Новое исследование умирающего мозга предполагает, что граница между жизнью и смертью может быть менее четкой, чем считалось ранее.
В течение нескольких лет Джимо Борджигина, профессора неврологии в Мичиганском университете, беспокоил вопрос о том, что происходит с нами, когда мы умираем. Она читала об околосмертном опыте некоторых выживших после остановки сердца, которые прошли через экстраординарные психические путешествия, прежде чем их реанимировали. Иногда эти люди сообщали о том, что путешествовали вне своих тел к ошеломляющим источникам света, где их приветствовали умершие родственники. Другие говорили о том, что пришли к новому пониманию своей жизни или встретились с существами, обладающими глубокой добродетелью. Борджигин не верила, что содержание этих историй было правдой — она не думала, что души умирающих людей на самом деле путешествовали в загробный мир, — но она подозревала, что в мозгу этих пациентов происходит что-то очень реальное. В своей лаборатории она обнаружила, что крысы подвергаются резкому шторму многих нейротрансмиттеров, включая серотонин и дофамин, после того, как их сердце останавливается, а мозг теряет кислород. Она задалась вопросом, могут ли околосмертные переживания людей возникать из-за подобного явления, и происходит ли это даже у людей, которых невозможно оживить.
Смерть казалась настолько важной областью исследований (в конце концов, мы все это делаем), что Борджигин предположил, что другие ученые уже развили глубокое понимание того, что происходит с мозгом в процессе смерти. Но когда она заглянула в научную литературу, то нашла мало просветления. «Умереть — это неотъемлемая часть жизни», — сказала она мне недавно. «Но мы почти ничего не знали об умирающем мозге». Поэтому она решила вернуться назад и выяснить, что происходило в мозге людей, умерших в отделении нейроинтенсивной терапии Мичиганского университета.
С 1960-х годов достижения в области реанимации помогли оживить тысячи людей, которые в противном случае могли бы умереть. Около 10% или 20% этих людей принесли с собой истории об околосмертных переживаниях, в которых они чувствовали, как их душа или «я» покидают тело. Некоторые из этих пациентов даже утверждали, что были свидетелями сверху, как врачи пытались их реанимировать. Согласно нескольким международным опросам и исследованиям, каждый десятый человек утверждает, что у него был околосмертный опыт, связанный с остановкой сердца, или подобный опыт в обстоятельствах, когда он, возможно, был близок к смерти. Это примерно 800 миллионов душ по всему миру, которые, возможно, окунулись в загробную жизнь.
Какими бы удивительными ни казались эти околосмертные переживания, они были достаточно последовательными, чтобы некоторые ученые начали верить, что в них есть правда: возможно, у людей действительно есть разум или душа, которые существуют отдельно от их живых тел. В 1970-х годах небольшая сеть кардиологов, психиатров, медицинских социологов и социальных психологов в Северной Америке и Европе начала изучать, доказывают ли околосмертные переживания то, что смерть не является концом бытия, и что сознание может существовать независимо от мозга. Так родилась область околосмертных исследований.
«Я считаю, что то, что мы нашли, — это только верхушка огромного айсберга», — сказал мне Борджигин. «То, что все еще находится под поверхностью, — это полный отчет о том, как на самом деле происходит смерть. Потому что там, в мозгу, происходит что-то, что не имеет смысла».
Другие серьезные направления исследований околосмертных переживаний продолжаются. Марсьяль и ее коллеги из Льежского университета работают над многими вопросами, связанными с околосмертными переживаниями. Один из них заключается в том, склонны ли люди с историей травмы или с более творческим складом ума иметь такой опыт чаще, чем население в целом. Другая работа посвящена эволюционной биологии околосмертных переживаний. Почему, с эволюционной точки зрения, мы вообще должны иметь такой опыт? Марсьяль и ее коллеги предполагают, что это может быть формой феномена, известного как танатоз, при котором существа по всему животному царству симулируют смерть, чтобы избежать смертельной опасности. Другие исследователи предположили, что всплеск электрической активности в моменты после остановки сердца — это просто последний приступ умирающего мозга, или предположили, что это последняя отчаянная попытка мозга перезапустить себя, как запуск двигателя в автомобиле.