Найти в Дзене
Любимое Время

"Граждане, про билеты не забываем": фото из далекого 1954 года и нахлынувшие от него воспоминания

Смотрите, нашла фотографию, сделанную 70 лет назад - в апреле 1954 года. Шумная Москва, полдень, в салоне автобуса работает кондуктор.

Из фотоархива "Россия: история в фотографиях"
Из фотоархива "Россия: история в фотографиях"

Кондукторы были тогда преимущественно женщины. Не встречала ни одного фото с кондуктором-мужчиной. Да и форму, по-моему шили исключительно на прекрасных дам. Любопытно, что на фото 1954 года кондукторша в спецодежде, которую ввели еще в довоенные времена. Даже сумка не изменилась.

Для сравнения - вот фотографии кондукторов в 30-х годах.

С сайта "Городской электротранспорт: архив старых фотоснимков"
С сайта "Городской электротранспорт: архив старых фотоснимков"

Вот еще прекрасная кондукторша - она нам улыбается из далекого 1933 года.

С сайта "Эторетро"
С сайта "Эторетро"

В 60-х на смену кондукторам пришли бездушные аппараты. Причина скучнейшая – дефицит сотрудников, так как платили мало и "плюшек" не было (даже квартиру за выслугу лет, как простым дворникам, не давали). В автобусах, трамваях и троллейбусах стали ставить металлические ящики, куда пассажиры бросали деньги. Рядом висел рулончик билетов - нужно было самим отрывать. Все было на чистом доверии. Но нашего человека слишком сильно манит халява, поэтому просто так деньги бросал лишь каждый третий, а остальные рвали себе билет просто так, без денег. И поди проконтролируй.

70-е годы - прогресс позволил ставить аппараты, которые уже сами давали билет в обмен на машинку. Сбоку еще был компостер - им нужно было гасить эти самые билеты или проездные талончики, купленные заранее в киоске на остановке. Какая же была тугая ручка у компостера. Даже взрослые мужички фырчали от усилия, когда дергали рычаг.

Источник: ЖЖ "Это картинки и интересная история"
Источник: ЖЖ "Это картинки и интересная история"

Эта система уже была действенной. Обмануть ее было трудно, а за проезд "зайцем" полагалось солидное наказание. Ближе к 80-м безбилетники карались штрафом в 3 рубля. Это ж для многих были нормальные деньжища - неделю можно было всей семьей жить и не голодать.

В 90-е в транспорт снова вернулись живые люди - кондукторши с сумками наперевес и готовые строго отлавливать нерадивых безбилетников. У меня было парочка знакомых, работающих кондукторами. И обе девушки недолго проработали в этой сфере - потому что работа "ловца за транспортными зайцами" в 90-х была "просто собачьей".

А сейчас кондукторы, как профессия, осталась? У меня вот в городе в транспорте их нет. Деньги собирают сами водители или пассажиры платят через терминалы картами. Живого кондуктора не видела уже лет 15, наверное.

Источник: сайт "Городской электротранспорт: архив старых фотоснимков"
Источник: сайт "Городской электротранспорт: архив старых фотоснимков"
Вот такие на меня нахлынули воспоминания от взгляда на старенькое фото. Написала, как помню. Если где-то какие-то мелочи перепутала - не сердитесь, память иногда чудит. Смело добавляйте и поправляйте - не обижусь, а буду благодарна. Вместе вспоминать любимое прошлое намного интереснее!

СССР
2461 интересуется