Продолжение хроники спасения челюскинцев по страницам прессы 1934 года и наблюдение по ходу действия за строительством мифов. Сегодня номер «Правды» за 24 марта 1934 года. (Кстати, вчерашний обзор номера за 23 марта остался малозамеченный, так что рекомендую и его тоже)
Опять, как и днем ранее, неважные новости занимают огромный объем, а полезные - совсем небольшой. Неважные, но большие – это поход ледокола «Красин». Оказывается, 23 марта он все-таки покинул Кронштадт, в 10 часов 20 минут вечера. До этого моряки провели митинг, послали телеграммы Куйбышеву в Кремль и Шмидту на льдину, в которых заверили, что «поставленная задача будет выполнена». Шмидта, разменявшего на льду уже 42 день, такая депеша должна была весьма обрадовать. Если у него была карта, он наверняка прикинул, за сколько времени ледокол преодолеет путь до Чукотки. Впрочем, профессор мог справится с подсчетами и без карты. К тому же он на собственном опыте знал, чего стоят обещания, и как они выполняются. На борту отходящего «Красина» было два кинооператора и спецкор «Правды» Борис Изаков. Кроме репортажа с отплытия номер содержал еще два интервью: с капитаном и начальником экспедиции. Они, возможно, уже утомились говорить одно и тоже, потому что подобного рода материалы публиковались целую неделю.
Важные новости, засунутые в подвал – «Смоленск» пошел на север». Заметка практически дословно повторяет заголовок – 23 марта пароход, доставивший на Олюторку самолеты, снялся с якоря и пошел на север. Куда и зачем, не поясняется, как и текущее состояние льдов, в районе, куда он направился.
Но самое интересное в номере, конечно же сведения о прилете группы Каманина. Я ожидал разгадку тайны, как же самолеты удалось заправить по пути. Поэтому читаю внимательно:
«Три самолета Каманина прибыли в Анадырь.
Молния специального корреспондента «Правды»
Владивосток, 23 марта. Капитан парохода «Смоленск» т. Вага сообщает по радио: «22 марта, в 20 часов по местному времени, три самолета «Р-5» из отряда Каманина прибыли в Анадырь. Остальные два сделали посадку в промежуточной базе Майна-Пыльгин».
Во Владивостокском порту продолжается погрузка парохода «Совет». Сегодня прибыл летчик Болотов с самолетом «Т-4». «Совет» выйдет в море 24 марта.
Л. Хват».
Прежде всего: «Ура!». Точнее трижды «ура!». Летчик Болотов, наконец-то появился, да еще и вместе с чудо самолетом. Теперь челюскинцы могут быть спокойны – их спасение гарантировано. Спустя 19 дней после решения правительства направить на эвакуацию самолет 1923 года рождения – оп-ля, и он уже на борту парохода, который вот-вот отправится. Задержка только в аэросанях, они еще не прибыли, но скоро ожидаются. Это наиболее интересная часть, но, к сожалению, относительно группы Каманина заметка приводит только формальные сведения. Хотя самолетов, оказывается, долетело три, а не два, как сообщали ранее, и это уже хорошо. Новости номера на этом не заканчиваются, есть еще одна заметка, которая так и называется «Подробности перелета Каманина»
«Хабаровск. 23 марта. (Корр. «Правды»). Прилетевший в Анадырь во главе трех самолетов начальник авиазвена «Смоленска» тов. Каманин сообщает подробности этого исключительного перелета:
«Из Олюторки мы вылетели в составе 5 самолетов «Р-5». Шли по 70 км/ч при сильном встречном ветре. Через пять часов благополучно спустились в Майна-Пыльгине. Здесь один из наших самолетов остался на сутки для небольшого ремонта, а остальные вылетели в Анадырь. Однако через 30 минут после вылета один самолет вынужден был, по неизвестным пока причинам, вернуться обратно в Майна-Пыльгин. Погода для рейса была в общем благоприятная, но перевалив через Польский хребет, самолеты попали в сплошную облачность, пришлось подняться до 1 500 метров.
Завтра, в случае хорошей погоды, вылетаем через Анадырский хребет прямо на Ванкарем. Машины - в полной исправности. Состояние экипажа - бодрое».
("Польский Хребет" - это синдром испорченного телефона. На самом деле хребет называется Палпал, участники тогда называли его Паль-Пальским).
Разбор по существу можно начать с конца. Утверждение «машины - в полной исправности», - не совсем правдиво. При посадке в Анадыре на самолете Каманина лопнуло крепление силового троса крыла, лететь дальше он не мог, и весь день 23 марта ушел на поиск сварочного аппаррата и ремонт. Но это мелочь. Может Каманин беседовал с журналистом поздним вечером, когда дефект уже исправили. Мне хотелось бы ответа на вопрос, как удалось решить проблему с дальностью? Как смогли достать бензин и заправиться? Правительственная комиссия пообещала, что в Майна-Пыльгино будет заброшено горючее и пропала. (Кстати, что-то давно Правительственная комиссия не выпускает свои Сообщения). И теперь в заметке «Подробности перелета» Каманин старательно делает вид, что такой проблемы никогда не существовало, и вопрос заправки подробностей не заслуживает. Похоже ответа в «Правде» не найти. Ну что же, придется заняться гаданием.
Немного позже в книге «Как мы спасали челюскинцев» Каманин поведал, что в Майно-Пыльгине обнаружили склад бензина. Совершенно случайно, о нем просто никто не подозревал. Местный доктор мимоходом обмолвился, мол, стоят какие-то бочки в сарае. Бензин был неизвестной марки. Просто летом сезонный консервный завод использовал его для своих технических нужд. Этот случайный бензин тут же залили в баки и полетели, и так решили проблему с дозаправкой. Правдоподобно? Очень! Дословно это выглядит так:
«Хотели идти дальше…,но доктор Бешкарев сказал: «У нас есть бензин». Оказалось, бензин плохой, не для самолетов. Попробовали, будет ли работать. Грубо, но работает. Заполнили баки, залили еще в бидоны. Пока возились, стемнело. Пришлось отложить полет. Этот грязный бензин испортил на машине Бастанжиева пусковое приспособление».
Хотели идти дальше (без бензина?), но доктор сказал: «Погодите». Грязный бензин испортил пусковое устройство на одном самолете, а на других не испортил. В общем так, не буду разводить конспирологию, но сделаю одно безответственное предположение – Никакого случайного бензина в Майна-Пыльгине не было. Так счастливо обнаруженного.
С двух машин просто слили топливо, и заправили три передовых самолета. Провели акт топливного каннибализма. И полетели дальше три пилота – командир отряда Каманин, его заместитель Пивенштейн и самый опытный летчик Молоков. А две машины с молодыми летчиками отработали день в качестве летающих танкеров и остались ждать, пока им кто-то как-то бензин доставит. Бастанжиев никакой самолет не чинил, и Демиров с полпути не возвращался. И только так трем машинам с трудом удалось дотянуть до Анадыря. Если можно было сливать топливо позже (с машины Пивенштейна в пользу Молокова и Каманина), то почему бы не сделать подобное и раньше? Решение изящное и может быть в той ситуации единственно правильное. Зачем его надо было скрывать – спросите у идеологов. Может им неудобно было, что советские самолеты не могли достичь Чукотки нормальным путем.
Из всех сообщений «Правды» проистекает и еще одно следствие – в них всегда, на протяжении недели говорится «Анадырь», а затем «Ванкарем», и ни разу не упоминается бухта Провидения. Очевидно, что идей лететь «прямо через море в бухту Провидения» изначально не существовало, и соответственно, Каманин убрал из отряда Фариха не за споры с этим предложением. Да и отсутствие бензина и ограничение по дальности не давали попасть непосредственно в бухту Провидения, без залета в Анадырь, все другие варианты являлись чистой фантастикой.
Ну ладно, хоть и загадка попадания трех самолетов группы Каманина в Анадырь остается не разгаданной, но есть один несомненный результат – летчики решили задачу, казавшуюся непреодолимой. И теперь лишь один день пути отделял их от Ванкарема и, соответственно, от начала непосредственной эвакуации челюскинцев. Так что в ледовом лагере можно снова приступать к расчистке аэродрома. Каманин обещает журналистам вылететь «завтра», то есть 24 марта. «Если позволит погода».
В газетах этого дня остался нераскрыт только один вопрос: «А что там с американской группой Ушакова? Отбыли они из Фербенкса в Ном 23 марта, как обещали?»
Наверное, об этом на расскажут в следующих номерах? Посмотрим…
Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.