Екатерина II была прогрессивной правительницей, поэтому она следила за своим окружением с помощью тайной полиции. Лучше, чем Степан Иванович Шешковский, с этими обязанностями никто не справлялся.
Кнутобоец, палач и инквизитор - это лишь малая часть прозвищ которыми он обладал. С виду он был невзрачным, но всё равно вселял страх в своих подозреваемых или конкурентов. Он был человеком проницательным и мог докопаться до любой истины.
В начале пути
Он родился в небогатой семье в 1727 году. Его род был не знатным, отец сам обучал Степана грамоте, в школе он проучился только один год, после чего его определили в Сибирский приказ (орган управления) которая располагалась в Москве.
Через несколько лет Шешковского отправили на помощь в "тайную полицию", где он должен был помогать с делами, чаще он переписывал протоколы допросов. Это занятие его сильно увлекло и он глубокого погружался в материал.
К тому же он мог наблюдать как проводили следствие и какие методы привлекали. Атмосфера камеры и всего хода расследования нравились Степану. Удары плетью по телу заключенного с котором он находился в позиции силы. Быть может это чувство и породило желание служить именно в этом ведомстве?
Около 2-х лет он работал в тайной полиции. Тогда он уже крепок решил, что приложит все усилия для того, что бы работать именно тут.
Вскоре его вернули обратно в Сибирский приказ, ему тогда было около 16 лет, он решил проявить свой характер и сбежал от туда. Самостоятельно добрался до Петербурга и попросился на службу в тайную полицию.
Его приняли и определили в филиал дел по розыску, тогда его возглавлял Граф Шувалов, он был двоюродным братом фаворита Екатерины II. Поэтому имел вес и к нему прислушивались при дворе.
Карьера
После назначения, он сразу приступил к выполнению своих обязанностей и делал это с большим усердием и дотошностью. Очень быстро освоился, даже начал лично допрашивать и делать доклады.
Граф Шувалов оценил старания молодого парня и весьма положительно отзывался о его работе. Он быстро поднимался по карьере, Александр Шувалов поселил его у себя дома и поручал ему разные дела.
По рекомендации графа, Шешковский переезжает в Петербург на должность архивариуса.
В 1757 году у него снова был взлёт в карьере, Екатерина II назначает его секретарём тайной полиции. В этом ему снова помог граф, он лично рекомендовал его императрице.
Это была очень важная должность. Она позволяла напрямую общаться с императрицей. После назначения у него появилось множество полезных связей. После упразднении тайной полиции Петром III, его карьера не закончилась и он попал в Сенат.
Когда Екатерина II начала править, она понимала, что либерализм не поможет ей успешно править и спокойно удерживать власть. Одним из первых её решений было создание тайной экспедиции в Сенате, для поиска политических преступлений.
Степану Шешковскому было около 35 лет с большим опытом работе в розыске. Отлично подходил на должность главы нового ведомства. Одним из первых его успешных дел, было разоблачение Василия Мировича в планах освобождения бывшего императора Иоана Антоновича (Ива́н VI).
Метод Шешковского
Его преданность и профессионализм сильно ценила Екатерина II. Он блестяще справлялся с порученной работой. Грамотно вёл допросы, мог зайти с разных углов в разговоре. Легко вычислял уязвимые места допрашиваемых.
А когда следовало применял кнут. Разновидность орудий было множество, так как каждому требовался индивидуальный подход.
Под его внимание попадали все, кто мог разносить непристойные слухи о государыне, даже дама из знатного рода, которая позволила сплетничать об императрице могла попасть к Шешковскому.
Многие фрейлины при дворе и даже супруга генерала Марья Кожина побывали в кабинете Степана. К сведению, императрица сама попросила наказать Кожину, но сделать это деликатно.
Подчинённые Шешковского вывели её прямо с бала привезли к нему в Петропавловскую крепость. Он с ней провёл беседу для профилактики. После чего её вернули обратно на бал. Правда Кожина в этот вечер больше ни разу не присела.
После этого его и стали называть - кнутобоец. Однажды Потёмкин пересекся с ним в дворце, и говорит ему: "каково кнутобойничать?", на что получал ответ: "Потихонечку, ваша светлость".
А всё это время Екатерина даже и не подозревала о насильственных методах в её государстве. А может всё прекрасно знала?
Он мог орудовать не только кнутом. Он смог развить сеть шпионов из прислуги и других доносчиков. Поэтому от него было трудно что-то утаить. Часто приглашал на допросы болтунов, которые могли критиковать императрицу.
Они садились в специальное кресло, которое потом опускалось. Из кресла освободиться было нельзя. Вскоре оставалась лишь голова с которой он проводил беседу. А в это время "нужные" части дела оголяли и начиналась воспитание плетью.
Этот метод назывался «поздравлять с праздником задницу».
За всеми были грешки, поэтому каждый боялся что Степан Шешковский знает о них. Поэтому когда люди видели его или слышали тихий голос Степана, старались уйти с его поля зрения и лишний раз не попадаться.
Благодаря сети шпионов, Екатерине II своевременно докладывали о всех интригах и сплетнях. Хоть род был его и не знатные, все старались с ним подружиться.
Одни из громких его дел, были допрос Емельяна Пугачёва которого пытали в течении 10 дней без остановки. Тогда Шешковский уходил в соседнюю камеру чтобы отдохнуть и вскоре снова присоединился о мотивах восстания и имён его сподвижников.
Ещё одним допрашиваемым был писатель и философ Александр Радищев, он написал рассказ «Путешествие из Петербурга в Москву», которое было антиправительственным. Когда ему сказали что его будет допрашивать Шешковский, он тут же рухнул в обморок.
Он получил множество наград от Екатерины, и сделала его независимым от генерал-прокурора. После того как он ушёл на покой, стал получать пенсию в 2000 рублей. А после смерти Степана Шешковского в возрасте 66 лет (56 из них служил государству) его детям выплатили по 10 000 рублей.
Дорогой читатель! Подписывайся на канал и не пропускай новые материалы.
Пиши в комментариях своё мнение о публикациях и не забывай ставить палец вверх. Так мы будем знать, какой контент тебе больше нравиться.