Найти тему
Деревенский дед

Леонид Шокин: великий фотолетописец сапожного края

В истории русской фотожурналистики он не был сильнейшим, он был просто очень талантлив. Увы, пережив всероссийскую славу в 1920-1930-ых годах, имя Леонида Шокина постепенно было предано забвению. А ведь он пережил несколько исторических эпох, и каждая отразилась на нём самом и осталась запечатлённой на его фотографиях.

Творит Леонид Шокин... Фото из открытых источников.
Творит Леонид Шокин... Фото из открытых источников.

Биография и творчество мастера не только провинциальной, но и отечественной фотографии (ничуть не меньше!), мне особо интересны ещё и потому, что вся его жизнь неразрывно была связана с родными Кимрами, небольшим городком сапожников в тогдашней Тверской губернии (это по соседству с моей подмосковной Дубной).

Дом Шокиных на ул.Орджоникидзе сохранился до наших дней: сегодня в нём располагается культурный центр "Дом Кустаря". Фото из открытых источников.
Дом Шокиных на ул.Орджоникидзе сохранился до наших дней: сегодня в нём располагается культурный центр "Дом Кустаря". Фото из открытых источников.

Там его отец держал обувную мастерскую, там он родился в 1896 году, там же в 15 лет увлекся фотографией, организовав на пару с братом Макарием местное отделение Русского Фотографического общества. А уже в 1922 году работы Леонида Шокина были отмечены на Всероссийской фотографической выставке в Москве. Его талант отмечают такие известные фотомастера Москвы и Петрограда того времени, как Ерёмин, Клепиков, Улитин и другие.

В своём творчестве Шокин исповедовал пикториальную фотографию (её называют ещё светописью), крайне популярную в столице в конце XIX века, но ставшую достоянием провинциальной интеллигенции лишь спустя два десятилетия. Эксперты и восторженные почитатели его таланта образно отмечают в работах Шокина ранних лет (здесь пейзажи Верхней Волги, фото людей из своего окружения) плавность ритма и тонкость тонов, «песню серой тональности, приглушённый блеск бархата снежных просторов и металла зимнего неба, незамысловатый мотив ограды и богатство солнечных бликов вокруг неё».

Всматриваясь в лица на шокинских фотопортретах, просто невозможно не заметить выражение достоинства и их естественность.

Старые Кимры. Фото Л.Шокина.
Старые Кимры. Фото Л.Шокина.
Выезд кимрской пожарной бригады. Фото Л.Шокина.
Выезд кимрской пожарной бригады. Фото Л.Шокина.
Особенно хорошо удавались мастеру детские образы. Фото Л.Шокина.
Особенно хорошо удавались мастеру детские образы. Фото Л.Шокина.
Кимрские швеи на сапожном производстве. Фото Л.Шокина.
Кимрские швеи на сапожном производстве. Фото Л.Шокина.
В кимрской сапожной артели. Фото Л.Шокина.
В кимрской сапожной артели. Фото Л.Шокина.
Цыгане в Кимрах. Фото Л.Шокина.
Цыгане в Кимрах. Фото Л.Шокина.
Кимрские красавица и цыганка-гадалка. Фото Л.Шокина.
Кимрские красавица и цыганка-гадалка. Фото Л.Шокина.

Казалось бы, после первого успеха и всероссийского признания перед Шокиным открывались неплохие перспективы. Однако вскорости в журнале «Советское фото» под видом борьбы с «буржуазным мракобесием» была запущена волна нападок на мастеров старой школы, которым тогда едва перевалило за тридцать-сорок. Под угрозой краха оказалось не только дело всей его жизни, но и семья, дом родителей - он мог потерять всё, если бы не пошёл на контакт с новой властью, предложившей ему социальный заказ на отображение строительства новой эпохи и нового человека. И это после высококлассных художественных фоторабот!

По всей видимости, здесь до колхозников доводится информация о выработанных трудоднях. Фото Л.Шокина.
По всей видимости, здесь до колхозников доводится информация о выработанных трудоднях. Фото Л.Шокина.
Занятия с детьми в техническом кружке. Фото Л.Шокина.
Занятия с детьми в техническом кружке. Фото Л.Шокина.
Председатель колхоза ставит задачи перед выходом на сенокос. Фото Л.Шокина.
Председатель колхоза ставит задачи перед выходом на сенокос. Фото Л.Шокина.
А здесь бригадир нацеливает жниц на уборку зерновых. Фото Л.Шокина.
А здесь бригадир нацеливает жниц на уборку зерновых. Фото Л.Шокина.
Женщины в поле работают с огоньком. Фото Л.Шокина.
Женщины в поле работают с огоньком. Фото Л.Шокина.
Дойка на ферме завершена. Фото Л.Шокина.
Дойка на ферме завершена. Фото Л.Шокина.
Выступление деревенских пастухов. Фото Л.Шокина.
Выступление деревенских пастухов. Фото Л.Шокина.

В конце 1920-ых Леонид Шокин имеет фотомастерскую и выполняет заказы редакций провинциальных газет, снимая стахановцев и колхозников. Профессиональные невзгоды лишь обострили его фотографическое зрение: даже в таком формате его работы отличаются высоким уровнем художественного мастерства и способностью видеть людей обнажёнными до глубин их маленькой души.

В годы войны Леонид Шокин не расставался с фотоаппаратом, занимаясь аэрофотосъёмкой в разведывательной авиации. По возвращении с фронта он продолжает работать в Кимрах газетным фоторепортёром: поездки в колхозы и на местные фабрики, фото передовиков труда, студентов и школьников становятся обыденной повседневностью. Одно и тоже в маленьком городке, где событий нет и их приходится выдумывать, где фотография является лишь необходимой иллюстрацией к тексту передовицы - что это для человека, составлявшего фотографическую славу дореволюционных Кимр!?

Отдушиной для него в те годы становится съёмка пристани, кочующего народа у сходен, татар, продающих арбузы, но особенно - самой Волги. Он взахлёб снимает воду и небо. И хотя никто ему не заказывал ни видов Кимр, ни красивых речных пейзажей, он упорно продолжал их снимать. Видимо, по старой памяти...

Родные волжские пейзажи. Фото Л.Шокина.
Родные волжские пейзажи. Фото Л.Шокина.
На кимрской пристани. Фото Л.Шокина.
На кимрской пристани. Фото Л.Шокина.

За более чем полвека работы Шокина-портретиста в Кимрах, у него снимались люди одного города, но разных эпох. И его удивительный фотоархив наглядно отслеживает изменения в этих эпохах - будь то выражения лиц, стиля одежды, даже изгиб спин. В советскую эпоху люди будто измельчали и сжались, а известные всему миру волжские красавицы превратились в запелёнутых по самые глаза колхозниц с опущенными плечами...

Шашечный турнир в Кимрах. Фото Л.Шокина.
Шашечный турнир в Кимрах. Фото Л.Шокина.
В Доме отдыха на Медведице. Фото Л.Шокина.
В Доме отдыха на Медведице. Фото Л.Шокина.

От шокинских натуралистичных и правдивых снимков кимрской периферии веет чувством времени, даже если они являются вынужденными служителями советской идеологии: объектив фотографа запечатлел главное - насколько быстро менялся облик строителей социализма. У него человек - житель будней. Глядя на снимки мастера, попадаешь в мир другой реальности, документов которой официальные советские источники 1920-1930-ых не оставили. Шокину удалось создать не только портрет своих современников, но и объективный портрет своего города во времена исторических изменений. Отсюда - их главная ценность!

В 1962 году Леонид Шокин ушёл из жизни. В конце пятидесятых у него прошла одна выставка в Кимрах (первая за тридцать лет), на которой экспонировались репортажи для газеты, переснятые Доски почёта с монтажами из портретов передовиков и немного пейзажей. Которыми мы с удовольствием сегодня наслаждаемся...

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!