У меня на канале продолжается традиционная хроника спасения челюскинцев, по страницам прессы 1934 года. Она о том, что показывали и что скрывали газеты, и насколько свежие новости соотносились с позднейшей официальной историей. Сегодня рассматриваем даты с 26 по 29 марта - эти дни начинаются довольно вяло, но затем следует неожиданный поворот. В спасательной операции явная пауза - никто никуда не летит, поэтому газеты вынуждены создавать бурление из ничего.
26 марта – продолжение тенденции – номер "Правды" открывается с совершенно неважных новостей. Первая статья: «В лагере Шмидта расчищен новый аэродром» - работа, может необходимая, но не остроактуальная, поскольку самолеты за горизонтом. Затем заметка про ледокол «Красин», она называется «Через датские проливы». Если вы думаете, что ледокол через них идёт, так вот нет. Он о них только мечтает. На самом деле он едва выгреб из Финского залива. Зато пароход «Совет» вышел из Владивостока. Видать аэросани всё-таки прибыли и оказались погружены. Пароход покинул причал 25 марта в 17 часов 20 минут. Рядом «Телеграмма родных челюскинцам». Дословно в ней следующее: «Здоровы, бодры, ждем героев. Привет». И подпись из 25 фамилий. В ответ Шмидт из лагеря шлёт благодарственную телеграмму.
Содержательная заметка одна «Пурга задерживает вылет самолетов».
«Хабаровск. 25 марта (Спец.корр. «Правды») Второй день на Анадыре свирепствует пурга, задерживающая вылет самолетов группы Каманина».
В этой строчке есть лукавство, впрочем, совсем небольшое. Пурга свирепствует действительно второй день, только началась она поздним вечером 24 марта, а два дня до этого погода была лётной. Однако группа Каманина не улетела. Первый день, потому что чинили самолет командира, второй… просто не улетели. Группа Галышева по прежнему сидит в Нагаево, где застряла надолго:
«По последнему сообщению управления гражданского воздушного флота, на всем побережье Охотского моря пятый день свирепствует пурга, захватившая Николаевск-на- Амуре, Оху, Александровск-на-Сахалине, Охотск и Нагаево, где находятся самолеты Галышева, Водопьянова и Доронина».
И на этом в газетном номере всё, если не считать очередного географического репортажа Прасковьи Лобзы «Страна песца и белого медведя».
А где же американская группа Ушакова, Слепнева и Леваневского? Никакой информации.
День 27 марта – есть новости с Чукотки, поэтому порядок материалов меняется.
«Звено Каманина готовится к вылету.
Хабаровск. 26 марта. (Спец.корр. «Правды»). Как сообщают из Анадыря, пурга, длившаяся несколько дней, неожиданно стихла. Наступил полный штиль. Группа самолетов тов. Каманина, вынужденная отстаиваться из-за пурги трое суток, решила немедленно вылететь. Сейчас Каманин, Молоков и Пивенштейн находятся на аэродроме и готовятся к вылету. Отставшие самолеты каманинского звена в случае хорошей погоды нагонят отряд в пути.
Население Анадыря оказывает исключительное внимание и энергичную помощь отряду в освобождении от снега и расчистке площадки. Домашние хозяйки в самоварах согревают воду для моторов.
Путь на Ванкарем лежит через почти неисследованный Анадырский хребет.
Летчик Водопьянов сегодня утром на своем самолете вылетел из Нагаево в Гижигу. Галышев и Доронин из-за неблагоприятных метеорологических условий отменили полет и остались ночевать в Нагаево.
Ник. Мотов».
Корреспондент, отстучавший 26 марта информацию «решила немедленно вылететь», был излишне оптимистичным. Быстро только кошки родятся. Тройка не вылетела ни 26-го, ни даже 27-го. Много времени оказалось потрачено на откапывание самолетов из сугробов, и выгребание прессованного снега изнутри машин. А может были и еще причины. Но обратим внимание на фразу: «Путь на Ванкарем лежит через почти неисследованный Анадырский хребет» - она пригодится для рассмотрения дальнейших приключений.
А Водопьянов воспользовался погодным окном и сумел проскочить от Нагаева до Гижиги. До Анадыря ему осталось два дневных перелета. Он уже почти нагоняет тройку Каманина, и при сопутствующей погоде может к ней присоединится. Галышев и Доронин отстают на день.
Больше никакой полезной информации, только ледокол «Красин» решил плюнуть на датские проливы, несмотря на обещания из прошлого номера и отправился в Северное море Кильским каналом.
А нет, председатель тройки Петров также сообщает, что в районе лагеря Шмидта отсуттсвует видимость, поэтому туда не могут прилететь самолеты. Вообще-то они не летают, потому что их физически нет, но к чему эти скучные подробности? Настроение на льдине бодрое, как обычно.
Про американскую группу опять никакой информации. Что же такое, куда она пропала? Публика должна забеспокоиться. Может в следующем номере?
И вот в номере от 28 марта – группа Ушакова наконец проявилась! Но по порядку, сначала о других событиях. Первым делом нам сообщают, что ледокол «Красин» прошел Кильский канал. Удивительное чудо! А сколько еще впереди каналов и прливов.
Вторая статья – оказывается «Совет» 27 марта вышел в открытое море. Если два дня назад нам говорили, что вечером 25 марта пароход покинул Владивосток, то непонятно, где он был больше суток? Или Японское море у Владивостока недостаточно открытое?
Зато 27 марта Галышев и Доронин долетели до Гижиги и воссоединились с Водопьяновым. Дальше лететь все трое никуда не могут – погода не позволяет.
О группе Каманина никаких известий. Зато – па-па-па-пам! - новости из Америки.
«Леваневский и Слепнев вылетают в Ном.
Нью-Йорк, 27 марта. (Соб.корр. «Правды»). Из Фербенкса, на Аляске сообщают, что два самолета готовы к полету в Ном на помощь челюскинцам.
Последние два дня экспедиция тов. Ушакова посвятила всестороннему испытанию и проверки машин. Американец-механик Эрмистед полетит с Ушаковым и Леваневским, американец-механик Лавери - со Слепневым.
Ушаков благодарит Рузвельта и народ США за оказанную помощь.
Ольгин».
Так, 27 марта группа Ушакова очередной раз сообщает, что готова вылететь в Ном. А до этого они обещали вылететь 23 марта? Но обещать, как гласит народная мудрость, не означает исполнить. Так что, вылетят ли они? Кто знает? А вообще в Фербенкс они прибыли 21 марта. Что они там делали всё это время, на что потратили 6 дней? Хорошо, последние два дня «всесторонне испытывали машины». А еще четыре? И опять этот загадочный оборот «из Фербенкса сообщают». А Ушаков не может сам с почты телеграмму в Москву дать? Зачем тут посредники? А не выдержал и почитал газеты на несколько номеров дальше.
Поэтому, забегая вперед – 29 марта в «Правде» об американской группе опять никаких известий.
И только в номере 30 марта есть телеграммы самого Ушакова с рассказом об их перемещениях. (Оказывается, Ушаков всё-таки способен сам выходить на связь. Но раньше он это умение не проявлял). Он Фербенкса до Нома они должны были проскочить за один день, точнее, часа за четыре. Вроде бы Ушаков сообщает, что 27-го вылетели из Фербенкса, по пути сели в селении Нулато, дальше была нелетная погода, они решили продолжить путь на следующий день, но свою телеграмму Ушаков передавал из Нулато 29 марта, при этом не говоря, что провели здесь два дня. В тот же день, 29-го группа, наконец, оказалась в Номе, и это лишь является достоверной датой. А вылететь из Фербенкса они могли в любой из дней трех дней: 27-го, 28-го, и 29-го. А в Фебенксе, получается, провели чистых 6-7 дней, не считая дни прибытия и отбытия. И на что же они их потратили? Нормальные человек ни за что не догадается. Но я знаю ответ.
На покраску самолетов! В революционный красный цвет, в нанесение на крылья букв USSR и MS и SL , что подразумевают инициалы пилотов Маврикия Слепнева и Сигизмунда Леваневского. Вы спросите: "А как же челюскинцы?" Так у них же все хорошо! Пускай пока очередной аэродром почистят, разомнутся на свежем воздухе.
В челюскинской эпопее есть несколько ключевых точек, что поразили меня до глубины души. Покраска самолетов на Аляске является одной из ярчайших. Она настолько прекрасна, что заслуживает отдельного рассказа.
Точнее - оно здесь... а предыдущая статья тут....
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.