Изначально, я хотел написать статью о том, почему вообще нужно читать, почему литература должна занимать место в жизни каждого человека? Но таких статей полно, все они представляют из себя бесконечный копирайт друг друга и пишутся исключительно для заполнения места на страницах различных сайтов. Да и смысл объяснять кому-то важность литературы? Если человек не читает книги, то и такую статью он скорее всего читать не будет. Скорее всего, Homo non-reader или “человеку не-читающему”, в принципе невозможно объяснить важность этого процесса, он или эволюционирует сам, взяв в руки книгу или навсегда останется крупицей в банке, наполненной людьми без смысла.
И так, предположим, что перед нами человек, пальцы которого уже привыкли к перелистыванию страниц. Возможно, этот человек только втягивается в многогранный и удивительный мир литературы. Возможно, этот человек уже давно читает…но читает он что-то не то. Для такого человека может показаться странным, что можно читать “что-то не то”. “Разве есть плохие книги” или “каждому свое”, скажет такой человек. Вот тут я внесу ясность и скажу, что под чтением я имею ввиду не развлекательный процесс, а серьезную, осознанную работу.
Чтение - это большой труд. В момент чтения мозг человека работает точно так же, как компьютер, переводящий двоичный код: мозг преобразует буквы в слова, слова в предложения, предложения - в образы.
Читающему человеку может показаться странным, как это так, что тут сложного? Однако среднестатистический обыватель, открывавший последний раз книгу n-лет назад за школьной партой, скорее всего не сможет прочитать и пересказать 5-10 страниц текста. Так же, как и посетитель спортзала, бросивший тренировки несколько лет назад, вернувшись, не сможет поднять свой старый рабочий вес. Мозг - точно такая же мышца, как бицепс или трицепс. Тренировки видимых мышц дают человеку силу и красивую фигуру, тренировки мозга - дают человеку ум, наделяют его интеллектом.
Вернемся к двум читающим людям, о которых я писал выше. И так, первый - новичок, с ним проще, его можно сразу погрузить в хорошую литературу. Второй же давно читает, но делает это не правильно. Что это значит? Для объяснения этой мысли, глобально разделим литературу на художественную и прикладную. К прикладной литературе, хотя это не очень корректно, я отнесу в том числе и научно-популярную.
В чем тут может быть проблема?
- Инфоциганство.
Речь о многочисленных книгах из разряда “найди себя”, “путь к успеху” и так далее. Огромное множество людей читают такую литературу, огромное количество средств вкладывается в продвижение таких книг, но единственная цель авторов, которые их пишут - заработать денег с продаж, а вовсе не сделать вас умнее или чему-то научить. Альтернатива такой литературе очень простая - биографии. Читайте биографии известных людей, добившихся успеха в интересующей вас сфере. Только не забывайте про ошибку выжившего.
“Ошибка выжившего - тенденция делать выводы по историям успеха, не замечая и игнорируя истории неудач, количество которых значительно больше.”
- Псевдоисторическая литература.
Важность изучения истории - тема точно такая же, как и важность литературы. Если человек не понимает почему важно знать историю, то и объяснять ему это, как я считаю, нет смысла. При выборе исторической литературы необходимо учитывать всего лишь один момент - ссылки на источники в конце работы. Если в книге нет ссылок на исторические документы; списка литературы и статей, использованных для ее написания, значит перед вами не книга по истории, а субъективное мнение человека, основанное на его домыслах и догадках. Такие книги читать не только бессмысленно, но и вредно. При выборе исторических книг, всегда смотрите на список литературы.
Художественная литература.
И так, я подошел к самому главному. Как я уже говорил, я не хотел писать и объяснять в чем важность литературы, однако для понимания, приведу пару примеров. Хотите узнать про бизнес? Почитайте трилогию Драйзера. Хотите узнать историю Англии XIX века? Почитайте Диккенса.
Как отличить хороший роман от плохого?
Как правило, плохой роман - это роман-процесс. Нет, я не про Кафку. Я имею в виду романы, которые ты прочитал и забыл. Романы, в которых нет ни ярких образов, ни каких-то мыслей автора, заставляющих читателя задуматься над какой-либо проблемой. Романы, где нет ничего, кроме сюжета: пошел туда-то, сделал то-то, и жили они долго и счастливо.
Один из признаков хорошего романа - полное опустошение после прочтения. Это когда ты закрыл книгу и у тебя что-то изменилось внутри. Это может быть “вау-эффект”, это может быть чувство пустоты, когда ты выжат как лимон, когда ты поражен глубиной слов, когда ты несколько дней ходишь и постоянно прокручиваешь в голове прочитанную историю, когда автор проникает в твою душу, словно он взорвал рядом с тобой бомбу.
Давайте на более простом примере. Детективы. Их любят все и читают многие. Безусловно, у большинства людей, при слове “детектив” возникает образ Шерлока Холмса - это пример образа яркого, образа вечного. Рисует ли такие образы популярная российская мадам, штампующая книжки, как станок? Вопрос риторический и думаю все поняли о ком я.
Тут же, думаю стоит сказать о том, что в хорошем произведении (к слову, это касается не только литературы), совершенно не важен сюжет. К этому вернемся позже.
Как выбирать книги?
Абсолютно каждый человек, даже не знакомый с миром литературы, неоднократно натыкался на просторах интернета на многочисленные подборки с громкими названиями. “Сто книг, которые обязан прочитать каждый”, “Книги изменившие мир”, “Десять романов, от которых невозможно оторваться”. Многие книжные блогеры делают свой контент исключительно на таких подборках и топах. Контент этот собирает приличное количество просмотров, при этом очевидно, что большая часть аудитории не собирается читать и половины книг из этих подборок. Да и сами блогеры, генерирующие такой контент, скорее всего вообще мало читают, иначе бы им было о чем писать, кроме как копипастить топы с кратким пересказом из википедии.
Для того, чтобы начать погружение в мир осознанного чтения, откройте любую подборку из серии “Сто лучших книг” и сходите с ней в книжный магазин или библиотеку. Вам вовсе не нужно читать все книги из списка. Возьмите выборочно несколько книг из любой такой подборки, совершенно любых и полистайте их. Откройте книгу в начале, в середине и в конце, прочитайте всего три случайных абзаца. Если язык автора вас зацепил, берите эту книгу. Если нет, двигайтесь дальше. Выбрав таким образом 3-5 книг из списка, выбрасывайте его, дальше свой список вы будете составлять сами.
“Выбрав 3-5 книг из любого топа, выбрасывайте его и никогда больше к нему не возвращайтесь”
В выбранных книгах вы найдете для себя следующие произведения в свой собственный читательский план. Этими произведениями могут стать как и другие работы, понравившегося автора, так и те писатели, которые повлияли на его творчества. Их вы найдете в примечаниях или предисловиях, а иногда и в самом тексте. Обязательно записывайте и отмечайте для себя следующие книги в свой список к прочтению. Можно вести заметки в телефоне, можно добавлять книги в корзину покупок на маркетплейсах, главное фиксируйте произведения и авторов, на которыех вы наткнетесь по ходу прочтения выбранных книг из первоначального списка и больше никогда к нему не возвращайтесь, делайте свой список, свою подборку своих книг.
Почему важно вести читательский дневник?
Наконец-то я дошел до главной мысли, которую хотел сказать в этой статье.
И так, мы научились выбирать книги и начали читать. Но для осознанного чтения этого недостаточно. Прочитанное необходимо анализировать и разбирать. Самый простой и лучший способ делать это - вести читательский дневник.
Важно понимать, что читательский дневник - это не пересказ сюжета книги. Как я говорил выше, и как часто говорю в своих статьях, сюжет в хорошей книге совершенно не важен.
Важны исключительно мысли писателя. Чтобы понять произведение, важно найти эти мысли и тогда, у вас появятся свои собственные мысли по поводу прочитанного. Вы можете не понять, что хотел сказать Филип Дик в своем романе, но у вас должны возникнуть размышления о проблемах, которые затронул автор. Вы можете не понять, что хотела сказать Мэри Шелли, но у вас обязательно должны возникнуть какие-то философские мысли после прочтения ее романа. Записывайте эти мысли, записывайте свои впечатления - это и будет ваш читательский дневник.
Если же после прочтения книги, вам нечего сказать о ней, кроме сюжета, значит перед вами плохая книга. Или вы просто не поняли ее. Чтобы понять произведение, обязательно нужно абстрагироваться от сюжета. Тогда вы научитесь читать, научитесь думать. Тогда вы научитесь видеть красоту Слова, тогда вы сможете насладится и проникнутся глубиной Мысли. И когда вы поймете, что такое литература, вы уже не сможете остановиться.