Найти тему
Археология смысла

О древнем глаголе замолвите слово! Глагол Ять и образ Я - мнимое отделение, обособленность

Оглавление

Ять - это не только забытая буква, похожая на твёрдый знак!

Логическим путём выяснилось, что:

ЯТЬ - это глагол совершенного вида с корнем Я!

Глаголу ЯТЬ соответствует глагол ИМАТЬ (несовершенного вида), и вместе они образуют целую семью приставочных глаголов, типа взЯТЬ - взИМАТЬ, снЯТЬ - снИМАТЬ:

Это расследование проводилось по другому поводу. Но вот теперь вспомнились и промежуточные выводы - именно про глагол ЯТЬ. (Не путать с сочетанием суффиксов Я+ТЬ, типа: пример-Я-ТЬ, отвор-Я-ТЬ и др.)

Об этом глаголе и его производных много сказано Владимиром Ивановичем Далем в его знаменитом словаре.

Глагол ЯТЬ по Далю В.И.

Из Толкового онлайн-словаря Даля В.И.
Из Толкового онлайн-словаря Даля В.И.

Примеры (здесь и далее - по Далю):

  • Вшед, ЯТ ю за руку (войдя, ВЗЯЛ её за руку) - Евангелие от Матфея
  • ЯЛО гореть (НАЧАЛО = ВЗЯЛОСЬ гореть)
  • Он ЯЛ меня корить (СТАЛ = ВЗЯЛСЯ корить)
Из Толкового онлайн-словаря Даля В.И.
Из Толкового онлайн-словаря Даля В.И.

Примеры:

  • Отколь ты ЯЛСЯ? (взялся, явился)
  • Он ЯЛСЯ придти (обещался, взялся)

Вот сейчас, когда в примерах по Далю появляются формы глагола ЯТЬ в прошедшем времени (ЯЛ, ЯЛСЯ), становится видно, что Я - это корень с собственным значением "ВЗЯТИЯ, ОБОСОБЛЕНИЯ, ОТДЕЛЕНИЯ пойманного ОТ ИСХОДНОЙ СТРУКТУРЫ".

Для более полного понимания корня Я и сути глагола ЯТЬ, укажем и отглагольные существительные:

Из Толкового онлайн-словаря Даля В.И.
Из Толкового онлайн-словаря Даля В.И.

Пример: "Идти на ЯТВУ (ловлю)"

По Далю В.И.
По Далю В.И.

Пример: "В назначенный день и час, по пушке, казаки сразу вылавливают ЯТОВЬ баграми (ба́грят) и тут же, на льду, закупщики ее раскупают"

То есть, получается, что "ЯТОВЬ, ЯТВО, ЯТВА", которое позже приобрело значение "косяка рыбы", изначально могло означать что-то типа "иди и бери некую часть"- именно лёгкую ловлю, имание, взятие, ЯТИЕ (из конкретного места на реке)!

Теперь об активных и пассивных участниках "ЯТИЯ":

Тоже по Далю.
Тоже по Далю.

Ну, и напоследок, замечательная пара синонимов - ЯТНЫЙ и ЯСНЫЙ, которая лишь подтверждает, что весь смысл этих и предыдущих слов кроется в образе Я!

И снова Даль! Всё Ясно, Явно, Ятно и поЯтно, то есть, понЯтно, постигаемо, постижимо, потому что... легко ОТДЕЛЯЕМО от остального "фона"! Образ Я!
И снова Даль! Всё Ясно, Явно, Ятно и поЯтно, то есть, понЯтно, постигаемо, постижимо, потому что... легко ОТДЕЛЯЕМО от остального "фона"! Образ Я!

Из всех вышеперечисленных слов и примеров отчётливо вырисовывается суть корня Я, или образа Я, что, в данном случае, одно и то же.

Образ Я, как процесс - ОТДЕЛЕНИЕ - и результат - ОТДЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Образ Я (ОТДЕЛЕНИЕ и ОТДЕЛЬНАЯ СИСТЕМА) - это основа понятия ЯТЬ (ВЗЯТЬ, УЛОВИТЬ, ПОСТИЧЬ некую часть в составе Целого). И зачастую, такое отделение - это необходимое условия "Ятия".

Другими словами, "чтобы съесть арбуз - нужно нарезать его на дольки".

В этом и заключается:

  • Суть образа Я - деление Целого на отдельности (Я), после которого их можно "ЯТЬ" (взЯТЬ, понЯТЬ, объЯТЬ, изъЯТЬ, ухватить, уловить, присвоить и т.д.).

Но при этом всем понятно, что долька арбуза (Ятая часть) по вкусу идентична Целому арбузу!

Образы Ять, Я и родственные - разъЁМ, изъЯТИЕ, взЯТИЕ, выЕМКА, ЕМля.
Образы Ять, Я и родственные - разъЁМ, изъЯТИЕ, взЯТИЕ, выЕМКА, ЕМля.

Таким образом:

Смысл ОТДЕЛЕНИЯ и ОТДЕЛЬНОСТИ образа Я - он НЕ самодостаточен, не просто "для разделения" лишь бы разделить, а служит более высоким целям - это ОДИН ИЗ способов взаимодействия с Целым, и постижения Целого через взятие его части (способ АНАЛИЗА).
Анализ (взятие части Целого, исследование части и масштабирование выводов на Целое) - это ещё один из аспектов Я.

Если вы росли и учились в нашей необъЯТНОЙ стране, то наверняка в курсе, что "Я - последняя буква в алфавите", и что такое "Якало огородное".

В этих обидных выражениях также интуитивно уловлена суть Я - "отрыв от Целого (от коллектива) и некая заносчивая и порицаемая самостоятельность". Которая цепляет обе стороны тем, что при всех стараниях по-настоящему от Целого оторваться очень трудно. Это, конечно, не про физический уровень, чисто физически - мы все обособлены друг от друга. Хотя... здесь тоже есть нюансы.

Итак, действие отделения реализуется полностью только на физическом уровне (или чуть дальше - на околофизическом). На более глубоких уровнях очевидно, что "отрыв" этот - иллюзия, абстракция, смотря о чём речь.

Мы помним, что часть представляет собой Целое, и попробовать дольку арбуза - означает попробовать весь арбуз!

-8

Однако, шутки (и негатив) в сторону!

Как показывает практика, образы букв и слогов удаётся разгадать только в НЕЙТРАЛЬНОМ (то есть, неосуждающем, недуальном) ключе:

Образ Я - ОБОСОБЛЕНИЕ, ОТДЕЛЕНИЕ, выделение самостоятельной части из Целого на ФИЗИЧЕСКОМ уровне, которое является МНИМЫМ действием на других, более высоких (глубоких) уровнях, а также:
Образ Я - ОТДЕЛЬНАЯ, ОБОСОБЛЕННАЯ, выделенная СИСТЕМА, которая ИМЕЕТСЯ в наличии, и которую можно отметить собственным названием, но которая, так или иначе, всё же связана с исходным Целым.

Получается, что:

  • Образ Я - это также про классификацию и место в Мире того или иного объекта, субъекта.

Ну, а классификация как раз и требует отличий, имён, разделения. Классифицируемый объект может быть ЯТ (взЯТ, изъЯТ) из одного места и перемещён, пристроен (приЯТ, то есть, принЯт) в другое место.

Когда Человек выделяет в этом мире предметы, явления, существ, абстрактные понятия и даёт им названия - он так или иначе обособляет их от остального Мира в отдельные системы "Я", которые можно назвать (дать им ИМЯ), и которые имеют индивидуальные признаки и особенности!

Так среди животного мира (фауны) можно выделить хищников, травоядных и всеядных. Впрочем, довольно условно. В свою очередь, фауна, наряду с флорой, микрофлорой (бактериями) и грибами является частью живой Природы.

Деление на царства - условность. Есть "пограничные" виды живых существ. Однако такое деление всё же облегчает восприятие Целого - живой природы. Живая и неживая природа вместе составляют - природу... и так далее.
Деление на царства - условность. Есть "пограничные" виды живых существ. Однако такое деление всё же облегчает восприятие Целого - живой природы. Живая и неживая природа вместе составляют - природу... и так далее.

И немного философии по теме "Я".

Когда Человек называет себя "Я" - он ментально обособляется, отделяется от остального Мира. От "МЫ". Но НЕ может обособиться полностью в силу ЕДИНОЙ ПРИРОДЫ этого Мира. По причине того, что даже отдельные системы Я - это части некой более сложной Системы.

Множество Я.
Множество Я.

А если вспомнить слова Ятва, Ятво (косяк рыбы) - то кроме уже предположительного исходного значения "предназначенное для ловли", эти слова могут означать "способ существования ОТДЕЛЬНЫХ организмов (Я), как единого Целого" (косяк, стая) - когда поведение особей стаи демонстрирует потрясающую синхронность. Поворачивает одна - поворачивают все.

В определённые моменты стая может стать аморфной, "рассыпаться" в разные стороны, чтобы запутать преследователя, а в следующие секунды снова показывать слаженность. Всё это тоже имеет отношение к образу Я, его обособленности на низком уровне и при этом - связи с Целым на более высоком уровне.

Попробуй ЯТЬ такую ЯТВУ!
Попробуй ЯТЬ такую ЯТВУ!

Итоги знакомства с глаголом ЯТЬ.

Древний глагол ЯТЬ - это совершенная форма глагола относительно несовершенной формы ИМАТЬ (ловить, присваивать).

Примеры:

  • взЯТЬ - взИМАТЬ,
  • снЯТЬ - снИМАТЬ,
  • объЯТЬ - обнИМАТЬ и т. д.

У этих глаголов есть связка и на уровне КОРНЕЙ - отглагольных существительных:

Ять - ИМАть:
Я - ИМЯ

Теперь про значения:

  • ЯТЬ (что сделать?) - примерно означает "сделать отдельным (ятым), "уловить", "изъять", "отхватить", "выхватить", "сделать отбор количества чего-либо"

ЯТЬ - это глагол, который показывает действие обособления, присвоения, информационной или физической выборки количества из общего массива.

  • ЯТОЕ - отдельное, отделённое, уловленное, повыбранное

Всё поЯТНО? (то есть, по-н-ЯТНО). Уловили?

Древний глагол ЯТЬ сейчас употребляется только с приставками...

после которых иногда добавляется префикс "Н" или "Ъ":

-ЯТЬ - в составе приставочных глаголов означает - "сделать отбор части из массива целого и совершить действие с нею"

Приставочная форма глагола -ЯТЬ даёт отглагольные существительные, заканчивающиеся на -ЯТИЕ, -ЁМ, -ЁМКА/-ЕМКА, -ЙМА.

Среди примеров есть редкие, малоупотребимые или узкопрофессиональные формы, однако, значения большинства из них можно найти в словарях.

Примеры:

  • изъЯТЬ - изЪЯТИЕ - изъЁМ - изъЁМКА
  • объЯТЬ - объЯТИЕ - объЁМ - объЁМКА
  • взЯТЬ - взЯТИЕ - взъЁМ - взъЁМКА
  • отнЯТЬ - отНЯТИЕ - отЪЁМ - отъЁМКА
  • пронЯТЬ - пронЯТИЕ - проЁМ - проЁМКА/проЙМА
  • принЯТЬ - принЯТИЕ - приЁМ - приЁМКА
  • вынЯТЬ - вынЯТИЕ - выЕМ - выЕМКА
  • унЯТЬ - унЯТИЕ - уЁМ/неуЁМНый - уЁМКА/уЙМА
  • понЯТЬ - понЯТИЕ - поЁМ - поЁМКА/поЙМА
  • снЯТЬ - снЯТИЕ - съЁМ - съЁМКА
  • занЯТЬ - занЯТИЕ - заЁМ/заЙМ - заЁМКА

Слова ЁМКО, ЁМКИЙ, ЁМКОСТЬ - также родственники слову ЯТЬ!

В произведениях 19 века упоминался очень редкий глагол:

  • НЕЯ́ТЬ - не осиливать, не мочь взять, не мочь ухватить (заиметь, присвоить)

От этого глагола в наше время сохранились только уникальные родственные формы: НЕЙМЁТ, НЕЙМЁТСЯ.

Примеры:

  • Видит око да зуб НЕЙМЁТ! (не может взять, ухватить, присвоить)
  • Что ж тебе НЕЙМЁТСЯ? (не даётся, не постигается, не хватает - о невозможности успокоиться, угомониться).
Никак не ЯТЬ. Совсем НЕЯТЬ. Зуб НЕЙМЁТ. (Иллюстрация к басне Крылова И.А. "Лиса и виноград")
Никак не ЯТЬ. Совсем НЕЯТЬ. Зуб НЕЙМЁТ. (Иллюстрация к басне Крылова И.А. "Лиса и виноград")

Итоги по глаголу ЯТЬ и образу Я

  1. Мы взяли данные о глаголе ЯТЬ из официальных источников (словарь В.И. Даля) и независимо от этого вычленили значение глагола ЯТЬ из его приставочных форм.
  2. Сопоставление значений "ЯТЬ", полученных двумя способами показало их схожесть, вплоть до идентичности.
  3. Суть значений глагола Я кроется в корне Я, который одновременно является местоимением Я и образом буквы Я.
  4. Образ буквы Я (отделение, обособление, но часто мнимое относительно природы Мира) объясняет настороженное интуитивное отношение к русскому местоимению Я.

В общем:

Если бы глагол ЯТЬ вообще нигде не упоминался - его значение можно было вывести просто из сопоставления форм глаголов!

А что касается образа Я - он нам ещё пригодится!

Всего вам доброго!

И до новых встреч!