможно вовремя. С другой стороны, странно, что Попов в таком случае никак не встретился с тем же 1-м секретарём ЦК КП(б) КФССР Куприяновым и не воспользовался аэродромом, например, в Бесовце, в непосредственной близости от Петрозаводска. Но и это может также говорить, что командующий округом «застрял» не в Петрозаводске, а где-то на полпути к нему — например, в Кеми, Беломорске или Медвежьегорске, наиболее крупных ж/д узлах Севера. Вряд ли Попов задержался в Кандалакше, ведь уже к вечеру 21 июня проехать по Кировской железной дороге от неё до Петрозаводска было бы проблематичным как раз в связи с тем, что, среди прочего, нескончаемым потоком в Алакуртти шла 1-я танковая дивизия.

Заключение

В моей попытке реконструкции хронологии поездки командующего округом М. М. Попова вполне вероятно много неточностей — просто в связи с тем, что в литературе этот эпизод толком не освещается, а доступных материалов не очень много. Тем не менее, представляется, что раскрытие темы этой поездки позволит лучше понять нам начало Великой Отечественной войны на Севере. Очевидно, что выяснять все события, связанные с полевой поездкой штаба ЛВО в июне 1941 года, необходимо с привлечением новых источников и документов.

Благодарю Вячеслава Мосунова, Владимира Нагирняка и Илью Мазурова за помощь в поиске ответов.

Источники:

1) Баранов В. И. Броня и люди. // Танкисты в сражении за Ленинград. Л., 1987.

2) Бычевский Б. В. Город — фронт. Л., 1967.

3) Винницкий Л. Г. Бойцы особого фронта. Л., 1980.

4) Виролайнен, В. М. По стальным магистралям // Незабываемое. Петрозаводск, 1974.

5) Голованов Г. В. В штабе 42 корпуса // https://povenschool.edusite.ru/magicpage.html?page=132323

6) Головко А. Г. Вместе с флотом. М., 1984.

7) Елисеев Г. В. Прифронтовая Кандалакша. Мурманск, 1985.

8) Куприянов Г. Н. От Баренцева моря до Ладоги. Л., 1972.

9) Мерецков К. А. На службе народу. М., 1968.

10) Новиков А.А. В небе Ленинграда. М., 1970.

11) Попов М. М. Воспоминания для сборника «Оборона Ленинграда 1941-1944 гг.» Март 1964 г. // http://www.kaur.ru/docs/popov.php

12) Расписание пассажирских поездов железнодорожной сети СССР с 25 мая 1939 года. Трансжелдориздат, 1939.

13) Старостин М. И. Дневник войны. Мурманск, 2014.

14) Семёнов Н. С. Юшут зовёт. Йошкар-Ола, 1978.

15) Сквирский Л. С. От 14-й армии — к Карельскому фронту // Вопросы истории, 1985, №2.

16) Документы, переписка и переговоры ЛВО (Северного фронта), 14-й армии, 42-го стрелкового корпуса, 1-го мехкорпуса, 1-й танковой дивизии // ЦА МО РФ, также «Память народа».

© Е.П. Мироничев

источник статьи:

Куда пропало командование округа?