Традиционная хроника "спасение челюскинцев по страницах прессы 1934 года", или следим как текущие события отливались в мифы. Сегодня читаем номер "Правды" за 25 марта 1934 года.
Краткое изложение ситуации на 24 марта: челюскинцы сидят на льду 39 дней – это плохая часть. Но в южной части Чукотки появилось три исправных самолета – это хорошая. И кроме того, еще два спасательных отряда находятся где-то на подходе: хабаровский и американский. Казалось бы, для газет приоритет в репортажах должна составлять степень близости отряда к цели. Группа Каманина находится в дне пути от Ванкарема, если лететь через горы, и в трех, если вокруг. Группа Ушакова, по последним известиям находилось в Фербенксе, ей день полета до городка Нома, стоящему на берегу Берингова пролива, и оттуда на следующий день она уже может оказаться в Ванкареме. Хабаровский отряд преодолел полпути и ждет погоды в Нагаево. Именно в таком порядке и следует подавать новости.
«Буржуазная» пресса начала бы разгонять ажиотаж – какая группа достигнет побережья первой? Советская тоже могла бы объявить соревнование и ударничество. Все остальные аэросани, воздушные шары и могучие ледоколы представляют лишь отвлеченный интерес, поскольку их время прибытия исчисляется неделями.
Теперь посмотрим, как описала «Правда» движение эвакуационных сил. Начинается тема репортажем с борта ледокола «Красин» «Справа – Финляндия, слева – Эстония». Надо полагать, ледокол шлепает по Финскому заливу. Затем публикуется телеграмма «тов Киров – краснинцам». Затем очередная статья из бесконечно географической серии «Путь, которым идет «Красин»». За последнюю недели об этом рассказали уже много раз, с картами и схемами, но видно, решили закрепить.
На этом «Красин» оставляется, и газета переходит к следующему пароходу – к «Совету». Новость о нём снабжена подзаголовком «молния». И каковы же срочные новости? Начало молнии вполне лирическое:
«24 марта. Ночью во Владивостоке выпал обильный снег. По мнению метеорологов, это – последствие циклона, пронесшегося над Японией».
Потрясающе, ничего не скажешь. Следующий абзац все же переходит к конкретике:
«Сегодня с рассвета продолжалась погрузка парохода «Совет». На палубе погружены металлические гондолы дирижаблей «В-2» и «В-4», на носу парохода установлен оригинальный самолет Бологова. В каютах – участники экспедиции: воздухоплаватели, пилоты, инженеры, техники, механики, радисты, метеорологи, физики, мотористы, такелажники…», короче говоря, кого только нет, но я уже притомился набивать…
«С экспедицией выезжают специальные корреспонденты «Правды» и «Комсомольской правды», оператор Союзкинохроники, сотрудник Союзфото».
И когда же вся эта армада отправится в путь? А как только погрузят аэросани. Они уже вот-вот, на подходе.
И действительно, следующая заметка именно о них. «Аэросани прибыли в Хабаровск». Ну Хабаровск еще не Владивосток, хотя уже относительно близко. Скоро будут. И сразу после этого пароход помчится.
И наконец шестая заметка номера переходит к лётным спасательным отрядам, причем начинает с самого дальнего: «Галышев, Водопьянов и Доронин готовятся к дальнейшему перелету». По содержанию – они по-прежнему сидят в Нагаево и пережидают нелетную погоду.
Про группу Каманина в газете не сказано ни слова. Хотя 24 марта в Анадыре Каманин взлетал, опробовал отремонтированную машину, и заодно провел разведку погоды. Анадырский хребет был закрыт облачностью, на побережье была летная погода. Однако группа никуда не полетела.
И вот, наконец, восьмая заметка – об американской группе. Насколько я помню, по последним сообщениям советских газет, Леваневский и Слепнев должны 23 марта отбыть в Ном. Читаю с интересом, есть ли обновления? Должны ведь уже долететь?
И тут мы видим крайне странный репортаж о бале в Нью-Йорке! Прошедший более двух недель назад! Даю его с небольшими сокращениями:
«Советские летчики в Америке.
Большой библиотечный зал Амторга полон людей. Это пришли репортеры газет, фотографы, кинос’емщики послушать, что скажут советские летчики, командированные сюда советским правительством для организации помощи экспедиции проф. Шмидта»
Мда, летчики прибыли в США 26 февраля, на календаре уже 25 марта, а они все организуют помощь. Ну ладно, посмотрим дальше, что же сообщит «Правда» своим читателям, какие новости.
«Экспедиция эта, как известно, вышла из Ленинграда и направилась северным путем на пароходе «Челюскин». В экспедиции участвуют 101 человек. Люди успели своевременно выгрузить на лед продовольствие, теплую одежду и материалы для домиков. Опасаться пока за их снабжение не приходится, так как имеющегося у них продовольствия должно хватить на два месяца».
Из какого нафталина извлекли этот репортаж? Прошло уже две трети срока от этих двух месяцев! Но обратим внимание, что число выгрузившихся на лёд одно и то же – 101 человек. «Правда» публикует цифру без всяких комментариев и исправлений.
«- Мы имеем ввиду отправится отсюда на Аляску и оттуда на самолетах в Арктику, где находятся затертыми во льдах наши соотечественники.
Так говорит нам проф. Ушаков, опытный географ, изучивший дальний Север…
С вниманием выслушивают американцы молодого профессора и задают ему ряд вопросов.
Но внимание собравшихся обращено главным образом на двух коллег профессора – знаменитых советских летчиков-героев… » Далее следует абзац с перечислением их заслуг перед американцами.
«Смотришь на этих молодых героев и удивляешься их скромности, простым манерам, застенчивости. Их угнетает любопытство американских репортеров, утомительная трескотня фотоаппаратов».
На этом можно было бы остановится, но репортаж приводит интересные биографические подробности героев:
«Леваневский до 16 лет работал в кузнице своего отца. Потом вступил в Красную Армию. В 18 лет уже командовал полком. С тех пор вся его жизнь связана с Красной Армией».
Интересно, Леваневский сам рассказал журналистам такой вариант своей биографии? Официально считается, что Леваневский 1902 года рождения. Его отец умер до революции. А тут, оказывается, до 16 лет Сигизмунд работал в кузнице своего отца. Мало того, что у батюшки имелась некая кузница в Петербурге, так и рождение героя в этом случае перетекает в 19-й век. Интересно, в каком году он командовал полком? В книге «Как мы спасали челюскинцев» Леваневский предлагает другие сведения о себе: «отец умер, когда мне было 8 лет. Он был дворником». А себя описывает так: «Вместе с другими рабочими я вступил в Красную гвардию. Мне было пятнадцать лет, но по виду можно было дать 18, а то и все 20. Я был исключительно крепкий, рослый и широкоплечий». И этот юный, но могучий акселерат не только командовал полком, но еще и такой незаурядной частью, как батальон бывших дезертиров, а потом был помощником начальника штаба бригады, иногда сам руководил бригадой, и еще любил гонять чаи с командиром дивизии Блюхером. «Кроме того что меня считали старше моих лет, меня еще принимали за бывшего офицера. Я же никакой военной подготовки не имел. У меня был революционный дух, но не было тактических знаний».
Может ли человек с таким послужным списком и с таким духом быть скромным? Наверное, может, в газетах всё бывает. Второму молодому герою – Маврикию Слепневу – шел тридцать восьмой годик, он успел стать офицером еще в императорской армии.
Ну ладно, я что-то отвлекся от спасения челюскинцев. Точнее газета «Правда» меня отвлекла. Да и сама она тоже отвлеклась, публикуя 25 марта репортаж о светском рауте в Нью-Йорке, состоявшемся невесть когда. Это статья – перепечатка из газеты «Новый мир», русскоязычного эмигрантского издания социалистической направленности. Чувствуете, что стиль речи в цитатах отличается? «Киносъемщики, имеем ввиду», это какой-то другой русский язык. Дата под репортажем указана 10 марта, возможно это день, когда он вышел. Когда же состоялся прием, совершенно непонятно, может накануне, а может и 4 марта. Американские газеты, похоже, его проигнорировали, в том смысле, что прием посетили, но публиковать ничего не стали, раз «Правда» решила ссылаться не на них, а на эмигрантский листок. А может просто деньги сэкономили? «Новый мир», наверное, брал недорого, дешевле «Нью-Йорк Таймс»?
Итак, мы видим, что 25 марта вместо того, чтобы давать актуальную информацию о группе Ушакова, «Правда» кормит читателей старыми консервами. Летчики пообещали 23 марта вылететь в Ном и пропали. Ну что же, будем ждать дальнейших новостей. Должны же Леваневский со Слепневым когда-то проявится?
Завершает тему традиционная рубрика «иностранцы о челюскинцах». Я не всегда обращаю на это внимание, поскольку в любом случае это отраженное эхо советских источников. Но подобный раздел уже давно завершает каждый выпуск. На сей раз пришла очередь «Скандинавской печати».
Подводя итог – спасение челюскинцев подходит к напряженной точке – спасательные отряды оказываются в непосредственной близости. Но вместо того, чтобы нагнетать саспенс, советская пресса пишет про какие-то далекие пароходы и давние события.
Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.