Найти в Дзене
Звук и мысль

"Живой" звук. Как преодолевать безмыслие в звучании

Фото автора
Фото автора

Как на практике, в непосредственном обучении (именно с начальных ступеней) продвигаться к достижению живого, осознанного, наполненного мыслью и сердечной энергией звучания? Не механического "эстетичного" звука, закованного в неподвижные "конструкции" заученных приёмов, а именно живого, несущего в себе вибрации индивидуальной психической энергии?

В предыдущей статье мы говорили о том, как реализовать принцип естественности, и почему нельзя форсировать достижение выразительности исполнения, заменяя истинную выразительность (выражение мысли и чувства) – "приёмами выразительности". Далее рассмотрим, как учить мыслить в музыке, даже на этапе начального овладения инструментом.

Принцип сознательности. Ценность действия – в явлении сознания. Никакое внешнее качество звука не может заменить отсутствие в нём мысли. Освоение самых элементарных действий должно базироваться на процессе осознавания: осознавания каждого звукообразующего прикосновения, каждой художественной и технической задачи.

Осознавание действия и ощущения, явление самостоятельного целеполагания, в особенности контролируемое чувством красоты, уже будет одушевлением физического звука, насыщением его психической энергией.

Действия механические, неосознанные, не имеют творческой ценности, в исполнении будут препятствием в создании искомой «резонансной вертикали» живой интонации.

(Не следует думать, что лишь повзрослев и нарастив умения, музыкант может думать о живом звуке. Именно в этом ошибка начального музыкального образования. Живой и индивидуальный звук надо "выращивать", начиная с самых первых шагов обучения, когда начинают формироваться психофизические связи, обеспечивающие процесс игры на инструменте.)

Темп продвижения в мастерстве – это темп развития музыкально-исполнительского сознания, не просто темп овладения приёмами звукоизвлечения и звуковедения и внешней выразительности. Активность сознания пробуждается различными способами, в том числе соответствующими критериями исполнения.

От начинающего не следует ждать внешней «яркости» исполнительских действий, но свободы, гармоничности и искренности. Творческое состояние – искание, полное внимания и самоконтроля, – есть состояние цельности, когда разум, сердце и воля – в единстве.

«Какого цвета искомый звук?» – спрашиваем начинающего, не ради нахождения того реального соответствия звук – цвет, но ради пробуждения внимания и побуждения к сосредоточению.

Закон иерархичности психических процессов (определяющий приоритет и ведущую роль художественного начала над техническим). Если начинающему ученику, пытающемуся ровно провести смычок по струне, задать вопрос об образе: «что видишь?» – то смычок, скорее всего, на тот момент внутреннего внимания явит меньшее «повиновение», однако изменится «атмосфера» звука. Это вибрация мысли – представления «оживила» физический звук, явилась основа интонации.

Вопрос качества решается не за счёт сужения объёма внимания, но постоянным «вертикальным» перемещением внимания: Идея, образ, звук-интонация.

Нельзя ни на мгновение упускать из виду задачу воспитания звукоформирования "сверху вниз", но не наоборот. При этом надо, чтобы ученик ясно видел разницу между Идеей, образом и представлением о необходимом звучании.

Начинающий ищет «красивый» звук. Вопрос: «Что ты видишь?» – это вопрос об образе. Можно услышать ответ, в котором не будет реального видения; надо целенаправленно побуждать воображение, во-первых, к возвышению (напрягать «струны сердца», устремлять внимание вверх), во-вторых, к яркости, чёткости («Небо, ясное, голубое, солнечное…»).

Далее зададим вопрос: «О чём думается, «видя» это ясное, голубое небо?» – «О мире, о Бесконечности…». Это уже идея.

Далее ищется соответствующий звук, причём, образ-идея не должны уйти из поля внимания. Сначала перемещая внимание, но постепенно добиваясь всей трёхплановой полноты, придём к искомой объёмности звучания, когда вибрация идеи и образа одухотворяет, оживляет звук, рождает его новые индивидуальные качества. Так исполнительская воля движима объёмным вниманием, основной вектор которого направлен вверх, к Миру Духовному.

«Ни звука без мысли. Ни звука без сердца». Закон Красоты – закон возвышения всех музыкальных представлений и облагораживания действий – также является аспектом закона иерархичности…

В связи с этим необходимо снова сказать о том, что начальное обучение музыке должно быть основано на самых возвышенных впечатлениях музыки, других видов искусств. Необходимо целенаправленно питать культуру ребёнка, его духовность, помня, что

«мир музыкальных образов не может быть понят сам из себя» (Б. Теплов).

Не следует "инфантилизировать" детство - упрощать мир музыкальной образности. Надо доверять глубине ребёнка, питать его духовные потребности, ибо только на этом прочном фундаменте могут быть воспитаны действительно ценные явления искусства и жизни.

Закончим словами Г. Нейгауза:

«Не могу скрыть свою радость по поводу очевидного факта: самое высокое, самое прекрасное, самое редкостное именно и есть самое нужное, самое доступное, самое действенное и самое сильное» (Г. Нейгауз. "Об искусстве фортепианной игры").

Автор статьи Гореликова М. В.

Полностью статью "Красивый звук" можно прочитать на нашем сайте "Живая Школа".

Начало этой статьи - в предшествующих публикациях:

Дорогие подписчики и читатели, благодарим Вас за внимание к нашим статьям, за "лайки", отзывы и комментарии! Заходите на канал чаще, новые материалы выходят регулярно.