24 марта в Армении произошла попытка вооружённого восстания. Полицейское отделение «Нор-Норк» в Ереване получило сообщение: «Полицейские, отойдите подальше, мы себя взорвем... Никол Пашинян, являющийся руководителем Армении, должен как можно быстрее уйти, поскольку он предал мою нацию, мой народ, независимость Армении и довел армянский народ до катастрофического состояния. Он по очереди сдает земли, а таких парней как мы задерживает. Мы должны воевать, а не позволять ятагану турка посягнуть на нашу страну». После этого трое мужчин попытались ворваться в отделение, бросив гранату. Двое нападавших получили ранения.
Один из нападавших, Степан Овакимян, в предшествующие дни разместил видеоролики, в которых резко критиковал решение премьер-министра Никола Пашиняна передать Азербайджану четыре села Тавушской области. Он призывал народ Армении восстать, чтобы не допустить передачи сёл.
Первоначально появилась информация, что нападавшие состояли в «Боевом братстве» - организации армян-ветеранов. По некоторым сведениям, «Боевое братство» в Армении является филиалом одноимённой российской организации, объединяющей ветеранов войн в Афганистане и Чечне. Геннадий Шорохов, заместитель председателя российских «боевых братьев», в связи с событиями в Ереване, заявил, что между российскими и армянскими «братьями» «всегда были тёплые и доверительные отношения», но к событиям в Нор-Норке россияне не имеют никакого отношения. Впрочем, Армен Мхитарян, руководитель организации ветеранов Афганистана в Армении («филиала» российского «Боевого братства»), тоже открестился от напавших на полицию в Ереване, сказав, что они не имеют отношения к «братьям».
Ещё до инцидента в Нор-Норке 49 «братьев» были задержаны полицией по подозрению в создании секретного военного лагеря в селе Юхары Эскипара, но вскоре отпущены – улик против них не было.
После того, как выяснилось, что нападавшие не связаны с «братьями», появилась версия о том, что они принадлежали к другой радикальной группировке - «Сасна Црер» (Сасунские удальцы»). «Удальцы» первоначально поддерживали Пашиняна, но потом перешли в оппозицию, и сейчас являются частью оппозиционного альянса «Национально-демократический полюс» (НДП).
Эту версию косвенно подтвердил пресс-секретарь МВД Армении Нарек Саркисян, сообщивший, что напавшие на полицию являются членами НДП.
Собственно, послание нападавших полицейским Нор-Норка было опубликовано НДП на странице в Facebook.
Почему же не столь значительное, в общем, происшествие в столичном полицейском участке вызвало такое волнение в Армении? Да потому, что в армянском обществе примирительная политика Пашиняна в отношении Азербайджана вызывает негативное отношение: от горечи до ярости. Проклятия и угрозы в адрес премьера сыплются со времени проигранной Второй Карабахской войны – его обвиняют в предательстве. А после заявлений Пашиняна об уступке Азербайджана сёл в Тавушской области страсти накалились ещё больше. Но он настаивает на своём: передача сёл спасёт Армению от новой войны с Азербайджаном.
Не все армяне готовы смириться: в сёлах, подлежащих передаче, попытались создать вооружённый отряд для сопротивления азербайджанцам. А «Боевое братство» и ополченческий полк «Тигран Великий», воевавший ещё с 1990 г., заявили о проведении 6-месячных военных учений. Недовольство сильно и среди активистов НДП, занимающего прозападную и антироссийскую позицию.
Однако, по-видимому, акция в Нор-Норке была инициативой троих её участников, а не спланированным началом восстания, подготовленного серьёзными политическими силами. Нападавшие, скорее всего, рассчитывали на то, что армяне, воодушевлённые началом вооружённой борьбы, восстанут против правительства. Но ни «Боевое братство», ни «Тигран Великий», ни «Сасунские удальцы» их не поддержали. Показательно, что сёла Тавушской области, заявлявшие о готовности к обороне, не были поддержаны в массовом порядке – туда не устремились тысячи добровольцев. И когда правительство указало селянам о недопустимости создания незаконного вооружённого формирования, ни сами селяне, ни недовольные политикой Пашиняна армяне не восстали.
Причина этого понятна: у Армении нет ни собственных сил, ни внешней поддержки для возвращения к политике противостояния азербайджано-турецкому альянсу. Это понимают все, в т.ч. и ненавидящие Пашиняна, и считающие его предателем и турецким агентом.
Нападение в Нор-Норке можно считать неудачной попыткой восстания против Пашиняна, заглохшей из-за отсутствия поддержки идеи восстания армянском обществом. Хотя моральная травма, вызванная поражением в войне и вынужденными уступками Азербайджану, очень сильна. И повторения Нор-Норского инцидента, возможно, в более серьёзном масштабе, более чем вероятны. Но они, по крайней мере в ближайшее время, останутся отчаянными вылазками одиночек.