Этот южнокорейский сериал, также называемый у нас «Экзорцист из Чосона», известен исключительно своим скандальным закрытием. Всего было запланировано 16 серий (насколько я понял, только для старта на первый сезон), но телеканалу SBS удалось пустить в эфир только две. И это при том, что отсняли уже 80 % изначально запланированного материала.
Неожиданно (или, наоборот, ожидаемо?) проект был подвергнут резкой и массовой критике со стороны зрителей – «Чосонского экзорциста» обвинили в ядреных исторических несоответствиях, затем и корпоративные спонсоры сильно испугались реакции общественности и свернули рекламные контракты. Тут еще и потомки королевской семьи присоединились к критике проекта – им тоже не понравилось, как поданы были король Тхеджон (1367-1422) и его сыновья. Телеканал и производственная компания извинились, обещали «всё исправить», но вскоре объявили о полном закрытии: видимо, исправить было уже ничего нельзя, а проще и дешевле – смириться и забыть.
Однако, сильно. Я сам всей душой ратую за историческую достоверность, но есть «один нюанс». «Чосонский экзорцист» - это ведь не сагык чистой воды. Данным термином в Южной Корее называют исторические сериалы, действие которых происходит до 1897 года (очень важная и принципиальная для корейцев дата), хотя у нас для простоты, корейские сериалы всех жанров принято валить в одну кучу, почему-то под японским термином «дорама».
Кроме того, что в Южной Корее очень любят исторические проекты, больших успехов корейцы достигли и в жанре хоррор. И вот с начала нулевых корейские режиссеры стали с разной степенью успеха экспериментировать: вплетая в сагык элементы хоррора и мистики, то есть, исторический фон остается, главные персонажи всё те же - короли, принцы, воины и их жены, вот только противостоят они теперь не только друг другу, но еще и вампирам, зомби и собственной местной нечисти.
Среди самых заметных можно назвать сериал «Королевство зомби» (в оригинале просто «Королевство»), полагаю, создатели «Экзорциста» планировали повторить его успех. И вот теперь об основных претензиях зрителей, сериал они упрекнули: в демонизации короля Тхеджона и наделении его бессмысленной жестокостью – на первых минутах фильма он поубивал кучу ни в чем не повинных крестьян; в странно непочтительном поведении переводчика по отношению к принцу (который потом стал Великим королем); многочисленных заимствованиях из китайской культуры – и еда не та, и костюмы у вас, ребята, какие-то китайские.
Сложно рассуждать об историчности применительно к столь специфичному поджанру. На мой взгляд подобные претензии можно и даже нужно предъявлять к «чистому» историческому и приключенческому кино (без элементов фантастики), особенно к тем проектам, создатели которых про эту самую «историчность» и «исторический фон» всю плешь зрителям проедят накануне премьеры.
Ну, а здесь? Где найти ту тонкую грань между исторической правдой и авторской фантазией, когда наличие зомби в этих мирах считается принципиально «нормальным»? И что значит король «излишне демонизирован» - как насчет «Королевства зомби», где ван и вовсе был зомби? Я сам заметил в первой же серии пару серьезнейших ляпов, но любопытно, что как раз на это, протестующие внимания, как будто, обращали. Точнее, мне кажется, что кое-о чем, корейская общественность постеснялась сказать, но именно это и послужило истинной причиной краха сериала.
И еще, насколько мне удалось понять из обзоров людей более сведущих в корейской культуре, первопричина крайнего возмущения корейских зрителей, связана не столько с неисторичностью, а сколько с непочтительной подачей образа принца Чхуннёна, ставшим после добровольного отречения отца, следующим королем – Седжоном.
Шутки относительно этого правителя в Корее не любят – это один из столпов корейской государственности. И действительно, даже меня, далеко от пониманий традиций Кореи, весьма озадачило, как с принцем обращается всякая шантрапа.
Но сам сериал, в принципе, не настолько плох. Итак, о чем же эта история?
Было у короля три сына: старший - пил вино, детина; средний был – и так, и сяк; мелкий ж – вовсе был дурак. Это так, для присказки: старший – не то чтобы очень много пил, да и вообще сыновей было больше.
Сериал стартует с 1408 года – король Тхеджон прибывает в некий городок-крепость, где часть жителей вдруг обратилась в нежить. И вот первая нестыковка – на дворе только еще первое десятилетие XV века, а возле короля уже бродит толстый католический монах-кореец. Звоночек тревожный, сериалу это вышло боком и дело не совсем в исторической неправде – ну, очень рано еще для католичества в Корее.
Поубивав всех зомби, Тхэджон вдруг видит своего покойного отца, который начинает обвинять его в убийстве брата. Это, оказывается, зловредный демон прикинулся покойным королем – сносит ему действующий король голову и… естественно, вместо демона уложил местного старичка. А потом – одного за другим, впавший в невменяемость Тхэджон убивает целую толпу крестьян.
Вот за это странное вступление сериалу и «прилетело». Проходит десять лет и… третий сын короля, принц Чхунённ, едет встречать, кого бы выдумали? «Выписанного» из далекого Рима, католического экзорциста. Это сам король написал в Рим, Папе Римскому Григорию XII (имя понтифика уточняется чуть позже) и попросил о помощи.
Сдается мне, вот тут-то сериал и провалился в болото. Подозреваю, зрители постеснялись об этом сказать, но не простили они создателям сериала именно этого - лихого и бессмысленного низкопоклонничества перед Западом. Это что же получается, граждане, что нам тут впаривают – наш король (не из последних, заметим) сам свои проблемы решить не может, и потому побежал жаловаться Папе Римскому? Зряшный сюжетный поворот получился. Тут еще такой персонаж, как переводчик римского священника, немало подкузьмил.