Найти в Дзене
Звук и мысль

Что есть "правда в искусстве". О принципе цельности в исполнительстве

Цельность – присутствие энергий духа во всех проявлениях человека. Цельность музыканту необходима. Природа музыки – ритмы духовного мира… Цельность – целостность личности – подобна качеству прозрачности и чистоты среды, тем самым пригодной для проведения Света – Красоты. Чистота ума и чувств, согласованность ума и чувств с духом… – Красота. Не потому ли К. Станиславский учил артистов жить в идеале Красоты. Так учил пути цельности, целостности. И его знаменитый призыв к Правде – это призыв к целостности. "Не верю" – значит не дошла сущность – духовная суть – не выявлена "на поверхность" глубина, где-то препятствие: в уме, в чувстве, в теле… Согласованность необходима… Согласованность возможна, когда явлен стержень – духовное начало. Главное – мыслить о духовном. Говорить о духовном. Торжественно, вдохновенно. Интерес к Высокой Реальности пробудит новые, лучшие силы. Цельность – путь к талантливому творчеству. Дерзание необходимо. Беседы о духовном. Каждый путь поиска в исполнительст
Археологический музей, Ретимно, Крит. Фото автора
Археологический музей, Ретимно, Крит. Фото автора

Цельность – присутствие энергий духа во всех проявлениях человека. Цельность музыканту необходима. Природа музыки – ритмы духовного мира… Цельность – целостность личности – подобна качеству прозрачности и чистоты среды, тем самым пригодной для проведения Света – Красоты.

Чистота ума и чувств, согласованность ума и чувств с духом… – Красота. Не потому ли К. Станиславский учил артистов жить в идеале Красоты. Так учил пути цельности, целостности. И его знаменитый призыв к Правде – это призыв к целостности. "Не верю" – значит не дошла сущность – духовная суть – не выявлена "на поверхность" глубина, где-то препятствие: в уме, в чувстве, в теле… Согласованность необходима…

Согласованность возможна, когда явлен стержень – духовное начало. Главное – мыслить о духовном. Говорить о духовном. Торжественно, вдохновенно. Интерес к Высокой Реальности пробудит новые, лучшие силы. Цельность – путь к талантливому творчеству. Дерзание необходимо.

Беседы о духовном. Каждый путь поиска в исполнительстве начинается и заканчивается беседою о духовном. Интонация ли, звучание ли, форма, образ, стиль… Всё надо начинать с размышления о высшем образе и мысли, "вмещаемых" в данное произведение… Поднимись высоко, созерцай… Что видишь? – Небо, горы. – Вот оно, великолепие звёздного неба, вот они горы с заснеженными вершинами… Смотри, будь здесь… Не отвлечённый образ, но "место", где ты сам – с Красотой зримого образа – это основа воодушевлённости в музыке.

"Чувство ведёт". Но чувство направленное. Как бы ни был прекрасен и "жив" образ созерцаемый, мысль необходима. Стоящий высоко, под звёздами у подножия величественных гор, мыслишь о чём? Что говоришь этими звуками? Что важное? – О Бесконечности Вселенной. – Может быть и о бесконечности жизни? – Да, о том, что смерти нет, всё движется, меняется непрестанно…

Созерцаем, мыслим, непрерывно ведём поток мысли. Каждый новый раздел музыкального произведения задаёт новое ответвление, или, точнее, обновление в едином потоке… – Комета "пронизала" пространство единым лучом… Лети, душа, стремительно. Не замирай, не останавливай своего стремления, дерзай в неведомое… Образ и мысль; Созерцание и активность мысли – необходима энергия мысли… В полной согласованности с действием инструментальным…

Необходимая согласованность мысли с действием инструментальным достигается работой над каждой интонацией. Звук один требует часто долгого поиска этой согласованности необходимой: видение – мысль – "слово" (инструментальное действие)… Тогда только – настоящее, тогда музыка – то самое чудо, которое преобразует души, зажигает сердца. Буквально, пробуждая в нём энергии высшие, духовные.

Говорят, что талантливость всё это "знает", "и так умеет", изначально, т.е. это осуществление цельности спонтанно, "само собою"… Это верно, но только если добавить, что талантливый музыкант именно всегда находится в этом поиске цельности – той самой "правды" в искусстве, о которой всегда говорят талантливые учителя и к которой всегда стремятся талантливые исполнители.

Отсюда постоянная неудовлетворённость: ещё выше, ещё действительнее, ещё больше глубины духа, ещё больше естественности исполнительских средств… Цельность… Даже очень талантливого ученика надо учить, объясняя суть поиска, ведя беседы о духовном, тогда и восприятие музыки привычно будет осуществляться самыми высокими уровнями души, связываться с самыми высокими течениями мысли…

И учить надо всех. Научить духовно воспринимать и духовно исполнять музыку можно и необходимо каждого ученика, независимо от способностей. Как каждого надо побуждать мыслить, жизнь и искусство воспринимать самыми высокими уровнями сознания своего.

И если сможем быть свободными от условных мер, от "штампов", то и цельность легко достижима. Если только утвердимся в мысли о мастерстве как цельности: не технике учим, не приёмам, учим именно "заговорить" языком звуков, и исполнительское действие – та речь, которая тогда красива, когда из глубины, когда естественна, когда явлены дух, сердце – во всём.

Автор статьи Гореликова М. В.

Полностью эта статья – в газете "Scalae" №18 на нашем сайте "Живая Школа".