"Охотники за привидениями" - уже культовый символ всей поп-культуры восьмидесятых. Машина Ecto-1, плазменные пушки, бежевые костюмы, комичные и в то же время обезображенные призраки, будь то неугомонные зефирные человечки или обжорливый лизун, легендарный актёрский состав и блестящая режиссура Айвена Райтмана: все эти факты так или иначе оказались тесно связаны с ностальгией зрителей по ушедшим временам просмотра VHC-кассет на старых плазмах. Дилогия "Охотников" и по сей день считается настоящим знамением развлекательного кинематографа, однако окончательная, казалось бы, точка была поставлена уже на второй части и маленьком мультсериале (который у многих ассоциируется с детством даже больше, чем оба полнометражных фильма). Франшизу пробовал перезагружать в 2016-м году Пол Фиг, но вследствие ярко выраженного и раздражающего феминистического посыла ремейк оказался съеден фанбазой серии. В тот же момент в разработку пустили уже полноценную и каноничную для оригинальной дилогии третью часть, переработанную по ходу производства в риквел
"Наследники" являлись лишь одноразовым ностальгическим выступлением, отодвинувшим старичков на задний план и давшим дорогу молодой команде. По сути, лента отдавала дань памяти и уважения всем создателям оригинальной дилогии, в том числе и почившему Харольду Рэмису, но вовсе не являлась началом чего-то большего. В прокате фильм не показал сильную устойчивость, а зрители по итогам просмотра были разделены на два лагеря: для кого-то продолжение показалось безэмоциональной игрой на ностальгии, а кто-то был не против в последний раз взглянуть на любимых персонажей детства. Впрочем, жадности голливудских продюсеров можно лишь посочувствовать, поэтому в разработку сразу же пустили сиквел "Наследников". О чём в таком случае рассказал уже он?
Итак, новая команда Охотников уже несколько лет обосновывается в Нью-Йорке, в той самой бывшей пожарной станции оригинального состава, параллельно занимается бытовой ловлей сбежавших привидений, разбирается с непутёвым коррумпированным мэром, угрожающим закрыть филиал команды (уже не в первый раз), а вундеркинд Фиби (юная звёздочка Маккенна Грейс) пытается мастерски проявить себя в деле, несмотря на запрет от родителей (да, персонаж Пола Радда стал ей кем-то вроде приёмного отца) участвовать в поимке призраков, в силу юного возраста героини. Одновременно с этим загадочный Надим (его играет Кумэйл Нанджиани) приносит в лавку сбыта старинных вещей некую магическую сферу, в которой, как оказывается позже, заточён владыка всех привидений, желающий обратить весь мир в лёд. На этом строится весь концепт так называемого "Леденящего ужаса", а своеобразной протагонисткой выступает героиня Грейс
Что странно, ведь и в оригинальных "Охотниках за привидениями", и даже в том самом ремейке Пола Фига у каждого экранного персонажа имелась своя собственная и важная для общей истории сюжетная арка: а в "Леденящем ужасе" буквально каждый член состава Охотников нужен лишь для парочки гэгов и образов второстепенного плана, маяча на горизонте без определённой индивидуальной роли. Так, тот же герой Финна Вулфарда большую часть времени ловит лизуна на чердаке штаба команды, Пол Радд и Кэрри Кун читают детям нравоучения, а старички и вовсе появляются лишь для фанатского замыливания глаз. Ситуация идентичная "Наследникам": с поправкой на то, что в предыдущем фильме картину спасал сеттинг американской "глубинки" и какая-никакая, но оригинальная история
Авторы "Леденящего ужаса", кажется, изначально понимали, что удивить зрителей они смогут лишь безжизненной фансервисной составляющей: с первых же минут продолжения на аудиторию выливается тонна самых разнообразных отсылок и пасхалок на предыдущие ленты франшизы, в кадре появляются персонажи из оригинальной дилогии, отшучивающиеся о своём возрасте и счастливой молодости, а в третьем акте лента и вовсе превращается в подобие последнего "Мира Юрского периода": старые и новые герои объединяются в единую команду, с поправкой на то, что именно классических персонажей авторы будут отчаянно ставить на первый план, начисто забывая про нововведённых
Не спасает даже история: в прошлых "Наследниках" создатели старались сохранять интригу до самого финала фильма, моментами уходя в напряжённое повествование и налёты некого хоррора категории "Б". "Леденящий ужас" же состоит из парочки не связанных друг между другом сюжетных линий: за ненадобностью до самого конца картины выбрасывают даже сферу с таинственным владыкой призраков. К слову говоря, пиар-кампания, которая строилась на сеттинге "замороженного" Нью-Йорка, тоже оказалась наглой ложью: хотя, казалось бы, авторы вполне могли сделать своеобразный ремейк условного "Послезавтра" Роланда Эммериха, благо сегодняшний скачок визуальных эффектов позволяет это сделать. Сюрприз: даже в фильме 2004-го года весь технический сегмент выглядел в разы убедительнее, пугающе и завораживающе
"Леденящий ужас" отчаянно пытается подходить под формат одноразового семейного развлечения уровня "Наследников": где дети смогут отдохнуть под просмотр лёгкой и весёлой истории про поимку злых антропоморфных привидений, а взрослые - насладиться горой фансервиса под старую музыкальную композицию Рея Паркера-младшего. И в какой-то степени продолжение выигрывает только в этом случае: о большей индивидуальности и обособленности авторов от культовости лент прошлого и говорить не стоит. В "Леденящем ужасе" читается вся беспомощность новых создателей в производстве чего-то нового: а чего вы хотели, если те же самые "Наследники" не работали, как цельное и оригинальное произведение?
В общем и целом было ожидаемо, что "Леденящему ужасу" не получится удивить зрителя ничем кардинально новым: фильм отчаянно пытается опираться на фансервис и ностальгический приём у старой аудитории, по ходу сюжета начисто забывая про новых персонажей и их интересное развитие. Четвёртая часть больше походит на пилотный эпизод дешёвого стримингового продолжения "Наследников", ввиду ограниченного количества сюжетных линий, малой масштабности, посредственного визуала и безжизненной эксплуатации образов старичков. Однако, к удивлению, квадриквел исправно работает как одноразовое семейное развлечение. Дети смогут посмеяться над современными шутками с использованием молодёжного слэнга, а парочка родителей - пустить слезу с очередного появления старых Охотников. Но стоило ли создавать новый фильм только для очередного выжимания денег из карманов тоскующей по своему детству взрослой аудитории? Вопрос резонный
Плюсы:
- Старая-добрая атмосфера
- Неплохой антагонист (которому, по правде говоря, уделено от силы десять минут экранного времени)
- Прежний сеттинг
- Парочка неплохих локальных шуток
- Лёгкий темп повествования, работающий в качестве одноразового развлечения для нетребовательной аудитории зрителей
Минусы:
- Наглая эксплуатация фансервиса
- Отсутствие хоть каких-либо сюжетных ролей у членов новой команды
- Посредственный визуал
- Обманчивая пиар-кампания
- Никакой индивидуальности
5/10
- Неужели никто тогда этого не предвидел?
- Это были 80-е. Никто особо и не беспокоился о будущем.