Во время Второй мировой войны британское правительство реализовало масштабный план эвакуации, известный как операция «Крысолов»(Operation Pied Piper).
План заключался в переселении детей, беременных женщин, инвалидов и пожилых людей из городов, которые, как ожидается, станут объектами авиаударов, в более безопасные сельские районы или за границу. Эта операция проводилась в начале войны, с 1939 по 1945 год, и продолжалась 6 лет.Было эвакуировано около 3,5 миллионов человек, в основном детей. Эта акция сыграла важную роль в защите этих групп, хотя в ходе ее реализации также возникло множество проблем.
Операция «Крысолов» была создана, чтобы избавить детей от бомбардировок или того хуже.
Одним из самых болезненных и трудных решений, принятых британским правительством во время Второй мировой войны, было решение переселить детей из центров городов в районы, где риск нападения немецких бомбардировщиков был низким или вообще отсутствовал. Известная как операция «Крысолов», миллионы людей, в основном детей, были отправлены в сельские районы Великобритании и за границу, в Канаду, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию и США.
За первые четыре дня операции было эвакуировано около 3 миллионов человек, что сделало ее крупнейшей и самой концентрированной операцией по переселению в британской истории.
Этот план переселения начался еще до войны летом 1938 года. Вся страна была разделена на «зоны эвакуации», «зоны среднего риска» и «зоны приема» в зависимости от риска бомбардировок, и был составлен список доступного жилья. . К лету 1939 года лондонское графство реквизировало автобусы и поезда для эвакуации.
Учитывая перспективу вовлечения Британии в нарастающую войну, мэр Лондона Герберт Моррисон из Рабочей партии хотел начать план эвакуации в августе, но правительство премьер-министра Невилла Чемберлена отказалось, поскольку правительство Чемберлена опасалось, что это действие вызовет панику среди людей.
Когда Германия вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года, мэр Лондона Моррисон находился на Даунинг-стрит, 10, и разговаривал с помощником премьер-министра Чемберлена сэром Горацием Уилсоном об эвакуации детей. «Но мы еще не находимся в состоянии войны, — возразил Вильсон, — и мы не хотим делать ничего, что могло бы подорвать деликатные переговоры, не так ли?»
Моррисон проревел со своим сильным ист-эндским акцентом: «Идите и скажите Уиллу (премьер-министру Чемберлену), вот мое послание ему: если сегодня утром я не получу приказ об эвакуации лондонских детей, я отдам его сам… и рассказать газете, почему я это сделал. Что он подумает? Что он подумает?»
Через полчаса документы были у Моррисона. Эвакуация началась во второй половине дня.
С тех пор в Лондоне и других крупных городах взрослые часто могут видеть длинные очереди детей во главе с учителями или другими чиновниками, идущих к автобусным или железнодорожным вокзалам и разбегающихся по разным частям страны.
На шее каждого ребенка висела небольшая квадратная картонная коробка с противогазом, а к пальто каждого ребенка была прикреплена визитная карточка. Братья и сестры крепко держали друг друга за руки и «не хотели разлучаться, как будто им грозила смерть».
Первая и крупнейшая эвакуация длилась четыре дня, а другие более мелкие эвакуации продолжались до сентября 1944 года, в результате чего в конечном итоге было переселено более 3,5 миллионов человек.
Для детей переезд в новый дом – болезненный и беспомощный опыт. Часто офицер по размещению выстраивал вновь прибывших детей у стены или на сцене в ратуше и предлагал потенциальным принимающим семьям сделать свой выбор.
С тех пор слова «Я выбираю это» глубоко запечатлены в памяти бесчисленного количества детей.
Многие американские компании и организации общественного благосостояния также приняли тысячи детей на размещение в Соединенных Штатах. Сотрудники компании Hoover Vacuum Cleaner Company в Кантоне, штат Огайо, и компании Eastman Kodak в Рочестере, штат Нью-Йорк, вызвались принять детей сотрудников своих британских дочерних компаний.
10 сентября 1940 года в Нью-Йорке в Великобритании транслировалась радиопрограмма, в которой брались интервью у шести эвакуированных детей, живущих в США. Согласно статье New York Times, «Бейсбол получил признание, несмотря на сомнения по сравнению с крикетом».
Поскольку в проекте участвует так много людей и представители разных социальных слоев, не у всех опыт хороший, а у некоторых людей есть плохой опыт.
6 декабря 1941 года Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, представила отчет о результатах санкционированного ею 12-месячного исследования. В заключении был сделан вывод: «Для детей разлучение с родителями тяжелее, чем подвергнуться бомбардировке».
В документальном фильме BBC Radio 4 2003 года «Эвакуация: правдивая история» клинический психолог Стив Дэвис, специализирующийся на военных травмах, сказал, что это может быть худшим вариантом. "Это равносильно тому, чтобы дать зеленый свет педофилам", - сказал он.
Эвакуированным было разрешено вернуться в Лондон в июне 1945 года, но некоторые начали возвращаться в Великобританию уже в 1944 году. Эвакуация официально завершилась в марте 1946 года.