Сегодня практически по каждому нереализованному проекту танка есть масса рисунков 3D моделей. Более того на большинстве этих машин вы можете поездить в виртуальном пространстве в игре World of Tanks. Однако по этому танку есть лишь несколько не очень качественных польский чертежей. Поэтому, думаю рассказ об этой машине будет интересен самому широкому кругу любителей истории бронетанковой техники.
Одной из ключевых проблем, связанных с танкостроением, является необходимость постоянного развития. Эта необходимость была особенно актуальна, в первые десятилетия развития танков в мире, то есть в 20-е, 30-е годы, когда их концепция только разрабатывалась.
Таким образом, средний жизненный цикл танкового шасси ограничивался примерно пятью годами, не более. После этого периода танк уже становился устаревшим. Некоторые страны, которые не успевали вписаться в этот напряжённый ритм, отстали от своих конкурентов, еще в 30-е годы. Среди таких стран оказалась и Польша, которая, начав достаточно успешно развитие своих танков, в первой половине 30-х годов, перед началом Второй Мировой Войны безнадёжно отстала.
Лучшим польским танком в период между двумя войнами стал 7ТР. Построенный на основе конструкции английского танка Vickers Mk.E, в 30-е годы, танк был достаточно современным. Особенно инновационно смотрелся дизельный двигатель, использование которого на танка в то время не было ещё общепринятым.
Однако уже когда танк начал поступать на вооружение, он начал стремительно устаревать, особенно в области броневой защиты. Польские военные осознавали эту проблему и попытались модернизировать танк. Эта модернизация была известна как 9ТР, хотя такого индекса на самом деле не существовало. В официальной документации танк обозначался как "Wzmocniony 7ТР", что означает "усовершенствованный 7ТР".
Индекс 9ТР использовали уже современный историки, так как машина, из-за дополнительного бронирования должна была потяжелеть до 9 тонн. И по польской классификации называлась бы именно так.
Отдельно нужно отметить, что история этой боевой машины оказалась достаточно запутанной. Польские историки, которые серьезно занимаются исследованием архивных материалов, попались на этом факте. Они выяснили, что индекс 9ТР и информация о небольшой серии танков были вымыслом историка Януша Магнуского. Пока невозможно установить, откуда он черпал эти данные, так как прошло уже 20 лет. Так что, если вы хотите получить достоверную информацию, следует следить за публикациями современных польских исследователей.
История улучшенного 7ТР тесно связана с успехами польской сталелитейной промышленности. В 1938 году удалось достичь значительных результатов в сварке броневых плит толщиной 30-40 мм. Это стало особенно актуальным после получения информации из Испании о том, что противопульная броня больше не является надежной и современной защитой. Применение крупнокалиберных пулеметов и ружей требовало увеличения толщины брони до 25-30 мм. Конструкторское бюро BBT Br.Panc. (Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych), возглавляемое Патриком О'Брайеном де Ласи, отталкивалось от этого при разработке своего проекта.
Понимая, что шасси 7ТР имеет свои ограничения в развитии, BBT Br.Panc. к апрелю 1939 года подготовило проект кардинальной модернизации машины. Проект предполагал боевую массу в 9858 кг, отсюда и возник индекс 9ТР. Для достижения оптимального соотношения массы и прочности брони, центральная лобовая пластина корпуса имела толщину 30 мм, а центральный щит подвижной бронировки орудия - 40 мм. В остальном толщина брони не превышала 20 мм, что должно было надежно защищать танк от огня малокалиберных автоматических пушек в лобовой проекции.
Увеличение массы танка требовало замены двигателя. В рамках проекта было предложено установить рядный 6-цилиндровый двигатель PZInż. 725 объемом 5,18 литра. Этот двигатель был реальным и изначально разрабатывался для разведывательного танка PZInż. 140, иногда называемого 4ТР (также выдумка Магнуского). По проекту мощность двигателя составляла 100 лошадиных сил, но в ходе испытаний удалось достичь 120 л. с. при 2800 об/мин, что обеспечивало достаточную подвижность для легкого танка сопровождения.
Что произошло дальше, остается загадкой. Есть информация о существовании двух экспериментальных образцов, но неясно, были ли они действительно построены. Как минимум, один корпус улучшенного 7ТР был построен, но что произошло дальше, неизвестно. В любом случае, такая модернизация уже отставала от требований времени. Основной проблемой для танка стали скорострельный противотанковые пушки, которые массово начали появляться во всех армиях, для этого оружия 30-мм броня не представляла серьезного препятствия. Это отчетливо проявилось в сентябрьской кампании 1939 года, когда польские танки с 30-мм броней легко поражались немецкими 37-мм противотанковыми пушками.
Телеграмм канал Альтернативная История
Источники вдохновения:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉