Найти тему
Artemisia Studio

А.В. Щусев: от церкви до Мавзолея

Оглавление

Алексей Щусев - мастер архитектуры, чья профессиональная деятельность длилась с конца XIX по середину XX века. Смена столетий, политических режимов и художественных воззрений позволили ему оставить после себя невероятно разнообразное архитектурное наследие. Если проследить эволюцию проектов архитектора, то с трудом верится, что их все создал один человек. Настолько, кажется, различны они по своей сути.

Алексей Щусев родился в Кишеневе в 1873 году. С самого детства интересовавшись архитектурой, к восемнадцати годам молодой человек поступил в петербургское художественное училище Императорской Академии художеств. Чтобы зарабатывать себе на жизнь, Щусев подрабатывал, искал небольшие заказы и через какое-то время зарекомендовал себя как талантливого архитектора.

В последствие, получив по окончании училища золотую медаль, отправился с группой археологов в Узбекистан, где изучал архитектуру ближнего востока. Также после данной экспедиции Щусев совершил еще несколько путешествий по Европе, где в общей сложности он провел более двух лет.

После возвращения из-за границы Алексей Щусев вынуждено занимается древнерусским зодчеством и искусством, выполняя несколько заказов, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Однако неожиданно для себя он увлекается этой темой и продолжает работать в национальном направлении архитектуры, которое в последствие получит название «неорусский стиль». Поиск нового архитектурного выражения национальной идеи толкает Щусева на более глубокое изучение древних образов русской архитектуры. Вычленив ряд архитектурных прототипов, которые могли бы лечь в основу современного русского стиля, зодчий создает церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве, Покровский собор в Марфо-Мариинской обители, церкви в Натальевке, Глазовке, Ракитной и храм Спасо-Преображения на братском кладбище в Москве. Все эти постройки объединяет то, что в их основу легла архитектура древних Новгорода и Пскова с их лаконичными и по-своему выразительными формами. Если для предшествующего неорусскому стилю историзма свойственно обращение к русской архитектуре XVII века времени Алексея Михайловича с ее богатым декором, то Щусев и другие зодчие и художники, разделяющие его идеи, полагали архитектуру Древней Руси самой «искренней» и выразительной, и потому достойной интерпретации.

Церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве
Церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве
Покровский собор в Марфо-Мариинской обители
Покровский собор в Марфо-Мариинской обители
Церковь в Натальевке
Церковь в Натальевке

Но на этом национальные изыскания Щусева не были закончены. В 1913 году он получает государственный заказ на «восточные ворота» Москвы, а именно павильон Казанского вокзала, куда должны были прибывать гости из Сибири и ближневосточных стран. Симбиоз двух культур русской и восточной, православной и мусульманской лег в основу проекта здания вокзала. Таким образом, главная башня напоминает одну из башен Казанского Кремля, а часть архитектурных элементов русские палаты и терема.

Эскизы Казанского вокзала
Эскизы Казанского вокзала
-6

После Октябрьской революции Щусев остался в России. Новая власть отнеслась к нему лояльно, хоть и закрыла Марфо-Мариинскую обитель и остановила строительство Казанского вокзала. Он работает вместе с Иваном Жолтовским над градостроительным планом реконструкции Москвы. Однако их проект оказался слишком радикальным, так как предполагал снос многих исторических памятников.

В 1922 году Щусев был назначен главой Московского архитектурного общества. После смерти Ленина ему поручили спроектировать временный павильон для торжественного прощания. Лаконичное, полное конструктивистских идей архитектурное решение Щусева навсегда закрепило его положение в системе советского зодчества и обеспечило ему хороший поток государственных и частных заказов.

Эскиз Мавзолея Ленина
Эскиз Мавзолея Ленина

Несмотря на сложные события, которые выпадали на жизнь архитектора - революции, войны, конфликты с советской властью, он оставил после себя колоссальное наследие. Фундаментальные знания, широчайший кругозор и интерес к мировой культуре сделали Щусева и его архитектуру актуальной вне зависимости от эпохи.

Спасибо, что дочитали до конца!

Поделитесь статьей с остальными

Мы в Telegram | Наш сайт

Наука
7 млн интересуются