Уже несколько дней в России не утихают разговоры о теракте, который произошел 22 марта в концертном зале Crocus City Hall. Жертвами ЧП стали 137 человек и почти 200 пострадавших остаются в больнице под наблюдением врачей. Дети невольно становятся сопричастны трагедии: они слышат об этом дома, в школе, по радио и телевизору. Как объяснить ребенку, что такое теракт и вообще, стоит ли что-то объяснять? Своим мнением на счет этого с «ФедералПресс» поделился психолог и лектор общества «Знание» Андрей Зберовский:
«Смерть – одно из самых страшных понятий в жизни, но современные дети сталкиваются с ним гораздо раньше, чем дети прошлых времен, так как телевидение показывает им это, начиная с раннего возраста осмысления, то есть в 4–5 лет. Я пояснял своим детям, что смерть – это совокупность трех вещей: когда человек перестает что-то чувствовать, не может думать и не может двигаться. Тем самым он не может уже ничего делать, и это очень печально, ведь так хочется много сделать хорошего в этом мире и показать себя. Надо сказать, что большинство современных детей благодаря обилию информации интуитивно понимают суть смерти даже без расшифровки родителей.
Если говорить о теракте в Crocus City Hall, то и здесь не стоит скрывать от детей информацию. Это входит в педагогическое и психологическое понятие социализации, в понимание ребенком мира. К сожалению, в мире есть риски и угрозы, дети их должны знать во всей полноте реальности. Очень важно уберечь психику детей от страшной визуальной картинки – кровь, момент убийства людей. Однако дети должны разбираться, кто враги, как они выглядят, как себя ведут и в чем их опасность. Поэтому можно и нужно учить детей ориентироваться в различных торговых комплексах и зданиях в случае различных чрезвычайных происшествий, учить преодолевать панику и прочее. Подобные трагедии помогают выработать у детей правильные установки на сочувствие, сопереживание, гуманизм, доброту к таким же людям, как мы с вами. Без этого общество не может быть обществом. Поэтому сопричастность к происходящему в стране очень важна, как важны и навыки безопасного поведения.
Когда ребенок говорит о том, что ему страшно, нужно увеличить тактильность в общении с ним – обнимать и целовать, чтобы ребенок чувствовал тепло и заботу родителей физически, это психологически успокаивает. Главное – убедить ребенка в том, что зло и насилие обязательно будут наказаны! Показать телевизионные новости о задержании убийц и сформировать у ребенка ощущение защищенности. Это делается для того, чтобы ребенок не боялся завтрашнего дня и общественных пространств. На мой взгляд, крайне важно проводить профилактическую работу с детьми на тему добра и зла, говорить о правильном поведении «по горячим следам». Особенно важно разбирать примеры героизма, которые были в момент теракта в Crocus City Hall. К сожалению, общество всегда учится только на трагедиях, и наши дети должны понимать, что мир не всегда является добрым и безопасным. Безопасность наших детей зависит и от того, что мы им об этом расскажем.
Наконец, нельзя игнорировать детские страхи. Мы, взрослые, должны помогать преодолевать детские страхи по трем причинам: чтобы не развился детский невроз и болезни; для того, чтобы от страхов ребенок не занял пассивно депрессивную позицию в жизни, и чтобы мы помогли ребенку научиться преодолевать стрессы. Ведь взрослая жизнь – стресс, а навыки его преодоления человек получает в детстве»
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий