Найти тему

Экодуки – как они помогают животным пересекать оживленные трассы

Оглавление

Дикие животные ходят своими маршрутами, и, столкнувшись с цивилизацией, не понимают, когда можно переходить асфальтированную дорогу, а когда нельзя. Им не объяснить важность светофоров, «зебры» и «посмотреть налево-направо». Из-за обширного развития автомобильных дорог ежегодно по всему миру под колесами машин гибнут тысячи животных. Чаще всего ДТП связаны с миграцией лосей, но нередко дорогу перебегают и другие обитатели лесов – лисы, волки, медведи.

Особенно часто случаются ДТП в переходный сезонный период, когда из-за перепада температур дорога покрывается льдом, и водителям становится сложнее среагировать и успеть затормозить. Чтобы снизить количество дорожных происшествий с животными, придумали «экодуки» - специальные сооружения для безопасного пересечения трасс дикими обитателями лесов. Чаще всего можно встретить покрытые травяным ковром мосты (эстакады) или подземные переходы, но бывают и тоннели, сложные переходы, водопропускные трубы. Все зависит от видов животных, для которых строится экодук. А чтобы минимизировать риски ДТП для водителей, на дорогах в сложный погодный период используют противогололедные средства. Например, производимый нами «БИОНОРД» - экологичный и безопасный ПГМ, эффективно устраняющий скользкость дороги.

Как строятся экодуки?

Создание экодука – сложный и дорогой процесс. Перед началом строительства нужно изучить миграционные пути отдельных видов животных, учесть их поведенческие особенности, исследовать ландшафт и найти наиболее подходящее место. Также важно, чтобы пролегающая под экодуком трасса хорошо освещалась даже в дневное время – чтобы не происходило «ослепления» водителя и не создавалось риска аварии.

Вдоль края экодуков обычно строят шумоизоляционную стену – чтобы животные не пугались автомобилей, а через весь экодук рядами высаживают деревья и кустарники, создавая видимость леса.

И хотя процесс строительства такого перехода - дорогой и очень непростой, результат превосходит все усилия – в разы снижается риск дорожно-транспортных происшествий с животными, сохраняется целостность популяции и улучшается гармоничное слияние урбанизации и дикой природы.

Какие есть примеры экодуков?

Чтобы экодуки были наиболее функциональны, важно учитывать видовые различия животных и особенности их поведения. Невозможно сделать много экодуков для каждого вида, поэтому их нужно делать такими, чтобы большинство животных могло воспользоваться безопасным переходом.

-2

Лидирующее место по числу экодуков занимают Нидерланды. На территории страны их насчитывается около 600 штук. Причем, самый длинный растянут на целых 800 метров и пересекает автомобильную трассу, железную дорогу и даже поле для гольфа.

-3

А вот в Эстонии, например, вместо обычных экодуков построены специальные места для перехода диких животных через трассу. Рядом с ними установлены датчики движения, и, когда животное начинает переходить дорогу, на изменяющемся табло водитель видит ограничение скорости и предупреждение о животном. Такая система не менее эффективна, чем экодуки, зато в разы дешевле. Ее используют не только в Эстонии, но и в Канаде, и в США.

А вот какие интересные экодуки есть в других странах:

В США для белок-летяг установили специальные столбы в расположенными наверху платформами. Так они могут безопасно пересекать скоростные участки автомобильных дорог.

В Великобритании есть специальный экодук для летучих мышей. Он расположен в заповеднике Уорндон-Вуд и выглядит как полностью закрытый тоннель. Он достаточно широкий и спроектирован таким образом, чтобы учитывать видовую особенность летучих мышей – эхолокацию.

Для слонов в Кении продумали узкие коридоры, проложенные под проезжей частью. А в Бразилии есть висячий мост для безопасного перехода обезьян.

Интересно, что экодуки бывают даже для крабов. На острове Рождества в Австралии есть мост, помогающий земляным крабам пересекать дорогу. В период размножения они мигрируют к океану, и раньше большое их количество гибло под колесами автомобилей. Для защиты популяции местные экологи придумали специальные мосты и огражденные дорожки, которые помогают крабам добраться до берега океана.

В Японии прямо через железнодорожные пути проложены небольшие тоннели для черепах. Они помогают рептилиям не застревать на путях, что раньше приводило к массовой гибели существ и к перебоям в движении поездов. Тоннели решили эту проблему.

Экодуки в России

В России тоже с недавнего времени начали активное строительство экодуков. Первый экопереход для животных появился в 2016 году в Калужской области. Мост засажен травой и деревьями, а по краям установлена шумоизоляция – чтобы животные не пугались оживленной дороги. Благодаря экодуку в этом месте в разы сократилось количество ДТП с участием животных.

-5

На Дальнем востоке также в 2016 году возвели Нарвинский эко-тоннель. Он построен для сохранения популяции редчайшего дальневосточного леопарда. Чтобы зверь мог беспрепятственно перемещаться по территории, автомобильную дорогу, разделявшую заповедник Кедровая Падь и национальный парк Земля Леопарда (где и мигрирует редкий зверь) загнали под землю – в полукилометровый тоннель.

-6

Сейчас экодуков в России насчитывается уже более 250. Такие сооружения можно увидеть в Московский области, во Владимирской области, в Приморском крае, в Ленинградской области, в Чувашии и в других регионах страны. С ростом дорожной сети экодуки становятся важным способом сохранения животных и предотвращения их гибели на дорогах, что уже показали многочисленные примеры.

А чтобы передвижение по дорогам было комфортным и безопасным в том числе и для водителей, и для пешеходов, мы в УЗПМ создаем специальные средства – противогололедные материалы и очищающие шампуни, благодаря которым улучшается сцепление колес с дорогой.