("Выжить в Калахари", Prey, 2024, США)
Что можно любить больше, чем кино про котиков?
Правильно: только кино... нет, не про "морских", а про больших котиков!
А уж как я люблю кино про котиков-"кинг сайз", всяк, читающий сей канал не первый год, знает не понаслышке.
Кто только ни точил свои когти о мой кинозрительский диван! И львы-людоеды из "Призрака и тьмы", и лев-маньяк из "Зверя", и львица-антибраконьер из "Львицы", и лев-наркоман из "Добычи" (2016), и леопард-эстет из "Хищников" (2021), и ягуар-матрос из "Звериной ярости", и тигр-мститель из "Великого тигра", и тигр-антиквариат из "10 000 лет до нашей эры", и тигр-кунгфуист из... А, нет, извините, данный киногерой к большим котикам уже не относится.
И это только так, навскидку вспомнил.
А сегодня к этому мурлыкающему котопарку присоединились львы-очковтиратели из новой картины Мукунды Майкла Дьюила "Prey", что у нас в прокате нарекли "Выжить в Калахари".
Вот только радости от знакомства с нею, увы, нет. Ибо перед нами очередное плинтус-творчество на тему африканских приключений. Да еще и нагло обламывающее зрителя, можно сказать, на самой "мякотке".
Впрочем, обо всё по порядку.
Самое обидное в том, что и львов, и африканскую природу режиссёр/сценарист Дьюил любит. Очень искренне и поэтично. Это заметно буквально с первых кадров, где на фоне красивейших пейзажей саванны и пустыни Калахари нас знакомят с главными героями. И среди них - ни одного, кому хотелось бы сопереживать. Все как на подбор: один другого тупее, наглее и нервознее.
Иными словами, нам еще львов не показали, а мы накануне грядущей выживай-битвы уже азартно болеем за них, "кросавчегов"! И желаем им приятного аппетита... хотя что может быть приятного в этих двуногих вонючках, фиг бы их знал.
Улетали все они на частном самолетике из неназванной африканской жо... дыры страны в ЮАР по разными причинам. Одним гламурным туристикам не понравилось отсутствие здесь ВСЕГО. Другие, наивные религиозные миссионеры, драпали прочь, потому что их хотели взять в заложники местные повстанцы. А мутноватый пилот (Эмиль Хирш) еще и перевозил контрабанду. Как говорится, идеальная подобралась компания, чтобы унести её в небо и затем оттуда смачно шарахнуть оземь.
Что и случилось, когда самолет пролетал над заповедником, кишащим всей известной клыкастой афрофауной. Кроме разве что Бармалея, но помимо него здесь других головорезов хватало.
Ясен гну, что "все, кто выжил в катаклизме"© ни умнее, ни хладнокровнее после этого не стали. И закатили среди обломков самолета новую истерику на тему "Кто виноват и что делать?".
Виноватого, разумеется, нашли сразу - пилот, кто же ещё! Только "кусать, бить и обижать" его поостереглись. Во-первых, у него были нож и револьвер, а, во-вторых, он единственный знал, в какую сторону надо идти. Тем более, по его словам, топать было недалеко, и к вечеру доковылять до ближайшей деревни у них имелись все шансы.
Ушли с пилотом, однако, не все. Миссионер и его жена, повредившая в аварии ногу, решили остаться и дожидаться помощи. Хотя их, конечно же, предупредили, что окрестные львы - не те котики, которых миссионерам захочется гладить и обнимать. А тем более ночью, и там, где всё пропахло человеческой кровью...
***Внимание! Далее пойдут спойлеры, поэтому, кого они смущают, - имейте в виду!***
И вот, когда настал черед выпускать на охоту голодных львов, кого нам уже демонстрировали на общих планах саванны, тут-то Дьюил и вывернул наизнанку свои пустые творческие карманы. И послал все зрительские ожидания львам под хвост, поскольку все до единой (!) их схватки с героями... останутся за кадром!
Нет, можно понять, что с таким хилым бюджетом работать с живыми хищниками Дьюилу было накладно. Но он ведь даже "цифровых" львов, даже во мраке ночи (для маскировки дешевой комп. графики) не удосужился нарисовать! Разве что "в кадре" нам продолжат иногда показывать этих гуляющих по саванне зверюг. Буквально в стиле National Geographic, ага. А самый крутой "экшен", что они изобразят: обнюхают какой-нибудь камушек, или лениво пройдутся взад-вперёд.
Как говаривал сами знаете, кто: "Уот так уот!".
С миссионерами и вовсе случился чёрно-юморной анекдот.
Вот они сидят, скучают на обломках самолета, втирая друг другу в уши привычные глупости. Вечереет. Никаких львов не видно и не слышно. И тут вдруг заблудившиеся пилот и остальные, "дав кругаля", возвращаются назад, на исходную точку. И видят... миссионера, горюющего по задранной и унесённой львами жене!
Звучит трагическая музыка, на песке следы кровищи, в атмосфере царит безысходность.
- Шта-а?! - офигеваете вы, пытаясь уразуметь, каким макаром, не сводя глаз с экрана, умудрились проморгать аж целую сцену. Причем такую яркую.
- Не "шта", а режиссерская фишка! Много вы, дремучие, понимаете! - назидательно подняв палец, уточняет Дьюил. И в доказательство своих слов все прочие "львиные" хоррор-моменты снимает в той же манере.
Ладно хоть стычку с повстанцами он изобразил добросовестно, без купюр - со стрельбой, дракой и воплями. Зато финальная "битва" миссионера с гиенами - хрестоматийный образец "Бога из машины". Вернее, это древнегреки так поэтично её обозвали бы. А на современном драматургическом языке это есть не что иное, как позорнейшая халтура.
Раз уж всё равно спойлерим, то судите сами.
Вот на обессиленного миссионера хотят напасть две гиены (они сняты и вмонтированы в фильм по той же технологии, что и львы). Миссионер подбирает палку и, испустив героический вопль, бежит навстречу тварям. Твари срываются с места и бегут навстречу ему...
И тут вдруг с абсолютно ясного неба (!) прямо между противниками в песок бьет молния, и на них тотчас обрушивается ливень. Фигассе! Зло в ужасе убегает, Добро облегченно смеется и утоляет жажду.
Занавес!
Странно, а где овации?
***
В общем, беспрецедентный случай: афрольвиный триллер, где есть красивая Африка, но все львы - лишь часть декорации, кусающая персонажей где-то за кадром.
Нет, серьёзно! Уж на что я глумился над тупейшей "Львицей", но даже в ней такого эпик-фейла не было. Даже там коряво смоделированная на "Пентиуме 2" львица действовала по всем драматургическим канонам хорроров. А Дьюил динамит зрителя с особым цинизмом, требуя, чтобы вы сами додумали за ним всё самое захватывающее в его фильме.
Эй, да иди оно ко всем чертям, такое "разводилово", за что с нас в прокате, небось, еще и деньги потребуют!
Трейлер фильма: