Сама постановка подобного вопроса у многих может вызвать удивление. Как так, ведь в белых рядах слово «еврей» (или его более «неприличные» аналоги) фактически ассоциировалось с понятием «большевик».
Неоднократно силы белого движения уличались в погромах. Правда, справедливости ради, погромами в ту пору занимались вообще все военно-политические силы, особенно в Малороссии.
В 1919 году А. И. Деникин, Главком белых на юге России, официально запретил евреям-офицерам служить в его войсках (еврейской общественности он намекал, что вынужден был так поступить из-за «настроений в армии»). Это, кстати, одна из причин, по которой евреи у белых массово шли в «агитационную сферу деятельности».
А ведь были у белых и добровольцы-евреи или полу-евреи. Один из них потом негодующе описывал пренебрежительное отношение со стороны белых начальников, которые приказывали не брать в Добрармию «юнкеров и вольноопределяющихся, фамилии которых оканчиваются на манны и сонны...» (Из записок еврея-добровольца. Еврейская трибуна, Париж, 1921.)
Дело в том, что после Февральской революции иудеям разрешили производиться в офицеры. Такие люди стали одними из самых ярых защитников Временного правительства. И, следовательно — «недоброжелателями» в отношении большевиков.
Но белые относились к евреям-офицерам как к «социалистам» и «временщикам, развалившим страну». Пока был жив Л. Г. Корнилов, евреев-добровольцев принимали на службу в Добрармию:
«По приказу Корнилова, в армию принимались все, в том числе и евреи...» (с) Записки полковника И. Ф. Патронова. / А. С. Пученков. Национальная политика генерала Деникина.
В общем, выходит парадоксальный вывод: белые сами отталкивали от себя добровольцев-евреев, которые являлись лютыми врагами большевиков (конкретно эти евреи — зажиточные, эсеры или новоиспеченные офицеры). Увы и ах, но в плане «оттолкнуть от себя врагов большевиков» белые были непревзойденными мастерами, а тут уж «все карты легли как надо».
Конечно, тут многое зависело от того, как именно к евреям-добровольцам относились их «боевые товарищи». В некоторых случаях, такие евреи оставались в рядах даже «цветных частей» вплоть до 1920 года. В других же ситуациях, евреев выгоняли из армии даже «вопреки начальству».
Евреи были в антибольшевистском подполье. Они составляли немалый процент «савинковцев», опять же, эсеровская тема. Там тоже было немало евреев, и они считали большевиков своими врагами.
Имеются случаи финансирования белого движения евреями. Так, в конце 1917 года ростовские богатые евреи собрали 800 тысяч рублей для калединцев и добровольцев. Зажиточные евреи часто поднимали вопрос даже о создании белых еврейских отрядов.
Но, разумеется, больше всего евреев было у белых среди «работников пера и плаката». Кто-то писал речи А. В. Колчаку, кто-то — создавал юморные антибольшевистские памфлеты, кто-то — рисовал плакаты. Многие представители такой «творческой прослойки» в конце концов оказались на советской службе. Некоторые даже успешно пережили все «сложные времена».
Но это, скорее, вообще история про «агитационный аппарат белых» — он во многом потом оказался у красных. И стал важной частью советской «творческой интеллигенции»...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!