Он – легенда. Мифологизация этого персонажа начинается уже с происхождения имени Ермака. Которое в точности неизвестно, и по этому поводу существует несколько версий. И это его имя давно многому из того, что напрямую ассоциируется с мощью, силой, достижением прежде казавшегося невозможным. Это и два ледокола, сооруженных соответственно в конце XIX и XXвв. И город в верховьях Иртыша (а еще до 1993г. так назывался нынешний казахстанский Аксу). И гора в Пермском крае, состоящая из трёх отвесных скал, называется Ермаковым камнем в честь Ермака. Согласно легенде, Ермак и его отряд провели одну из суровых сибирских зим на склоне утеса.
«Родом неизвестный, душой знаменитый, как сказано в летописи» – писал историк Николай Карамзин. Одни исследователи утверждали, что русский богатырь родом с Урала, с реки Чусовая, другие – с Дона, третьи – с Русского Севера, четвёртые – с Волги. Во всех этих местах сегодня увековечено его имя.
Итак - человек-легенда. Нет точных сведений ни об имени, ни о происхождении, нет достоверных сведений и о фамилии. Одно ясно, он пользовался у казаков огромным авторитетом. Натурально архетипический полусказочный герой, былинный богатырь, сибирский Никита Кожемяка.
Ермак Тимофеевич – единственный атаман, которого называли по имени и отчеству. Ермак – не прозвище, а имя, Ермолай-Еремей или Герман. Есть и другие версии: так, сибирские историки утверждали, что полностью имя Ермака звучало как Василий Тимофеевич Аленин.
По всей видимости, Ермак ходил по Волге, Каме и Чусовой. Сражался с крымскими татарами и турками в битве при Молодях в 1572 году. Во время Ливонской войны руководил казачьей сотней на царской службе. Под началом воеводы Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном походе в Литву, дошёл до Могилёва и сражался под Шкловом. Сохранилось письмо литовского коменданта Могилёва Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич – атаман казацкий». В этом же году атаман участвовал в снятии осады Пскова, а в феврале 1582 года в битве под Лялицами, где Хворостинин разбил шведов.
Потомок Чингисхана, родственник правящей династии Шибанидов в Бухарском ханстве, хан Кучум, опираясь на поддержку Бухары, вёл борьбу с сибирским ханом Едигером. Кучум приводил с собой отряды ногайцев, узбеков и казахов. Едигер, не имея возможности самостоятельно отразить вторжение, просил помощи у русского царя Ивана Грозного, который в это время уже взял Казань. И еще в 1555 году Едигер отправил послов к Ивану Васильевичу с просьбой «прибрать Сибирь к рукам», обещая исправно платить дань царю.
Однако Сибирское ханство было удалено от Русского царства, и Москва долгое время была занята другими направлениями. В 1563 году Кучум захватил власть в Сибирском царстве. Едигер и его брат были казнены. Началась насильственная исламизация местного населения. Это вызвало сопротивление и бунты. Новая династия опиралась на дружины из Средней Азии. Кучум подчинил своей власти ханты-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племён, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе местами переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.
Укрепив свою власть, Кучум логично решил перестать платить условленную дань Москве. Его отряды доходили до Перми, тревожа владения Строгановых, имевших там значительное влияние. В 1575 году брат Кучума Маметкул вторгся в вотчину их семьи.
Просить войско у царского правительства не было смысла. Продолжалась тяжелая война. Но промышленники Строгановы имели право сами набирать людей и обратились к казакам. В это время отряд Ермака в поисках нового предприятия отправился на Волгу, но здесь перебрасывали царские полки против повстанцев в бывшем Казанском ханстве. А местные казаки, случайно напавшие на царское посольство, которое вело переговоры с ногайцами, бежали от царского гнева на Яик, что на Урале. Ермак подался туда же. Там казаки собрали круг и приняли приглашение Строгановых. Большим атаманом стал Ермак Тимофеевич, его заместителем - Иван Кольцо.
Казачья дружина из более полутысячи бойцов прибыла во владения Строгановых. Это были профессиональные, закаленные и суровые воины. Прибыли вовремя. Крепость едва отбилась.
Ермак решил не сидеть в обороне, а самому ударить по врагу, пока главные силы сибирцев на Каме. Атаковать ставку сибирского царя. Есть мнение, что чуть позже Строгановы в названной в их честь летописи, стали преувеличивать свои заслуги. Мол, это они придумали Сибирскую операцию, усилили отряд Ермака литовскими и немецкими воинами. На деле же, они только обороняли свои владения. Тогда как именно казаки под предводительством Ермака потребовали начать наступление, буквально выбив у прижимистого промышленника Максима Строганова припасы и снаряжение.
Казаки приближались к сибирской столице. Кашлык не имел сильных укреплений. Это была ставка царя на месте древнего городища «Сибирь». Поэтому сибиряки организовали оборону у подножия горы на Чувашевом мысу. Там построили засеку, расположили войско. Когда струги Ермака вышли на Иртыш к Сибири-Кашлыку, казаки увидели большое войско и оробели, «восхотеша в нощи бежати».
Победили именно сторонники продолжения наступления. «Братцы! – говорили они. – Куда нам бежать? Время уже осеннее в реках лед смерзается; не побежим, худой славы не примем, укоризны на себя не положим, но будем надеяться на Бога: он и беспомощным поможет…
Назад со стыдом возвратиться нам нельзя. Если Бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в тех странах, и слава наша вечна будет».
23 октября (3 ноября) 1582 года казаки пошли на штурм вражеских позиций. Кучум действительно собрал большое войско. Но это было наспех согнанное ополчение разных племен, из которых многие ненавидели южных пришельцев.
Огнем казаки отогнали врагов от берега, высадили отряд. У засеки атака захлебнулась, наступающих засыпали стрелами. Казаки откатились к реке. Сибиряки осмелели, Маметкул приказал проделать проходы в засеках. Сибирская рать контратаковала, и сама попала под огневой удар судовой рати. Понеся большие потери, сибиряки бежали. Маметкул пытался остановить своё войско, но был ранен. Отсутствие командира усилило панику. Казаки пошли в новую атаку и захватили укрепление.
Сибирские князья, видя неудачу еще недавно торжествовавшего Кучума, развели свои дружины по домам. Сибирский царь собрал сколько мог добра и бежал из столицы. 26 октября (5 ноября) 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь. Через несколько дней местные жители начали присылать дары. С вождей брали присягу, они теперь рассматривались как подданные русского царя.
Русь снова превращалась в огромную континентальную державу-империю. Стала подлинной наследницей Ордынской империи и Великой Скифии. Был уничтожен ещё один очаг вражды, который подпитывал казанские и башкирские восстания. Казанская земля становилась уже не пограничной, внутренней областью России. Перед Русской державой и людьми отрывались безграничные перспективы движения «встречь солнцу», на восток. После тяжелой Ливонской войны, которая не привела к успеху, Россия снова одержала великую победу.
...Война за Сибирь продолжалась ещё долго. Гибли казаки и атаманы. В августе 1585 году попал в засаду и погиб в бою Ермак.
Остаткам казачьей дружины (90 бойцов) пришлось уйти из Сибири. Но уже в 1586–1587 гг. русские воеводы утвердили завоевания казаков. Основали Тюмень и Тобольск. Вернулись в Сибирь и казаки, соратники Ермака, за ними потянулись новые бойцы с Волги и Дона. Так стало складываться Сибирское казачье войско. Кучум продолжал сопротивление и делал набеги до 1601 года, когда был убит. Его наследники продолжали мутить воду до 1620–1630-х годов, но ничего изменить уже не могли. Сибирь стала русской.