Если взять любую компьютерную игру, то это целый мир, есть свои правила. Но их можно менять, перестраивать под себя и свои текущие потребности. Поэтому там очень быстро можно адаптироваться, выбрать желанную роль и самое важное – действовать самостоятельно.
Примерно тот же механизм при общении в социальных сетях, что ближе девочкам. Там они строят свой образ, который может не соответствовать реальности. И так же, входить в новый для себя образ.
Виртуальная реальность дает власть. При этом не за что не надо отвечать. Можно легко поменять персонажа и не париться.
При этом в игре время течет быстрее. За малый промежуток времени ты можешь сделать то, на что в реальной жизни потребуются годы. Это просто и безопасно. Так мы привязываемся к иллюзорным мирам, а уж подростки там, как говорят, военные, окапываются и закрепляют позиции. И будут биться до последнего, лишь бы их не сдавать.
А что обычного среднестатистического ребенка ждет в реальной жизни?
Бесконечные правила, требования, куча условий, которые нужно выполнять, а в случае условного принятия – даже родительскую любовь. Мы обычно об этом не задумываемся, но обучение – это серьезная нагрузка. И требует часто предельной концентрации, собранности. Конечно, не для всех, есть школьники, которым скучна и неинтересна программа, потому что они все успевают, не напрягаясь.
Очень важно какую картину мира с детства наблюдают дети – у многих жизнь это бесконечная боль и отчаяние. И ничего другого ребенок не видел.
Так развивается психологическая зависимость. Где жизнь делится на два отдельных мира. Реальный – где у ребенка постоянно снижено настроение, отмечается высокая тревожность. И виртуальный – где настроение улучшается, ты получаешь положительные эмоции. При этом полностью управляешь процессом, не нужно ни под кого подстраиваться, вечно выполнять какие-то условия. И по большому счету, даже напрягаться не надо.
В жизни постоянно какой-то вечный напряг, как скажет сам подросток. При этом сложности, если с ними правильно не работать, обычно наслаиваются. Где происходит из-за непонимания «уход» от семьи и друзей, начинаются проблемы в учебе, а дальше ощущение пустоты и собственной никчемности. У тебя вроде вся жизнь впереди, но вот где бы взять силы, чтобы от компа отлипнуть.
Это называется конфликт реальностей. Когда у тебя в жизни одни проблемы, и уже нет энергии, чтобы даже начинать их как-то разруливать.
Семья, в попытках изменить текущее положение дел, обычно делает только хуже. Что только не происходит, от угроз, оскорблений, до прямых конфликтов и драк. Но ситуацию все это, к сожалению, не меняет.
Важно понять, что личность уже сформировалась с явными нарушениями интеграции в реальный мир. Ничего не приносит радости и удовольствия. Ни школа, ни секции, ни досуг.
И остановить себя, когда мы буквально заталкиваем детей глубже и глубже погружаться в цифровое болото.
Чем больше подросток испытывает эмоциональные нарушения – раздражительность, вспыльчивость, тревогу, депрессию, тем выше потребность в уходе от реальности. А значит, выше тяга. Подросток сидит в школе, но думает о том, как он быстрее попадет в виртуальный мир. И действия должны быть намного более грамотные, чем угрозы или кулаки.
Реальность воспринимается личностью, как скучная и неинтересная. Сюда добавляются все остальные факторы, когда ребенок видит вечные конфликты и несчастье взрослых, их финансовые сложности или скандалы из-за кредитной нагрузки, болезни, или другие ситуации (война).
Детские глаза наблюдают за всем этим. И с годами может сложиться четкая позиция – «Я вообще в этом дерьмовом мире как-то развиваться не собираюсь».
Конечно, у каждого это умозаключение разное. На него влияют личные события, с которыми пришлось столкнуться и то, как сознание их интерпретировало.
Так к возрасту психологического отделения человек подходит с конфликтом реальностей.
Где на свой путь с интересом или даже азартом ты уже не смотришь.
Счастливого будущего для себя не видишь.
А все потребности просто закрываешь в киберсреде. Через очередную роль в игре или социальной сети. В цифровом мире нет этих бесконечных правил и ограничений, ты там практически бог – сам устанавливаешь правила игры. А в реальном – регулярно получаешь порцию унижений и давление из-за плохой успеваемости. А часто подросток просто оказывается не принятым группой сверстников.
По факту обычно дети ходят в школу, получают какие-то результаты, ходят на секции, там работают. Но, приходя домой, чувствуют, что все равно все плохо. Потому что, мы так устроены, что хорошее происходит само собой. И мы можем просто школьника не замечать. Ровно до тех пор, пока не столкнемся с «плохим поведением».
Так и получается, что вся жизнь вертится вокруг борьбы с «твоей проблемностью». Но средства изначально неэффективные, поэтому конфликт между реальным и виртуальным миром становится шириной с пропасть. В этом случае возникают вечно плохое настроение, а желание играть встает на первое место в жизни и главной ценностью.