Найти тему
BibleBiker

Как совмещать зубрёжку с созерцанием

Оглавление
А зачем вообще зубрить. А можна ненада. А давайте лучше просто мультик посмотрим. И вообще: что за насилие? Христианство – религия свободы.

1. Нужна ли зубрёжка?

Насколько вообще актуально запоминание информации в эпоху интернета?

Думаю, настолько же, насколько и всегда – и, быть может, чуточку больше. Интернет, особенно социальные сети, приучает нас к коротким обрывочным данным. Визуальная и содержательная пестрота создаёт ощущение информационного изобилия, при этом реальная информационная польза контента может быть совершенно ничтожна.

Для построения сколько-нибудь осмысленных конструкций необходим навык «мыслить длинно» - сосредотачивать внимание на предмете, учитывать разные его аспекты. В этой связи запоминание длинных цепочек информации – чрезвычайно важная привычка.

2. Когда зубрёжка полезна?

Когда человеку не достаёт творческих сил и вдохновения запомнить необходимое просто так, без усилий. То, что мы любим и понимаем, обычно запоминается как бы само собой. Если понимания нет – приходится заучивать. Как, например, грамматику или нормативные положения.

Студент не мой, я просто разместила объяву.
Студент не мой, я просто разместила объяву.

3. Почему нужно запоминать прочитанное?

Иногда не нужно. Это касается тех случаев, когда читалось что-то для удовольствия. Или тех случаев, когда прочитанное оказалось низкопробным, некачественным.

Во всех остальных ситуациях – экономнее и проще читать один раз, а не два или десять. Поэтому и надо запоминать прочитанное =)

4. Как запоминать материал без зубрёжки?

  • Использовать методы ассоциаций, визуализацию и другие мнемотехники.
  • Вводить вспомогательные материалы: схемы, таблицы, комментарии (их есть у меня).
  • Анализировать и учитывать собственные привычки памяти: что обычно и в каких условиях запоминается лучше? почему? как использовать это в отношении иных материалов?
  • Включать в работу те данные, которые нужно запомнить: при регулярном использовании они точно не забудутся.
Кстати, говорят, массирование головы реально помогает: приток крови к мозгам, все дела =)
Кстати, говорят, массирование головы реально помогает: приток крови к мозгам, все дела =)

5. В каких случаях специальное заучивание эффективно?

Когда нужно быстро усвоить большой блок информации: правила дорожного движения или грамматический строй языка, не являющегося основным языком общения.

Когда борьба идёт не за результат, а за процесс: например, присутствуют проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, сосредоточенностью.

Когда заучивание облегчает другие процессы: например, перед первым публичным выступлением можно выучить речь или отдельные сложные её части.

6. Как зубрить?

  • Целеустремлённо.
  • С оглядкой на «кривую забывания».
  • С оглядкой на «эффект края».
  • С отслеживанием результата.

Яндекс предлагает какой-то очень предсказуемый визуальный ряд на запрос "зубрёжка", ну штош.
Яндекс предлагает какой-то очень предсказуемый визуальный ряд на запрос "зубрёжка", ну штош.

7. При чём здесь созерцание?

Мышление это всё-таки не освоение информации, а порождение новых идей. Данные, получаемые нами из внешних источников – это строительные кирпичики. А связующий раствор для всей конструкции – навыки сопоставления, анализа и синтеза информации.

Медитация над библейским текстом – размышление, усваивание, созерцание и проживание прочитанного. Запоминать сюжеты без рефлексии над ними довольно бессмысленное занятие.

8. Между Сицилией и Харбином: поиск золотой середины

Золотого правила, фиксирующего идеальную пропорцию между запоминанием и рефлексией, по-видимому, пока нет. В конце концов, у каждого из нас не только разный темперамент, но и цели, какие мы ставим перед собой, подходя к освоению Священного Писания. Но есть общие закономерности:

  • проще, когда понимание (хотя бы начальное) предшествует запоминанию;
  • регулярность всё упрощает. И зубрёжку, и созерцание;
  • результат оправдывает, а часто и превосходит ожидания.

Добавьте, что я пропустила.

Подписывайтесь.