Не было ни одного из нас, кому бы не было холодно. Также крестьяне, которые гнали лошадей были без варежек. Они их прятали за поясом на талии. Спутанные меха одежды на них были, как у зверей на двух ногах.
Животные, покрытые навозом и инеем. Они выглядели напудренными, и выделявшаяся из них слюна капала изо рта и тут же нарастали сосульками к нижней челюсти.
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 19 марта 1942 г., четверг:
Разочарованные туристы
Немецкие газеты любят называть фрицев «туристами». Оказывается, эти вшивые разбойники пожаловали к нам, чтобы людей посмотреть и себя показать. Себя они действительно показали. Даже куры при виде фрицев шарахаются прочь. А людьми фрицы остались недовольны. Да и природа им не понравилась. В газете «Гамбургер фремденблатт» 7 марта напечатаны жалобы одного из разочарованных туристов:
«Что собственно делает борьбу на востоке столь бесчеловечно тяжелой? Безотрадная картина, которую представляют собой люди, ландшафт, деревни и города. Лица людей всегда безучастны и безрадостны. Мы провалялись более трех нетель в одной деревне в Орловской области, когда обнаружили в сарае диван. Ни одного крестьянина не удалось уговорить перетащить диван в дом. Только ружьями мы заставили это сделать...».
Вот до чего мы огорчили фрица! Он думал, что для него среди мороза расцветут розы — разве это не событие для русской земли, что соизволил пожаловать вшивый фриц? А розы не расцвели. Снег да снег. Фриц возмущен природой. Еще сильнее он возмущен людьми. Злые русские, они не радовались, когда фриц их грабил и разувал. Они глядели на фрица «безучастно и безрадостно». Фриц думал, что он придет в избу, заберет все добро, нагадит, а русские на радостях будут танцевать комаринского. Что касается дивана, то здесь фриц уже в ярости — какое безучастие со стороны черствых русских! Фриц лежал на полу, а ему не притащили дивана...
Знатный интурист негодует. Он решительно заявляет, что путешествие не удалось. Во Франции или в Греции фриц путешествовал куда с большим комфортом.
Один фриц пишет своей Гретхен: «Если я выживу, то в Россию никогда больше ногой не ступлю...». Ах ты, боже мой, как мы разозлили фрица. Он, пожалуй, действительно никогда к нам не ступит ногой... Что мы будем делать без фрицев?..
Наверно этого дурака очень удивит, когда мы скажем: проваливай по добру, по здорову, пока у тебя ещё ноги ходят! В гости мы тебя не звали. Достаточно ты поколесил по свету. Теперь пора и честь знать. У тебя еще есть выбор: или залезай под кровать к своей Гретхен или ложись в могилу. Впрочем, если ты такой страстный путешественник, можешь поднять передние лапы: отвезем тебя в лагерь — бесплатный проезд по железной дороге обеспечен. Увидишь новые ландшафты.
А как же с кругосветным путешествием, спросят разочарованные фрицы. Хватит! Поездили. Теперь в путь-дорогу вышли мы. (Илья ЭРЕНБУРГ).
«Петербургская прогулка на санях»
Выкопал таки из архивов немецких газет за эти дни подшивку. Наткнулся на статью. Автопереводчик был мне в помощь.
Термометр показал -33 градуса. Очень холодно, много снега, дороги для автомашин стали недоступны. И тогда мы решили отправиться на крестьянских санях русских. Мы также положили наш багаж на санный экипаж и отправились с караваном.
Пока мы были еще в городе, мы заметили, что ветер был небольшой, но стоило нам выехать за город, как пронизывающий ветер немедленно атаковал нас с яростной силой да так, что перехватило дыхание.
Мы ехали по следам саней и грузовики, которые ехали сюда до нас
были ясно видны вдоль дороги. Но чем дальше мы уезжали
вдаль от города, тем реже они попадались, следы саней становились всё незаметнее и чем дольше мы были в пути, тем глубже становились сугробы, а с ними холодный ветер мёл снег по казалось бы, бесконечному полю кругом.
Проходили часы и часы и усталые шаги рядом с скрежетающими санями русского погонщика. В этом движении не было ничего из «Петербургской прогулки на санях». Не было весёлого перезвона тройки, колокольчиков не было вообще. Щелкающие кнуты по лошади и всё.
Но лучше в санях по снегу, чем в сапогах. Сапоги впиваются в сухой снег, а он
рычит и хрустит.
Крестьяне и солдаты покрылись инеем на бородах и веках. Солдаты замотали лица и кричали в наушниках очень громко. Мороз проникал всюду, не помогал
и поднятый воротник пальто. Где горячее дыхание над краями воротников
и шерстяной маской тут же образовывался лёд.
Животные, покрытые навозом и инеем. Они выглядели напудренными, и выделявшаяся из них слюна капала изо рта и тут же нарастали сосульками
к нижней челюсти.
Не было ни одного из нас, кому бы не было холодно. Также крестьяне, которые гнали лошадей были без варежек. Они их прятали за поясом на талии.
Спутанные меха одежды на них были, как у зверей на двух ногах.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.