Найти тему
Павел Машкин

Два дня - две сенсации. Группа Каманина долетела до Анадыря, группа Ушакова проявилась в Фербенксе

Продолжение хроники спасения челюскинцев по материалам газет 1934 года. Сегодня начнем с номера “Правды” за 22 марта, рассказывающего о событиях предыдущего дня, 21 марта. Этой дате суждено было стать переломной точкой всей эвакуации, но по ходу событий об этом никто не догадывался. В отличие от прошлого номера, челюскинским событиям уделяли крайне мало места.

Но главная новость все же шла первой:

“5 самолетов звена Каманина вылетели на Север

Хабаровск,21 марта (Корр. “Правды”). Из Олюторки по радио сообщают:

20 марта в 1 час 15 минут московского времени пять самолетов авиазвена тов Каманина вылетели на Север. Во всем районе Олюторки и у лагеря Шмидта – ясная погода...

Звено вылетевшее из Олюторки на Север, состоит из пяти самолетов. На каждом самолете – три человека. Каждый самолет в один рейс сможет, кроме экипажа, взять на свой борт 5-6 пассажиров. Первый самолет вдет командир отряда т. Каманин, второй – пилот т. Пивенштейн. Две другие машины ведут испытанные полярные летчики тт. Молоков и Фарих, пятый – т. Демидов”.

Именно этому отряду, точнее его остаткам, предстояло вывезти почти всех челюскинцев, но до этого было еще более 20 дней. Начинается новость крайне странно. Время вылета зачем-то дается по московскому времени, поэтому старт съезжает на 20-е число, хотя вылетели они все же 21 марта утром. Также, отчего-то подчеркивается ясная погода и в точке вылета, и в месте эвакуации, хотя между ними не менее 1500 км по прямой, преодолевать которые предстояло совсем не прямо, в несколько прыжков и несколько дней, в течении которых условия могли неоднократно поменяться. Тем более, что проблема промежуточной дозаправки перед Анадырем еще не была решена. Бросается в глаза список пилотов, в котором указан Фарих. Стало быть замена его на Бастанжиева была проведена в последней момент - или в день вылета, или вечером накануне, раз у журналиста оказалась устаревшая информация. Фамилия пятого пилота дана с ошибкой, он на самом деле Демиров, а не Демидов.

Летчик Демиров со своим механиком. Редкая фотография, посколько проигравших в гонке за челюскинцами вспоминать не любили. Автор фото - В. Микоша
Летчик Демиров со своим механиком. Редкая фотография, посколько проигравших в гонке за челюскинцами вспоминать не любили. Автор фото - В. Микоша

Остальные новости темы были вполне рабочими и не особо важными. Группа Галышева застряла в Охотске, поскольку в Нагаеве пурга.

“Красин” стоит под парами, но никуда не уходит. На самом деле в заметке написано, что загрузившись углем в гавани Ленинграда, ледокол пошел в Кронштадт брать на борт уголь. Неужели в городе трех революций закончилось твердое топливо? Или “Красин” такой вместительный, что может вобрать в трюмы любой объем? Всё это похоже на заметку ради заметки, а ледокол пока еще никуда не идёт, его обещают отправить 23-го.

Зато во Владивосток приехали дирижабли. Где же летчик Болотов со своим древним чудо-самолетом?

23 марта – в этот день в газете «Правда» масса новостей, в том числе довольно важных и даже сенсационных. Оформлены они в виде множества маленьких заметок, причем порядок и размер не совсем соответствовали значению. Больше всего внимания уделялось продолжающейся загрузке ледокола «Красин» и очередным рассказам о замечательных дирижаблях, именно это отрывало и закрывало тему. Действительно злободневные вести и движении летных отрядов прятались внутри.

Приведу все заметки номера по порядку.

Начинается всё с «Красина». Ему посвящены аж три заголовка: «Из Кронштадта к лагерю Шмидта», «Красин сегодня выходит в поход» и «Условия похода «Красина». Из них следует, что 23 марта ледокол должен наконец-то выйти, но в этот день он еще продолжает загрузку. Впрочем, газеты выходят с утра, до начала рабочего дня, так что может еще и отправится.

-3

Далее «Водопьянов, Галышев и Доронин в Нагаево». Новость за 22 марта, переданная из Хабаровска – тройка летчиков, переждав пургу, долетела до Нагаево, и преодолела половину пути до Арктики. Также в Дальнего востока передают: «пять самолетов звена Каманина, вылетевших из Олюторки на север, замечены на высоте полутора тысяч метров над бухтой Анастасия». На этом заметка заканчивается. Далее новость, если не сенсационная, но крайне важная «Советские летчики прибыли в Фербенкс». Речь, конечно же о группе Ушакова, известий о которой не было более недели:

«Нью-Йорк, 23 марта, (ТАСС). Агентство «Ассошиэйтед пресс» сообщает, что полярник Ушаков и летчики Леваневский и Слепнев прибыли в Фербенкс на Аляске и собираются сегодня отбыть в Ном».

Заметка крайне странная. Во-первых, летчики появились в Фербенксе еще 21 марта – эта дата не то чтобы скрыта, но просто не сообщена. Во-вторых, почему-то новость идет от лица информационного агентства, хотя летчики могли бы и сами дать телеграмму: «Доехали благополучно, приступаем к плану В». Даже наверняка и дали, «Правда» предпочла получить информацию через третьи руки, а не из самого источника. А в- третьих, вы думаете летчики отбыли 23 марта в Ном? Как бы не так! Их приключения заслуживают отдельного рассмотрения, пока просто зафиксируем, что после длительного небытия группа проявилась в информационном пространстве. И перейдем следующей заметке, тем более что её содержание серьёзно повлияла на последующий график американской группы. Заметка маленькая, но, вне всякого сомнения, сенсационная:

«Два самолета Каманина прибыли в Анадырь.

Хабаровск. 22 марта. (Роста). Из Анадыря сообщают, что в 19 час по местному времени в Анадыре опустились два самолета авиазвена Каманина, вылетевших из Олюторки. О трех других самолетов данных пока не имеется».

Странно, что такая новость подается не аршинными заголовками, не вверху страницы и без кучи восклицательных знаков. Ведь на Чукотке появляются исправные самолеты! А во-вторых, они сумели сделать невозможное и каким-то чудом преодолели расстояние, превышавшее возможности их бензобаков. Как же они смогли дозаправится? Возможно, отгадку нам дадут в следующих номерах. Следующая новость тоже важная, хотя и с другим знаком:

«Два самолета «Ш-2» потерпели аварию. Экипаж невредим.

Пытавшиеся подняться в Олюторке оставшиеся два самолета «Ш-2» на высоте в 15 метров попали в непреодолимую струю воздуха. Самолеты упали и ударились о землю. Люди невредимы. Машины повреждены».

Это самолеты с парохода «Сталинград», отправленные раньше всех остальных спасательных групп из Петропавловска-на-Камчатке. И вот такое фиаско на первом же пробном полете. Странно только, что одна неприятность случилась с двумя самолетами одновременно. Неужели второй самолет попытался взлететь сразу же после неудачи товарища? Или они полетели одновременно? Но совершенно точно, что эти «Ш-2» входили в число 17 машин, выделенных правительством для спасения челюскинцев. Так что их можно уже отминусовывать, точнее добавлять к четырем нелетающим машинам чукотского авиаотряда.

-4

Следующая новость – «Совет» отправляется на Север». Ну как отправляется? Собирается. На пароход уже погружены дирижабли, тракторы, аэросани. Все это в Арктике никогда не испытывалось, но вдруг пригодится? Осталось только дождаться прибытия летчика Болотова со его замечательным самолетом «Т-4» 1923 года рождения, и после этого пароход немедленно отчалит. Скорый поезд вот уже совсем скоро, буквально на днях, прибудет во Владивосток.

Про заключительную статью я уже упоминал. Она называется «Дирижабли в Арктике». Это интервью с командиром воздухоплавательного отряда Бирнбауманом, где тот прямо говорит, что правительство их направило в качестве резервного средства, а как его колбасы проявят себя на Севере, неизвестно, ибо испытаний не проводилось, а большая парусность и возможность обледенения… да даже просто сборка этих воздухолетов без ангаров представляет большую сложность. «Но экипажи обоих дирижаблей приложат всю свою энергию, все свои знания, чтобы выполнить задание правительства…»

Кстати, дирижаблей же вроде было три? А не особенно следил за их судьбой, но похоже, что один затерялся по дороге.

Но ладно, новостей за два дня было много, и теперь хочется дальнейшего развития и объяснений. Вылетела ли группа Ушакова 23 марта? Как же все-таки Каманину удалось прорваться в Анадырь? Посмотрим в следующих номерах. (Не говоря уж о постоянной интриге когда же летчик Болотов закончит свой тур из Ленинграда).

Все это – в ближайших номерах.

Следующая статья Предыдущая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.