Наука как система состоит из:
- Теории;
- Методологии, методики и техники исследований;
- Практики внедрения полученных результатов.
Взаимодействие субъекта и объекта познания
Объект (предмет) – это та совокупность связей, отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Субъект – это конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация.
Научная деятельность – это применение определённых приёмов, операций, методов для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Отрасли наук, по которым присуждается учёная степень
Архитектура, биологические, ветеринарные, географические, геолого-минералогические, искусствоведение, исторические, культурология, медицинские, педагогические, политические, психологические, сельскохозяйственные, социологические, технические, фармацевтические, физико-математические, филологические, философские, химические, экономические, юридические.
Отрасли наук, выделяемые по характеру связи с практикой:
Фундаментальные (теоретические) – объясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику.
Прикладные – направленные на решение технических, производственных, социально-технических проблем.
Наука наших дней
1. Наука не просто система абстрактных знаний о мире, но и одно из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института.
2. Система познания усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении ключевых проблем современной науки.
3. В науку проникают методы, основанные на новых технологиях, которые серьёзно меняют прежнюю методологию научного познания.
4. Сфера познания расширяется, включая прежде недоступный микромир, в том числе тончайшие механизмы живого, и макроскопические масштабы.
5. Наука перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук.
6. Наука влияет на все остальные стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека; обеспечивает технологический процесс; повышает уровень и качество жизни; обеспечивает большой вес в международном сообществе.
Опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, угроза генетического вырождения человечества и др.
Большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности учёного за возможное использование его открытий!
Методы исследования
- По цели: первичные, вторичные, верификационные;
- По способу реализации: логико-аналитические, визуализационные, экспериментально-игровые;
- По функциям познания: систематизации, объяснения, предсказания;
- По областям исследования: исторические, биологические, физико-математические, специальные;
- По точности предсказаний: детерминированные, стохастические;
- По уровню познания: теоретические, эмпирические.
Характеристики процесса исследования
- Научная обоснованность исследования:
1. Актуальность проблемы;
2. Цель и задачи исследования;
3. Предмет исследования;
4. Объект исследования.
- Методология исследования:
1. Общенаучные методы;
2. Диалектические методы;
3. Специальные методы;
4. Экономико-математические методы;
5. Социологические методы.
- Организация исследования:
1. Техническое задание;
2. Программа (бизнес-план);
3. Ресурсы исследования;
4. Технология (примеры и правила).
- Оригинальность проведённого исследования:
1. Научная новизна;
2. Практическая ценность;
3. Экспериментальные исследования;
4. Внедрение (апробация).
- Результаты и эффективность исследования:
1. Полученные результаты;
2. Затраты (стоимость);
3. Показатели эффективности;
4. Управление реализацией (мониторинг).