Дикие животные ходят своими маршрутами, и, столкнувшись с цивилизацией, не понимают, когда можно переходить асфальтированную дорогу, а когда нельзя. Им не объяснить важность светофоров, «зебры» и «посмотреть налево-направо». Из-за обширного развития автомобильных дорог ежегодно по всему миру под колесами машин гибнут тысячи животных. Чаще всего ДТП связаны с миграцией лосей, но нередко дорогу перебегают и другие обитатели лесов – лисы, волки, медведи.
Особенно часто случаются ДТП в переходный сезонный период, когда из-за перепада температур дорога покрывается льдом, и водителям становится сложнее среагировать и успеть затормозить. Чтобы снизить количество дорожных происшествий с животными, придумали «экодуки» - специальные сооружения для безопасного пересечения трасс дикими обитателями лесов. Чаще всего можно встретить покрытые травяным ковром мосты (эстакады) или подземные переходы, но бывают и тоннели, сложные переходы, водопропускные трубы. Все зависит от видов животных, для которых строится экодук. А чтобы минимизировать риски ДТП для водителей, на дорогах в сложный погодный период используют противогололедные средства. Например, производимый нами «БИОНОРД» - экологичный и безопасный ПГМ, эффективно устраняющий скользкость дороги.
Как строятся экодуки?
Создание экодука – сложный и дорогой процесс. Перед началом строительства нужно изучить миграционные пути отдельных видов животных, учесть их поведенческие особенности, исследовать ландшафт и найти наиболее подходящее место. Также важно, чтобы пролегающая под экодуком трасса хорошо освещалась даже в дневное время – чтобы не происходило «ослепления» водителя и не создавалось риска аварии.
Вдоль края экодуков обычно строят шумоизоляционную стену – чтобы животные не пугались автомобилей, а через весь экодук рядами высаживают деревья и кустарники, создавая видимость леса.
И хотя процесс строительства такого перехода - дорогой и очень непростой, результат превосходит все усилия – в разы снижается риск дорожно-транспортных происшествий с животными, сохраняется целостность популяции и улучшается гармоничное слияние урбанизации и дикой природы.
Какие есть примеры экодуков?
Чтобы экодуки были наиболее функциональны, важно учитывать видовые различия животных и особенности их поведения. Невозможно сделать много экодуков для каждого вида, поэтому их нужно делать такими, чтобы большинство животных могло воспользоваться безопасным переходом.
Лидирующее место по числу экодуков занимают Нидерланды. На территории страны их насчитывается около 600 штук. Причем, самый длинный растянут на целых 800 метров и пересекает автомобильную трассу, железную дорогу и даже поле для гольфа.
А вот в Эстонии, например, вместо обычных экодуков построены специальные места для перехода диких животных через трассу. Рядом с ними установлены датчики движения, и, когда животное начинает переходить дорогу, на изменяющемся табло водитель видит ограничение скорости и предупреждение о животном. Такая система не менее эффективна, чем экодуки, зато в разы дешевле. Ее используют не только в Эстонии, но и в Канаде, и в США.
А вот какие интересные экодуки есть в других странах:
В США для белок-летяг установили специальные столбы в расположенными наверху платформами. Так они могут безопасно пересекать скоростные участки автомобильных дорог.
В Великобритании есть специальный экодук для летучих мышей. Он расположен в заповеднике Уорндон-Вуд и выглядит как полностью закрытый тоннель. Он достаточно широкий и спроектирован таким образом, чтобы учитывать видовую особенность летучих мышей – эхолокацию.
Для слонов в Кении продумали узкие коридоры, проложенные под проезжей частью. А в Бразилии есть висячий мост для безопасного перехода обезьян.
Интересно, что экодуки бывают даже для крабов. На острове Рождества в Австралии есть мост, помогающий земляным крабам пересекать дорогу. В период размножения они мигрируют к океану, и раньше большое их количество гибло под колесами автомобилей. Для защиты популяции местные экологи придумали специальные мосты и огражденные дорожки, которые помогают крабам добраться до берега океана.
В Японии прямо через железнодорожные пути проложены небольшие тоннели для черепах. Они помогают рептилиям не застревать на путях, что раньше приводило к массовой гибели существ и к перебоям в движении поездов. Тоннели решили эту проблему.
Экодуки в России
В России тоже с недавнего времени начали активное строительство экодуков. Первый экопереход для животных появился в 2016 году в Калужской области. Мост засажен травой и деревьями, а по краям установлена шумоизоляция – чтобы животные не пугались оживленной дороги. Благодаря экодуку в этом месте в разы сократилось количество ДТП с участием животных.
На Дальнем востоке также в 2016 году возвели Нарвинский эко-тоннель. Он построен для сохранения популяции редчайшего дальневосточного леопарда. Чтобы зверь мог беспрепятственно перемещаться по территории, автомобильную дорогу, разделявшую заповедник Кедровая Падь и национальный парк Земля Леопарда (где и мигрирует редкий зверь) загнали под землю – в полукилометровый тоннель.
Сейчас экодуков в России насчитывается уже более 250. Такие сооружения можно увидеть в Московский области, во Владимирской области, в Приморском крае, в Ленинградской области, в Чувашии и в других регионах страны. С ростом дорожной сети экодуки становятся важным способом сохранения животных и предотвращения их гибели на дорогах, что уже показали многочисленные примеры.
А чтобы передвижение по дорогам было комфортным и безопасным в том числе и для водителей, и для пешеходов, мы в УЗПМ создаем специальные средства – противогололедные материалы и очищающие шампуни, благодаря которым улучшается сцепление колес с дорогой.