В истории русской фотожурналистики он не был сильнейшим, он был просто очень талантлив. Увы, пережив всероссийскую славу в 1920-1930-ых годах, имя Леонида Шокина постепенно было предано забвению. А ведь он пережил несколько исторических эпох, и каждая отразилась на нём самом и осталась запечатлённой на его фотографиях.
Биография и творчество мастера не только провинциальной, но и отечественной фотографии (ничуть не меньше!), мне особо интересны ещё и потому, что вся его жизнь неразрывно была связана с родными Кимрами, небольшим городком сапожников в тогдашней Тверской губернии (это по соседству с моей подмосковной Дубной).
Там его отец держал обувную мастерскую, там он родился в 1896 году, там же в 15 лет увлекся фотографией, организовав на пару с братом Макарием местное отделение Русского Фотографического общества. А уже в 1922 году работы Леонида Шокина были отмечены на Всероссийской фотографической выставке в Москве. Его талант отмечают такие известные фотомастера Москвы и Петрограда того времени, как Ерёмин, Клепиков, Улитин и другие.
В своём творчестве Шокин исповедовал пикториальную фотографию (её называют ещё светописью), крайне популярную в столице в конце XIX века, но ставшую достоянием провинциальной интеллигенции лишь спустя два десятилетия. Эксперты и восторженные почитатели его таланта образно отмечают в работах Шокина ранних лет (здесь пейзажи Верхней Волги, фото людей из своего окружения) плавность ритма и тонкость тонов, «песню серой тональности, приглушённый блеск бархата снежных просторов и металла зимнего неба, незамысловатый мотив ограды и богатство солнечных бликов вокруг неё».
Всматриваясь в лица на шокинских фотопортретах, просто невозможно не заметить выражение достоинства и их естественность.
Казалось бы, после первого успеха и всероссийского признания перед Шокиным открывались неплохие перспективы. Однако вскорости в журнале «Советское фото» под видом борьбы с «буржуазным мракобесием» была запущена волна нападок на мастеров старой школы, которым тогда едва перевалило за тридцать-сорок. Под угрозой краха оказалось не только дело всей его жизни, но и семья, дом родителей - он мог потерять всё, если бы не пошёл на контакт с новой властью, предложившей ему социальный заказ на отображение строительства новой эпохи и нового человека. И это после высококлассных художественных фоторабот!
В конце 1920-ых Леонид Шокин имеет фотомастерскую и выполняет заказы редакций провинциальных газет, снимая стахановцев и колхозников. Профессиональные невзгоды лишь обострили его фотографическое зрение: даже в таком формате его работы отличаются высоким уровнем художественного мастерства и способностью видеть людей обнажёнными до глубин их маленькой души.
В годы войны Леонид Шокин не расставался с фотоаппаратом, занимаясь аэрофотосъёмкой в разведывательной авиации. По возвращении с фронта он продолжает работать в Кимрах газетным фоторепортёром: поездки в колхозы и на местные фабрики, фото передовиков труда, студентов и школьников становятся обыденной повседневностью. Одно и тоже в маленьком городке, где событий нет и их приходится выдумывать, где фотография является лишь необходимой иллюстрацией к тексту передовицы - что это для человека, составлявшего фотографическую славу дореволюционных Кимр!?
Отдушиной для него в те годы становится съёмка пристани, кочующего народа у сходен, татар, продающих арбузы, но особенно - самой Волги. Он взахлёб снимает воду и небо. И хотя никто ему не заказывал ни видов Кимр, ни красивых речных пейзажей, он упорно продолжал их снимать. Видимо, по старой памяти...
За более чем полвека работы Шокина-портретиста в Кимрах, у него снимались люди одного города, но разных эпох. И его удивительный фотоархив наглядно отслеживает изменения в этих эпохах - будь то выражения лиц, стиля одежды, даже изгиб спин. В советскую эпоху люди будто измельчали и сжались, а известные всему миру волжские красавицы превратились в запелёнутых по самые глаза колхозниц с опущенными плечами...
От шокинских натуралистичных и правдивых снимков кимрской периферии веет чувством времени, даже если они являются вынужденными служителями советской идеологии: объектив фотографа запечатлел главное - насколько быстро менялся облик строителей социализма. У него человек - житель будней. Глядя на снимки мастера, попадаешь в мир другой реальности, документов которой официальные советские источники 1920-1930-ых не оставили. Шокину удалось создать не только портрет своих современников, но и объективный портрет своего города во времена исторических изменений. Отсюда - их главная ценность!
В 1962 году Леонид Шокин ушёл из жизни. В конце пятидесятых у него прошла одна выставка в Кимрах (первая за тридцать лет), на которой экспонировались репортажи для газеты, переснятые Доски почёта с монтажами из портретов передовиков и немного пейзажей. Которыми мы с удовольствием сегодня наслаждаемся...
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!