Успешное управление невозможно без систематического анализа ключевых показателей. Давайте разберемся, какие метрики следует отслеживать руководителю для эффективного управления и роста компании.
1. Выручка и прибыльность
Выручка является одним из основных показателей успеха бизнеса. Следует постоянно отслеживать общий оборот компании, а также динамику по месяцам и кварталам. Кроме того, важно анализировать прибыльность, вычисляя такие показатели, как чистая прибыль, валовая прибыль и маржа.
Некоторые владельцы бизнеса сосредотачиваются только на выручке, игнорируя прибыльность. Это может привести к ситуации, когда компания имеет высокую выручку, но низкую прибыль из-за больших расходов.
Успешные предприниматели постоянно анализируют структуру затрат, оптимизируют их и стремятся к повышению маржи.
2. Оборачиваемость активов
Оборачиваемость активов показывает эффективность использования имущества компании для генерации выручки. Он рассчитывается как отношение общей выручки к средним активам за определенный период. Игнорирование этого показателя может привести к заторможенному росту бизнеса из-за неэффективного использования имущества.
Компании, которые активно отслеживают и оптимизируют оборачиваемость активов – работают эффективнее и имеют большую прибыль, по сравнению с теми, кто этого не делает.
3. Дебиторская задолженность
Этот показатель достаточно значимый, хотя руководители компании не всегда уделяет ему должное внимание.
Простыми словами, дебиторская задолженность – это деньги, товары, оборудование и иные материальные средства, которые принадлежат компании, но еще не получены.
Это может быть: предоплата поставщикам за товары/оборудование; долги покупателей за отгруженную продукцию или оказанные услуги.
Данный показатель относится к оборотным активам и говорит о финансовом состоянии организации. Высокая дебиторская задолженность – повод для поставщиков товаров и услуг задуматься, стоит ли работать с компанией.
А для руководителя компании – знак потребовать погашение задолженности от покупателей.
Отслеживая этот показатель, руководитель должен научиться им управлять – соблюдать его приемлемый уровень. Чтобы быть привлекательным для поставщиков и потенциальных инвесторов.
4. Рентабельность
Простыми словами, рентабельность – это показатель вообще всей экономической эффективности бизнеса. Он показывает, сколько прибыли приносит каждый вложенный рубль. На его основе руководитель может оценить, насколько убыточно или прибыльно его дело, и принять решение о развитии или прекращении определенных направлений деятельности.
5. Общий денежный поток
В него включают: выручку по основному виду деятельность, кредитные средства и инвестиции.
Данный показатель позволяет оценить, хватает ли денежных средств на те цели, которые перед собой поставила организация, готова ли организация справиться со всеми планируемыми расходами.
Вывод
Отслеживание этих пяти показателей является неотъемлемой частью успешного управления бизнесом. Ошибки в выборе и анализе показателей могут привести к потере прибыли и отсутствию роста. Регулярный мониторинг и анализ этих показателей позволяет владельцам бизнеса принимать обоснованные решения и эффективно управлять компанией в долгосрочной перспективе.
Автор статьи – Косарева Елена, основатель бухгалтерской аутсорсинговой компании «КОСТАР», профессиональный бухгалтер, налоговый консультант, эксперт в области финансового учёта бизнеса.