Теперь мы, можно сказать, готовы, чтобы приступить к работе. Белый загрунтованный холст стоит или на мольберте, или на стуле, палитра со шкалой в руке, кисти щетинные тоже имеются, растворитель составлен в баночке. Перед вами натура, любая — натюрморт, портрет, пейзаж,
Начинать ли с рисунка на белом холсте или сразу расхрабриться рисовать кистью в процессе самой живописи, без предварительного рисунка?
Выше я высказал свои соображения. Но также приведу другой способ — для тех, кто не решится на «мазню». Этот другой способ заключается
в следующем: вы тщательно делаете рисунок углем со всей светотенью. Когда этот рисунок выполнен, то обведите важнейшие кон-
туры черной тушью и смахните чистой тряпкой весь уголь с холста. У вас на холсте останутся необходимые очертания, из границ которых при выполнении живописью вы не будете выходить.
У меня не раз возникала мысль, как обставить процесс письма с
натуры таким образом, чтобы (в идеале, конечно) попадать без про-
маха, и я, постепенно выбираясь из хаоса одной интуиции, все же стремился к организованности палитры. Нет ничего досаднее, когда рабочее настроение особенно активно, а вместо работы приходится чистить палитру, мыть кисти, краски перепутаны, тряпки не найдешь, руки перемазаны и липнут от лака. Все это сплошь да рядом бывает.
Я не раз задавал себе вопрос о том, как писали великие художники. Как писал Константин Алексеевич Коровин, я видел в период своего двухгодичного пребывания в его мастерской. Одна студентка
мастерской Коровина, некто С., «запорола» свой этюд — палитра представляла грязное месиво, не отличался блеском и холст. Константин Алексеевич нелестно отозвался о работе. Она смущенно и в отчаянии восклицает: «Я стараюсь, но у меня ничего не выходит. Может быть вы мне покажете?!» «Прежде всего очистите палитру», — говорит Коровин. Затем он кладет на палитру те краски, которые были нужны. Мы все, студенты его мастерской, ринулись смотреть тесным кольцом, но не загораживая света, обступили его, с жадно раскрытыми глазами следили за кистью мастера. Нужно сказать, что С. все счистила с холста мастихином и даже смыла скипидаром остатки своего творения.
Постановка была типично коровинская, На новой строганой табуретке
сидела обнаженная натурщица с чудесными белокурыми волосами. Рядом синяя ваза с розами, причем половина табуретки была закрыта
черным бархатом. Все это на фоне светлой ширмы.
Константин Алексеевич говорит: «Я лично люблю начинать с самого глубокого темного» — и берет во всю силу теневые складки черного бархата и рядом «впритык» к этой темноте берет световую часть
черного бархата. Я уже не помню, из смеси каких красок он брал эти
отношения, я только запомнил сам ход выполнения работы. Меня удивило одно обстоятельство — глубокий тон теневой части светлой ширмы не был светлее освещенного черного бархата, а взят как бы в одну силу, только совсем другого характера цвета.
Затем он легко прописал плоскость ширмы, которая по цвету очень
близка была телу, только поставленная под углом, она создавала свето-
теневую разницу. Ширма была с цветочками, Затем он взял синюю
вазу с розами, но неразработанно, а очень эскизно, потом — полутона
золотистых волос. Он, как бы предвидя будущее, окружал тело такими
тонами, которые являлись бы контрастами к самому главному — к цветам тела и новой табуретки, И на палитре, конечно, в очень общей
форме мазки располагались примерно как на холсте, Самое сложное
было взять сильно и тонко светлое тело и новую табуретку. Эта задача
на сближенные тона чрезвычайно трудная. Весь секрет в том, чтобы
постоянно находить различие между сближенными тонами. Но поставленного чуткого глаза недостаточно. Надо ни на минуту не выпускать из внимания правила: «всегда пиши различие между светами по силе тона и оттенку цвета, между полутонами по светосиле и оттенку цвета, между тенями — по силе и оттенку цвета и проверяй все цельным видением одновременно натуры и холста». Составленные тона на палитре должны нравиться вам, и нужно, чтобы вы чутко ощущали чистоту цвета в самом тоне. Бойтесь грязи.
Я не напрасно привел кратко, как работал Коровин, показавший
нам начало живописного решения натуры. Наблюдение за работой мастера помогло мне прийти к следующему заключению: я обратил внимание, что этот великолепный мастер использует палитру как инструмент создания предварительной и красочной симфонии, чтобы воспеть натуру, красиво и точно подбирая тончайший ковер колорита. Правда, кладя мазок, он сплошь да рядом вмазывал в него чистую краску, но так умело и точно, что приходилось только восхищаться.
Продолжение следует.
Многие иллюстрации и кадры с видеоуроков взяты из интернета.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ .