Найти в Дзене
NordSkif & Co

Индустриализация, большевизм и голодаьющие люди: что ещё "наснимал" первый иностранный журналист в СССР?

Оглавление

СССР страна закрытая и иностранному фотожурналисту попасть в страну было непросто. В этот раз я хочу рассказать про фотографа и журналиста Джеймса Эбба, первого иностранца, которому разрешили (а скорее, пригласили) снимать в стране победившего большевизма. Естественно, было бы странно ожидать от профессионала, что он будет свято соблюдать договоренности и снимать "только хорошее". И всё же, Джеймс побывал в Советском Союза дважды.

Среди его работ есть снимки как достижений "Страны Советов" так и снимки, за которые его в лучшем случае выслали бы обратно.

И хотя к работам и подаче материала у иностранных журналистов стоит относится с тем же скепсисом чем как и к "официальной советской пропаганде" я всё же считаю подобные фото важной исторической вехой, позволяющей заглянуть в реалии столетней, практически давности. Описание снимков будет под фотографиями, а основной массив материала я решил посветить общей информации и личности Джеймса Эбба и его визите в Советский Союз.

Парад на Красной площади
Парад на Красной площади

Краткая Биография Джеймса Эбба


Джеймс Эбб, выдающийся фотограф, заслуживает своего места в зале славы великих фотографов благодаря двум важным этапам своей карьеры.

Во-первых, он был известным портретистом звезд мирового театра и кино 1920-х годов. А во-вторых, он был первопроходцем в сфере фотожурналистики, который воочию наблюдал за кардинальными изменениями в культурной и политической ситуации в Европе во время своих многочисленных путешествий в конце 1920-х годов.

Продажа газет и журналов не пользуется особой популярностью
Продажа газет и журналов не пользуется особой популярностью
Чего не скажешь про ажиотаж и большое количество покупателей на "книжных развалах"
Чего не скажешь про ажиотаж и большое количество покупателей на "книжных развалах"
-4

Эббе привлек к себе всеобщее внимание киностудий на восточном и западном побережье Америки, а также театральных подмостков Нью-Йорка, Лондона и Парижа. В каждом месте ему удавалось запечатлеть иллюзию жизни в неподвижных волшебных видениях.

Джеймс Эдвард Эбб родился 17 июля 1883 года в Альфреде, штат Мэн, когда его семья путешествовала по штату с одной из экспедиций его отца по продаже книг. В 1892 году семья переехала в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, где его отец приобрел книжный магазин, а семья поселилась в апартаментах сверху.

В 1895 году, в возрасте 12 лет, Джеймс Эбб впервые заинтересовался фотографией после того, как увидел фотоаппарат, принадлежавший кавалеру его сестры. Вместе с Джорджем они убедили своего отца получить лицензию агентства Kodak на продажу фотоаппаратов, проявку и печать пленки. Так в руках Джеймса оказался первый собственный фотоаппарат марки Kodak.

Ресторан при ипподроме
Ресторан при ипподроме
-6
На ипподроме
На ипподроме

Аббе стал известен как «Пикчерз» («Пик»). Мальчик-фотограф из Newport News, снимал пожар на зерновом элеваторе, спуск на воду боевых кораблей и отправку войск на войну. Фотография американского военного корабля «Мэн», сделанная Эббе в 1898 году, привлекла внимание прессы, когда вскоре после этого корабль взорвался в Гаванской гавани.

Аббе получил свое первое важное задание по фотографированию за границей, работая для The Washington Post, чтобы запечатлеть плавание небольшого флота американских линкоров, который направлялся в Англию и Францию, демонстрируя свою силу. Флотилия бросила якорь в Портлендской гавани, графство Дорсет, и во время своего трехнедельного пребывания в Англии Эббе изготовил открытки с видами близлежащих доков Уэймута и провел неделю в Лондоне, где стал свидетелем марша суфражисток к зданию парламента во главе с миссис Панкхерст. Позже он вспоминал: «Я увидел достаточно Лондона, лондонцев, мюзик-холлов, пабов и их посетителей, чтобы захотеть большего, и гораздо большего я добился в период с 1923 по 1934 год», когда он вернулся в профессию в качестве известного фотографа и журналиста.

-8
Воздушные шарики на морозе
Воздушные шарики на морозе
Дети на прогулке
Дети на прогулке

Первой кинозвездой, которую сфотографировала Эбби, была Мэй Кларк. Хотя сейчас про неё мало кто помнит, в те годы Кларк была одной из самых высокооплачиваемых и популярных звезд. «Нью-Йорк таймс» причислила ее к «большой четверке», ее слава соперничала с известностью Чарли Чаплина, Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса-старшего, которых Эбб также покорил.

Возможно, его самые прочные отношения в мире кино были с сестрами Гиш. Лилиан Гиш считается величайшей драматической актрисой эпохи немого кино, а ее сестра Дороти, способная играть в самых разных стилях, была одной из величайших комедийных актрис того времени.

Больница при Днепрострое
Больница при Днепрострое
Очередь за товарами первой необходимости на фоне успехов индустриализации
Очередь за товарами первой необходимости на фоне успехов индустриализации
Днепрострой
Днепрострой

Эбб посетил Голливуд в 1920 и 1922 годах, где сделал портреты Мэри Пикфорд и Чарли Чаплина, а также снял фильм для Мака Сеннетта. После семи месяцев работы на съемочной площадке в Италии над фильмом Рональда Коулмана и Лилиан Гиш «Белая сестра» (1923), Аббе обосновался в Париже. Его основная репутация театрального фотографа предшествовала ему, и вскоре он начал знакомиться с лучшими работами французского театра и ревю, в том числе с «Сестрами Долли» и «Мистингуэттом», представляя их мировой аудитории через свою синдикацию фотографий.

Вскоре Аббе стал одним из ведущих фотографов-знаменитостей 1920-х годов и наиболее известен своими культовыми портретами звезд как кино, так и эстрады. Он быстро завоевал международную репутацию, появляясь в журналах Vanity Fair, Ladies Home Journal, Vogue, британском Tatler, французском Vu и многих других изданиях.

Портреты в МХТ Станиславского
Портреты в МХТ Станиславского
Бывший купеческий дом, ныне ставшей коммуналкой для пролетариата
Бывший купеческий дом, ныне ставшей коммуналкой для пролетариата
ЖД станция
ЖД станция

На протяжении 1920-х годов Аббе регулярно ездил из Парижа в Лондон и обратно, фотографируя театральные постановки и кинопроизводство. Он также побывал в Испании, Германии, России, США и Мексике в качестве корреспондента.

Все больше увлекаясь фотожурналистикой, он стал первым жителем Запада, сфотографировавшим Сталина в Кремле, и написал книгу под названием «Я фотографирую Россию», содержащую фото, по его словам сделанные нелегально и запрещённые в СССР.

После освещения гражданской войны в Испании Аббе навсегда вернулся в США, чтобы работать радиокомментатором во время Второй мировой войны. В начале 1960-х годов он завершил свою последнюю карьеру в качестве телевизионного обозревателя газеты в районе залива Сан-Франциско.

Джеймс Эбб в СССР


В 1927 и 1932 годах американский фотограф Джеймс Эббе дважды посещал СССР, в частности, Украину. Во время второй поездки он посетил Харьков, Донецкую область и Днепрострой.

Застолье в честь приезда фотографа. На себе, Джеймс каких-то проблем с продовольствием не испытывал
Застолье в честь приезда фотографа. На себе, Джеймс каких-то проблем с продовольствием не испытывал
Красивый квартал новых зданий в стиле конструктивизма в Харькове как символ инноваций и архаичные кареты на переднем плане
Красивый квартал новых зданий в стиле конструктивизма в Харькове как символ инноваций и архаичные кареты на переднем плане
Одна из лучших на тот момент автомобильных дорог на ДонБассе. Обратите внимание на электростанцию вдали
Одна из лучших на тот момент автомобильных дорог на ДонБассе. Обратите внимание на электростанцию вдали

В главе «Банкеты и голод» автор очень метко подчеркнул неравенство в СССР, сравнив жизнь верхушки партии и ГПУ с голодными буднями простых рабочих и крестьян. Эббе пытался отличить специально созданные «потемкинские деревни» для иностранцев, которые ограничивались гостиницей для иностранных гостей, показательным колхозом или школой, от реальности, в которой царили нищета и голод.

Очереди в магазин с одеждой. Люди на снимке, выглядят вполне опрятно
Очереди в магазин с одеждой. Люди на снимке, выглядят вполне опрятно
Трамвайная станция
Трамвайная станция
Общественные спортивные мероприятия
Общественные спортивные мероприятия
Крестьяне привезли продукты на продажу в город. Торговля не задалась, цены озвученные крестьянами не устраивали городских жителей
Крестьяне привезли продукты на продажу в город. Торговля не задалась, цены озвученные крестьянами не устраивали городских жителей
Голодающие крестьяне в ожидании поезда, который увезет их в регионы где ситуация с продовольствием не столь плачевная
Голодающие крестьяне в ожидании поезда, который увезет их в регионы где ситуация с продовольствием не столь плачевная
Женский труд при строительстве ДнепроГЭС
Женский труд при строительстве ДнепроГЭС

В своей фотограф часто цитирует местных жителей, с которыми он общался. Например, один «старый аристократ» сказал по-французски о Днепрогэсе: «Конечно, красный триумф, а почему бы и нет? Он был построен на крови крестьян!»

Находясь в Донецкой области и общаясь с рабочими, журналист отметил:

«Я слышал рассказы очевидцев о сценах на улицах многих украинских сел, где в сточных канавах лежат мертвые, не пьяные и не спящие, а умершие от голода. А толпы людей на улицах обращают на трупы не больше внимания, чем мы бы обратили на пожарный гидрант в Америке». Фотограф также был впечатлен количеством голодных людей и попрошаек на вокзале в Харькове.
Портреты в МХТ Станиславского
Портреты в МХТ Станиславского
Лубянская площадь до того, как буду снесены частично стены Китай города
Лубянская площадь до того, как буду снесены частично стены Китай города
Одни из главных достопримечательностей столицы
Одни из главных достопримечательностей столицы

Большое количество фотографий, посвящено антирелигиозной деятельности в СССР. Здесь и статуи Христа и церковная утварь в "Музее Атеизма" и многое другое.

Директор антирелигиозного музея, в стенах Донского монастыря
Директор антирелигиозного музея, в стенах Донского монастыря
Экспонаты антирелигиозного музея
Экспонаты антирелигиозного музея
Экспонаты антирелигиозного музея
Экспонаты антирелигиозного музея
Экспонаты антирелигиозного музея
Экспонаты антирелигиозного музея
Перебивка церковной утвари и предметов антиквариата
Перебивка церковной утвари и предметов антиквариата

Вместо заключения. Стоит отметить, что Джеймс приехал в СССР не по своей инициативе, а по приглашению советской стороны и мало того, что приехал сам так ещё и привёз с собой семью. Это многое говорит о том, насколько фотограф был готов в действительности на съёмку чего-то, что не входило в условия его пребывания. Не думаю, что Эбб стал подвергать риску семью в угоду своему журналистскому рвению. Хотя стоит отметить и тот факт, что некоторые из снимков действительно не прошли бы цензуру и скорее всего были случайной находкой в ходе согласованного маршрута.

Семья фотографа
Семья фотографа

А что думаете вы?

Если вам интересны наши публикации — будем рады видеть вас в числе подписчиков. Не потерять канал, можно с помощью функции закрепить в вашей ленте подписок Дзен. А репост и лайк, будет приятен автору