СССР страна закрытая и иностранному фотожурналисту попасть в страну было непросто. В этот раз я хочу рассказать про фотографа и журналиста Джеймса Эбба, первого иностранца, которому разрешили (а скорее, пригласили) снимать в стране победившего большевизма. Естественно, было бы странно ожидать от профессионала, что он будет свято соблюдать договоренности и снимать "только хорошее". И всё же, Джеймс побывал в Советском Союза дважды.
Среди его работ есть снимки как достижений "Страны Советов" так и снимки, за которые его в лучшем случае выслали бы обратно.
И хотя к работам и подаче материала у иностранных журналистов стоит относится с тем же скепсисом чем как и к "официальной советской пропаганде" я всё же считаю подобные фото важной исторической вехой, позволяющей заглянуть в реалии столетней, практически давности. Описание снимков будет под фотографиями, а основной массив материала я решил посветить общей информации и личности Джеймса Эбба и его визите в Советский Союз.
Краткая Биография Джеймса Эбба
Джеймс Эбб, выдающийся фотограф, заслуживает своего места в зале славы великих фотографов благодаря двум важным этапам своей карьеры. 
Во-первых, он был известным портретистом звезд мирового театра и кино 1920-х годов. А во-вторых, он был первопроходцем в сфере фотожурналистики, который воочию наблюдал за кардинальными изменениями в культурной и политической ситуации в Европе во время своих многочисленных путешествий в конце 1920-х годов.
Эббе привлек к себе всеобщее внимание киностудий на восточном и западном побережье Америки, а также театральных подмостков Нью-Йорка, Лондона и Парижа. В каждом месте ему удавалось запечатлеть иллюзию жизни в неподвижных волшебных видениях.
Джеймс Эдвард Эбб родился 17 июля 1883 года в Альфреде, штат Мэн, когда его семья путешествовала по штату с одной из экспедиций его отца по продаже книг. В 1892 году семья переехала в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, где его отец приобрел книжный магазин, а семья поселилась в апартаментах сверху.
В 1895 году, в возрасте 12 лет, Джеймс Эбб впервые заинтересовался фотографией после того, как увидел фотоаппарат, принадлежавший кавалеру его сестры. Вместе с Джорджем они убедили своего отца получить лицензию агентства Kodak на продажу фотоаппаратов, проявку и печать пленки. Так в руках Джеймса оказался первый собственный фотоаппарат марки Kodak.
Аббе стал известен как «Пикчерз» («Пик»). Мальчик-фотограф из Newport News, снимал пожар на зерновом элеваторе, спуск на воду боевых кораблей и отправку войск на войну. Фотография американского военного корабля «Мэн», сделанная Эббе в 1898 году, привлекла внимание прессы, когда вскоре после этого корабль взорвался в Гаванской гавани.
Аббе получил свое первое важное задание по фотографированию за границей, работая для The Washington Post, чтобы запечатлеть плавание небольшого флота американских линкоров, который направлялся в Англию и Францию, демонстрируя свою силу. Флотилия бросила якорь в Портлендской гавани, графство Дорсет, и во время своего трехнедельного пребывания в Англии Эббе изготовил открытки с видами близлежащих доков Уэймута и провел неделю в Лондоне, где стал свидетелем марша суфражисток к зданию парламента во главе с миссис Панкхерст. Позже он вспоминал: «Я увидел достаточно Лондона, лондонцев, мюзик-холлов, пабов и их посетителей, чтобы захотеть большего, и гораздо большего я добился в период с 1923 по 1934 год», когда он вернулся в профессию в качестве известного фотографа и журналиста.
Первой кинозвездой, которую сфотографировала Эбби, была Мэй Кларк. Хотя сейчас про неё мало кто помнит, в те годы Кларк была одной из самых высокооплачиваемых и популярных звезд. «Нью-Йорк таймс» причислила ее к «большой четверке», ее слава соперничала с известностью Чарли Чаплина, Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса-старшего, которых Эбб также покорил.
Возможно, его самые прочные отношения в мире кино были с сестрами Гиш. Лилиан Гиш считается величайшей драматической актрисой эпохи немого кино, а ее сестра Дороти, способная играть в самых разных стилях, была одной из величайших комедийных актрис того времени.
Эбб посетил Голливуд в 1920 и 1922 годах, где сделал портреты Мэри Пикфорд и Чарли Чаплина, а также снял фильм для Мака Сеннетта. После семи месяцев работы на съемочной площадке в Италии над фильмом Рональда Коулмана и Лилиан Гиш «Белая сестра» (1923), Аббе обосновался в Париже. Его основная репутация театрального фотографа предшествовала ему, и вскоре он начал знакомиться с лучшими работами французского театра и ревю, в том числе с «Сестрами Долли» и «Мистингуэттом», представляя их мировой аудитории через свою синдикацию фотографий.
Вскоре Аббе стал одним из ведущих фотографов-знаменитостей 1920-х годов и наиболее известен своими культовыми портретами звезд как кино, так и эстрады. Он быстро завоевал международную репутацию, появляясь в журналах Vanity Fair, Ladies Home Journal, Vogue, британском Tatler, французском Vu и многих других изданиях.
На протяжении 1920-х годов Аббе регулярно ездил из Парижа в Лондон и обратно, фотографируя театральные постановки и кинопроизводство. Он также побывал в Испании, Германии, России, США и Мексике в качестве корреспондента.
Все больше увлекаясь фотожурналистикой, он стал первым жителем Запада, сфотографировавшим Сталина в Кремле, и написал книгу под названием «Я фотографирую Россию», содержащую фото, по его словам сделанные нелегально и запрещённые в СССР. 
После освещения гражданской войны в Испании Аббе навсегда вернулся в США, чтобы работать радиокомментатором во время Второй мировой войны. В начале 1960-х годов он завершил свою последнюю карьеру в качестве телевизионного обозревателя газеты в районе залива Сан-Франциско.
Джеймс Эбб в СССР
В 1927 и 1932 годах американский фотограф Джеймс Эббе дважды посещал СССР, в частности, Украину. Во время второй поездки он посетил Харьков, Донецкую область и Днепрострой.
В главе «Банкеты и голод» автор очень метко подчеркнул неравенство в СССР, сравнив жизнь верхушки партии и ГПУ с голодными буднями простых рабочих и крестьян. Эббе пытался отличить специально созданные «потемкинские деревни» для иностранцев, которые ограничивались гостиницей для иностранных гостей, показательным колхозом или школой, от реальности, в которой царили нищета и голод.
В своей фотограф часто цитирует местных жителей, с которыми он общался. Например, один «старый аристократ» сказал по-французски о Днепрогэсе: «Конечно, красный триумф, а почему бы и нет? Он был построен на крови крестьян!»
Находясь в Донецкой области и общаясь с рабочими, журналист отметил:
«Я слышал рассказы очевидцев о сценах на улицах многих украинских сел, где в сточных канавах лежат мертвые, не пьяные и не спящие, а умершие от голода. А толпы людей на улицах обращают на трупы не больше внимания, чем мы бы обратили на пожарный гидрант в Америке». Фотограф также был впечатлен количеством голодных людей и попрошаек на вокзале в Харькове.
Большое количество фотографий, посвящено антирелигиозной деятельности в СССР. Здесь и статуи Христа и церковная утварь в "Музее Атеизма" и многое другое.
Вместо заключения. Стоит отметить, что Джеймс приехал в СССР не по своей инициативе, а по приглашению советской стороны и мало того, что приехал сам так ещё и привёз с собой семью. Это многое говорит о том, насколько фотограф был готов в действительности на съёмку чего-то, что не входило в условия его пребывания. Не думаю, что Эбб стал подвергать риску семью в угоду своему журналистскому рвению. Хотя стоит отметить и тот факт, что некоторые из снимков действительно не прошли бы цензуру и скорее всего были случайной находкой в ходе согласованного маршрута.
А что думаете вы?
Если вам интересны наши публикации — будем рады видеть вас в числе подписчиков. Не потерять канал, можно с помощью функции закрепить в вашей ленте подписок Дзен. А репост и лайк, будет приятен автору