Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представилрезультаты опроса россиян о пользовании банковскими продуктами. 83% россиян в течение года пользовались различными банковскими продуктами, 57% пользовались дебетовыми картами. 54% верят, что через 20 лет бумажные деньги полностью исчезнут.
Платежные карты популярны и удобны для подавляющего большинства финансовых операций. Банковскими картами пользуются девять из десяти россиян (89%), в старшей возрастной группе (старше 60 лет) — семь из десяти (73%). За последние 4-5 лет 57% стали активнее использовать банковские карты для оплаты товаров и услуг, еще четверть расплачивались ими так же, как и раньше. 7% опрошенных сообщили, что стали пользоваться картами реже.
Как правило, чем меньше размер населенного пункта, тем меньше людей пользуются банковскими картами (19% среди сельчан против 5% среди жителей обеих столиц и городов-миллионников). Интересный факт, что среди активных телезрителей не пользуются картами 41% vs. 3% среди тех, кто предпочитает интернет и граждан с образованием на уровне среднего специального и ниже (15-19% vs. 5% в группе с незаконченным высшим и высшим).
Восемь из десяти россиян (83%) в течении года пользовались различными банковскими продуктами среди россиян до 45 лет — более 90%:
- 91% в возрасте 18-24 лет
- 92% — 25-44 лет
Самыми популярными в пользовании оказались дебетовые (в том числе зарплатные) карты — ими пользовались 57%. Исходя из результатов опроса:
- 38% пользовались денежными переводами
- 22% — кредитными картами
- 15% использовали кредиты на любые цели
- 7% — ипотеку
- 4% — валютные операции
Чаще всего люди пользуются расчетно-кассовыми и кредитными услугами, реже россияне обращаются к накопительным и инвестиционным банковским продуктам:
- 13% сберегательные депозиты
- 9% пенсионные программы
- 5% депозиты до востребования
Еще 7% за последний год пользовались услугами страхования.
Возраст, финансовые потребности и цели россиян на разных этапах жизни очень сильно влияют на интерес и спрос различным банковским предложениям. Активнее всего дебетовыми картами пользуется экономически активная, трудоспособная часть населения:
- 68-71% в возрасте 18-44 лет
- 60% — 45-59 лет
- 35% в возрасте старше 60 лет
Не менее популярны у экономически активной части россиян в возрасте до 24 лет кредитные продукты:
- 30% предпочитает кредитные карты, чтобы удовлетворить текущие потребности в короткий срок.
- 10% используют кредиты
- 14% используют валютные операции в возрасте 18-24-летние чаще других используют валютные операции
- 4% используют валютные операции среди всех россиян
Жители России в возрасте 25-59 лет не менее активно пользуются кредитными картами и кредитами:
- 26-28% пользуются кредитными картами
- 25% берут кредиты на любые цели в возрасте 25-34 лет
- 19% — 35-44 лет
- 16% — 45-59 лет
- 13-14% берут ипотеку в возрасте 25-44 лет
В старшей возрастной группе кредиты и кредитные карты имеют не более 9%, а ипотеку — менее 1%.
Россияне с низким уровнем доходов чаще пользуются кредитными картами — 25% против 19% жителей с высокими доходами. Кредитами на любые цели берут 21% населения с низким уровнем дохода против 14% — с высоким.
Операции с денежными переводами популярней всего среди молодых россиян до 24 лет (52%). С возрастом люди все реже пользуются этой операцией, после 60 лет ее используют 24% россиян. Единственный банковский продукт, которым чаще других пользуются представители старшей возрастной группы, — это пенсионные программы — 20% против 9% среди всех россиян.
Причины по которой 78% россиян делают выбор в пользу банковских карт, кроются прежде всего в удобстве их использования в повседневной жизни (проще, легче — 68%, везде принимают — 7%, оплата транспорта, привычка, экономия времени). Второй фактор — финансовые преимущества и дополнительные возможности — 25% (бонусы, кешбэк — 7%, оплата в интернете — 7%, современные технологии — 6%, быстрая оплата, онлайн-переводы — по 2%, кредитные карты и кредиты — 1%).
Преимущества карт в сравнении с бумажными деньгами, которые отметили 17% опрошенных:
- 6% нашли плюсы в том, что не нужно носить кошелек, занимают мало места
- 4% — безопасно и надежно
- 3% — нет проблем со сдачей, не будет мелочи
- 2% — трудности со снятием наличных в банкоматах; более удобный контроль расходов, бесконтактная оплата
В некоторых случая активное использование карт в последние годы связано с тем, что люди получают на банковскую карту различные выплаты — 15% (получаю на карту зарплату, пенсию, пособия, стипендию — 11%, нет наличных, деньги на карте — 3%, появились деньги, вырос доход — 1%).
Примечательно, что реже использовать карты начинают, как правило, вынужденно — 46% ответов в этой группе (мало, нет денег — 16%, процедура банкротства — 9%, по состоянию здоровья или в силу возраста — 7%, нет терминалов для оплаты — 6%, нет возможности использовать карту — 5%, получение зарплаты или пенсии наличными — 5%).
В пользу наличных оказались 39% опрошенных. Причины по которым они выбирают бумажные деньги:
- 18% нравится пользоваться наличными
- 16% нет необходимости в использовании карт
- 3% привычка
- 2% не хотят пользоваться картами
В отдельных случаях фактором отказа от частого использования карты стало недоверие банкам и безналичным операциям — 18% (много мошенников — 8%, недоверие банкам — 7%, боязнь потери карты — 3%).
Конкуренцию банковским картам пока еще составляют наличные средства, но уже скоро в игру вступит третий игрок — цифровой рубль.
54% россиян склонны верить тому, что в ближайшие 20 лет безналичная оплата полностью вытеснит бумажные деньги:
- в 60% с таким развитием событий соглашается молодежь 18–24 лет
- 62% — столичные жители
- 63% — жители городов-миллионников
- 37% жителей России не верят в подобный исход
Рост популярности безналичных платежей и электронных систем оплаты в последние годы внушает возможность полного вытеснения бумажных денег. С развитием цифровых технологий и повышением удобства электронных платежей люди все чаще отказываются от использования наличных денег и не видят причин для массового возврата к бумажным купюрам.
Родителям необходимо рано начинать обучение детей финансовой грамотности, говоритАлекса фон Тобель, выпускница Гарвардского университета и управляющий партнер венчурного фонда Inspired Capital. По ее словам, детям с малых лет нужно говорить о стоимости товара.