Найти тему
Russian Architecture

Модерн в России

Модерн распространился во всем мире в конце 19 - начале 20 века. В Германии он был известен под названием «Югендстиль», в Финляндии - «Национальный романтизм», в Австрии - «Венский сецессион». В России же новый стиль окрестили безвкусицей, «декаденством» (этот термин использовался в основном по отношению к литературе того времени, однако позже его стали применять и для описания искусства и архитектуры).

В нашей стране, конечно, любое новое всегда воспринималось «в штыки», но модерн получил небывалую волну негодования со стороны архитектурных критиков и обывателей. Основной претензией к этому стилю было то, что он пришел с запада, а русские архитекторы лишь полностью копировали те или иные элементы уже придуманных европейцами зданий в стиле модерн (или полностью копировали композиционные решения). В конце 19 века подобное подражание западу совершенно не соответствовало государственной политике - был взят курс на «а-ля русс»: в моде была архитектура, подражающая допетровской эпохе, а императорская семья устраивала знаменитые балы в «русском стиле», стремясь показать принадлежность династии к России.

Итак, что же копировали русские архитекторы? Давайте рассмотрим на конкретных примерах.

У любого стиля есть свои характерные архитектурные элементы: барокко это «рокайли», у конструктивизма - ленточные окна. У модерна же ими стали плавные линии, растительные мотивы, женские маскароны, обилие кованых элементов, а также так называемые «вагнеровские желобки» - элемент, придуманный Отто Вагнером, его можно увидеть на большинстве зданий в стиле модерн. Все эти элементы стали появляться на фасадах Москвы и Петербурга, и, если некоторые просто делали полную копию европейских образцов, то более талантливые архитекторы (также являвшиеся хорошими рисовальщиками), такие как Лев Кекушев, Федор Шехтель, Леонтий Бенуа и другие создавали уникальный архитектурный почерк. Например, здания Кекушева можно узнать по изящной отрисовке оконных переплетов, уникальной и ни на что не похожей. Однако этот же архитектор скопировал статую льва, размещенную на крыше собственного особняка, с аналогичных скульптур на одном из мостов в Европе.

-2
-3

Выше - доходный дом «Майоликхаус» в Вене по проекту Отто Вагнера, ниже - доходный дом Рахманова в Москве, в обоих можно найти «желобки» на фасаде.

Модерн боролся за свои права на архитектурное первенство, а его официальным признанием стала такая постройка, как Витебский вокзал - это крупное общественное здание, возведенное в новом стиле на государственные средства, доказывало, что в стиле модерн строят не только особняки и доходные дома для зажиточных купцов (коих при большом достатке часто считали лишенными вкуса), но и важные для общества здания. Тем не менее не всем проектам в стиле модерн дали состояться. Например, когда в 1906 году был проведен конкурс проектов перестройки здания Московского вокзала в Петербурге (он требовал обновления и увеличения), архитектор Александр Лишевский представил проект под названием «Скалы и сосны», выдержанный в стиле северного модерна. Есть версия, что жюри его не одобрило по причине того, что стиль национального романтизма, возникший в Финляндии, на окраине империи, не должен был возникнуть в самом центре столицы для одного из самых важных общественных зданий. Так что модерну (в его различных вариациях) не всегда удавалось стать частью городской среды.

-4
-5

Также стоит сказать, что глобально модерн в России можно разделить на две ветки - Московский и Петербургский. Эти две «архитектурные школы» почти не пересекались, и редко когда московские зодчий допускались до столичного строительства. Среди самых видных деятелей Московского направлены можно назвать Шехтеля, Кекушева, Кузнецова, Эрихсона и других, а среди петербуржцев - Бенуа, Чагина и Шене, Лидваля, Васильева, Бубыря, Фон Гогена и прочих.

-6

Эпоха модерна продлилась недолго. Начавшись в конце 19 века, уже к 1910-м годам стиль стал угасать, а после революции, конечно, речи ни о каком модерне идти не могло. Многие теоретики архитектуры считают его очень важной вехой в истории зодчества, потому что модерн стал предвестником конструктивизма, заложив идею «от функции к форме». В советское время наследие модерна почти не изучалось, однако ближе к 1980-м годам появились первые исследования на эту тему. Сейчас любителям архитектуры модерна доступно множество книг по теме для изучения, например, труды Нащокиной, Кирикова, Лисовского.

-7
-8

Telegram-канал - https://t.me/RussianArchitecture

Автор текста - Виктория Конышкова, telegram-канал - https://t.me/attentiview