Найти тему

Как на тусовке у Байрона был создан ярчайший образ готической литературы?

Изображение создано с помощью fusionbrain.ai
Изображение создано с помощью fusionbrain.ai

Какие произведения приходят на ум, когда говорят о готической литературе? У меня это в первую очередь “Дракула” Брэма Стокера и “Монах” Грегори Льюиса, до которого я все никак не могу добраться. В своих произведениях, готические мотивы использовали многие выдающиеся писатели: это конечно же Эдгар Аллан По и Роберт Льюис Стивенсон; это и Пушкин (“Пир во время чумы”), и конечно же Гоголь.

Думаю, в наше время, наиболее яркими героями жанра все же являются Дракула и безымянный монстр, созданный Франкенштейном. С Дракулой все более менее понятно - это яркий, запоминающийся образ, заложивший основы вампирской тематики в готической литературе. Дракула у Стокера однозначно был злодеем, а что у Шелли с ее Франкенштейном? Добравшись наконец-то до этого удивительного романа, я был поражен сильным и ярким образом, созданным аж за 81 год до Дракулы. Чудовище Франкенштейна глубокое и многогранное. Шелли, стоя у истоков, фактически сломала каноны жанра, она не просто заворожила читателя эстетикой ужаса, но и заставила по-настоящему сопереживать своему антагонисту, наделив его глубокими чувствами.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Немного о истории написания романа.

Мэри и Перси Шелли, рис. William Powell Frit
Мэри и Перси Шелли, рис. William Powell Frit

В 1816 году, Мэри с сыном и мужем - известным писателем-романистом Перси Бишем Шейли, провели лето на берегу Женевского озера в компании Байрона. Живописная природа и общество талантливых поэтов - безусловно оказали влияние и вдохновили Мэри на создание своего вечного произведения.

“Погода стояла холодная и дождливая, по вечерам мы собирались у пылающего камина и развлекались чтением попавшихся под руку немецких историй о привидениях.”

Компания договорилась, что каждый сочинит рассказ о каком-то сверхъестественном событии. Таким образом и родилась история о Современном Прометее.

Bernie Wrightson, Frankenstein, 1983
Bernie Wrightson, Frankenstein, 1983

Как Мэри Шелли ломает каноны жанра?

“Франкенштейн, или Современный Прометей” - роман написанный на стыке трех эпох. Шелли вносит в Готику черты Просвещения и Романтизма. Автор, руками Виктора Франкенштейна создает не монстра-злодея, но существо пускай страшное, отвратительное и мерзкое снаружи, однако способное чувствовать, способное страдать, способное любить и стремится к прекрасному.

Оживший труп не был создан чудовищем. Гнев и ненависть вселяется в творение Франкенштейна лишь тогда, когда от него отворачиваются все вокруг, даже собственный создатель. Шелли показывает как одиночество может резко убить любовь и заменить это чувство на ненависть.

Значит ли это то, что человек становится злым лишь тогда, когда от него отвернулся Творец? Значит ли это то, что с рождения, от природы, все люди добрые, а злыми их может сделать только окружающий мир?

“Почему человек так гордится чувствами, возвышающими его над животными? Они лишь умножают число наших нужд. Если бы наши чувства ограничивались голодом, жаждой и похотью, мы бы были свободны”

Bernie Wrightson, Frankenstein, 1983
Bernie Wrightson, Frankenstein, 1983

Франкенштейн - первый научно фантастический роман в истории литературы.

Писатель Брайан Олдисс называл Франкенштейна первым настоящим научно-фантастическим романом так, как для создания сверхъестественного явления, в произведении использовались научные методы.

В 1780-1790 годы, итальянский врач и физик Луиджи Гальвани, исследовал влияние электричества на мертвых животных. В честь ученого получил свое название биологический эффект Гальванизм - сокращение мышц под действием электрического тока. В то время, многих ученых волновала возможность оживить труп благодаря этому явлению. Этой идеей и воспользовалась Мэри Шелли для создания своей истории.

Смысл названия.

Изображение создано с помощью fusionbrain.ai
Изображение создано с помощью fusionbrain.ai

Виктор Франкенштейн - аллюзия на миф о Прометее, о чем автор сходу говорит читателю в названии своего произведения.

У мифа о Прометее есть две трактовки. В первой сын Титанов создает людей из земли или глины, во второй, Прометей - защитник человечества, похитивший у Богов огонь для людей. Таким образом Прометей бросает вызов Создателю.

Так и у Шелли, Виктор Франкенштейн, бросает вызов Творцу и похищает у него секрет создания жизни. В мифах, Зевс наказывает Прометея и обрекает его на вечные муки. Прикованный к скале Прометей, ежедневно подвергается нападению орла, выклевывающего печень у бессмертного защитника человечества. Так же и Франкенштейн обречен на вечные муки, только боль ученого - моральная. Вместе с тем и монстр также вынужден страдать, непонятый этим миром, захваченный ненавистью и злобой, которые на самом деле претят ему.

Жажда исследователя, поиски философского камня, поиски тайн мироздания, проводят ученого к бесконечным страданиям от ужаса совершенного им открытия. Порождение Виктора преследует его и приносит смерть всем его близким. Франкенштейн бессилен перед своим творением. Перед Виктором открывается возможность избавится от страданий, но страх сотворить еще большее зло, оказывается сильнее и ученый отказывается от “сделки с дьяволом”.

Влияние романа.

“Франкенштейн, или Современный Прометей” впечатлил не только читателей, но и писателей того времени. Вальтер Скотт сказал:

“Для мужчины это превосходно, для женщины - удивительно”.

Откуда берется жизнь? Может ли человек взять на себя роль Творца? За эти вопросы, роман обвиняли в богохульстве, публика критиковала в нем грубое, варварское отношение к природе, но тем не менее, история, созданная Шейли захватила сердца людей, а персонажи, нарисованные автором, до сих пор продолжают жить в массовой культуре. На сегодняшний день, мы имеем огромное количество литературных и кино-адаптаций сюжета. Ярчайшим образом, закрепившимся в культуре, стала роль великолепного Бориса Карлоффа, сыгравшего монстра Франкенштейна в классическом фильме Universal 1931 года.

Борис Карлофф в роли монстра из фильма Франкенштейн, 1931
Борис Карлофф в роли монстра из фильма Франкенштейн, 1931

Закончить статью я хочу любимой цитатой монстра из финальной части романа:

Мое сердце было создано, чтобы отзываться на любовь и ласку, а когда несчастья вынудили его к ненависти и злу, это насильственное превращение стоило ему таких мук, каких ты не можешь даже вообразить.