Найти в Дзене
Филфак

Наука. Наука как система

Оглавление

Наука как система состоит из:

  • Теории;
  • Методологии, методики и техники исследований;
  • Практики внедрения полученных результатов.

Взаимодействие субъекта и объекта познания

Объект (предмет) – это та совокупность связей, отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Субъект – это конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация.

Научная деятельность – это применение определённых приёмов, операций, методов для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

Отрасли наук, по которым присуждается учёная степень

Архитектура, биологические, ветеринарные, географические, геолого-минералогические, искусствоведение, исторические, культурология, медицинские, педагогические, политические, психологические, сельскохозяйственные, социологические, технические, фармацевтические, физико-математические, филологические, философские, химические, экономические, юридические.

Отрасли наук, выделяемые по характеру связи с практикой:

Фундаментальные (теоретические) – объясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику.

Прикладные – направленные на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Наука наших дней

1. Наука не просто система абстрактных знаний о мире, но и одно из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института.

2. Система познания усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении ключевых проблем современной науки.

3. В науку проникают методы, основанные на новых технологиях, которые серьёзно меняют прежнюю методологию научного познания.

4. Сфера познания расширяется, включая прежде недоступный микромир, в том числе тончайшие механизмы живого, и макроскопические масштабы.

5. Наука перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук.

6. Наука влияет на все остальные стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека; обеспечивает технологический процесс; повышает уровень и качество жизни; обеспечивает большой вес в международном сообществе.

Опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, угроза генетического вырождения человечества и др.

Большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности учёного за возможное использование его открытий!

Методы исследования

  • По цели: первичные, вторичные, верификационные;
  • По способу реализации: логико-аналитические, визуализационные, экспериментально-игровые;
  • По функциям познания: систематизации, объяснения, предсказания;
  • По областям исследования: исторические, биологические, физико-математические, специальные;
  • По точности предсказаний: детерминированные, стохастические;
  • По уровню познания: теоретические, эмпирические.

Характеристики процесса исследования

  • Научная обоснованность исследования:

1. Актуальность проблемы;

2. Цель и задачи исследования;

3. Предмет исследования;

4. Объект исследования.

  • Методология исследования:

1. Общенаучные методы;

2. Диалектические методы;

3. Специальные методы;

4. Экономико-математические методы;

5. Социологические методы.

  • Организация исследования:

1. Техническое задание;

2. Программа (бизнес-план);

3. Ресурсы исследования;

4. Технология (примеры и правила).

  • Оригинальность проведённого исследования:

1. Научная новизна;

2. Практическая ценность;

3. Экспериментальные исследования;

4. Внедрение (апробация).

  • Результаты и эффективность исследования:

1. Полученные результаты;

2. Затраты (стоимость);

3. Показатели эффективности;

4. Управление реализацией (мониторинг).

Наука
7 млн интересуются