Найти тему
Navygaming Channel

Ограждение рубки подводной лодки Щ-307 типа Щ (Щука) V бис 2 серии, Россия/78//Памятник

Время неуклонно движется вперед, "уходят корабли", а главное - "уходят люди, которые на них служили - прошлое забывается и только от желания и возможностей человека, общества, зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом. Сейчас не всегда имеется как техническая, так и финансовая возможность сохранить то, что хотелось бы. Иногда это удается сделать "дорого и богато", как в случае с АПЛ К-3. Но иногда находятся и другие альтернативы, которые также не менее известны. Сохранить боевой корабль в качестве музея - дело не простое и дорогостоящее, но сохранения кораблей-ветеранов и их элементов - это проявление людской памяти, которая делает нас людьми.
Ограждение подводной лодки на Поклонной горе, из личного архива, 2012 год
Ограждение подводной лодки на Поклонной горе, из личного архива, 2012 год

78. Памятный объект: Ограждение рубки подводной лодки Щ-307 типа Щ (V бис -2 серия), Россия

Статус: памятник

Место расположения: Россия, Москва, смотровая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Открыт: в 1999 года

Подводная лодка «Щ-307» в гавани Турку. Конец 1944 года.
Подводная лодка «Щ-307» в гавани Турку. Конец 1944 года.

В начале 1930-х годов в СССР было раз­вернуто строительство средних подводных лодок типа Щ. В 1933-1934 годах в строй вступили четыре ко­рабля этого типа (III серия советских ПЛ). В 1932 году было начато строительство V серии подводных лодок типа Щ в составе 12 кораблей, предназна­ченных для укомплектования Тихоокеанского флота. Они вступили в строй в 1934-1935 годах. Постройка усовершенствованных подводных лодок V серии была продолжена и после 1935 года, флоту было сдано еще 13 подводных лодок V бис серии.

Схема внешнего вида подводной лодки типа Щ, V бис - 2 серия
Схема внешнего вида подводной лодки типа Щ, V бис - 2 серия

В эти же годы было принято решение вто­рично продублировать V серию подводных лодок, присвоив ей наименование лодок V бис - 2 серии.

Проект подводных лодок новой серии типа Щ, как и пре­дыдущей - V бис серии, был разработан ЦКБС-2. Полуторакорпусные семиотсечные лодки спроектированы с учетом возможности транспортировки их секций по железной до­роге. Секции подводных лодок изготавливались на Ленин­градских заводах им. А.Марти и Балтийском, а также на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком, а сборка секций и достройка подводных лодок ocуществлялась на Дальзаводе во Владивостоке и на заводе им. 61 коммунара в г. Николаев.

Артиллерийский расчет 45-мм орудия подводной лодки «Щ-307».
Артиллерийский расчет 45-мм орудия подводной лодки «Щ-307».

При создании подводных лодок V бис - 2 серии были учтены результаты сдаточных испытаний и опыт эксплуатации подводных лодок III и V серий с целью улучшения их тактико-технических характерис­тик. При этом была несколько увеличена ско­рость полного надводного хода за счет улуч­шения обводов наружного корпуса. Обеспече­но хранение запасных торпед с пристыкованными боевыми зарядными отделениями. Часть балластных цистерн приспособлена для хранения топлива с целью увеличения дальности плавания подводных лодок. Предусмотрена возможность продувания балластных цистерн выхлопными газами дизелей и пр. В течение двух лет флоту было передано 14 подводных лодок V бис - 2 серии.

-5

Первые построенные пять подводных лодок вошли в со­став Тихоокеанского флота, две из них Щ-122 и Щ-123 участвовали в войне с Японией 1945 г., находясь с началом боевых действий на пози­циях в Японском море. Подводная лодка Щ-122 встреч с про­тивником не имела, а ПЛ Щ-123 была атакова­на японской субмариной и уклонилась от выпущенных по ней торпед.

Подводная лодка Щ-123
Подводная лодка Щ-123

Две из четырех подводных лодок, находившихся в со­ставе Черноморского флота (Щ-204 и Щ-206) погибли в начале Великой Отечественной войны. За успешные боевые действия в вой­не ПЛ Щ-205 было присвоено звание Гвар­дейская.

Три подводные лодки Щ-309, Щ-310 и Щ-311 из пяти, во­шедших в состав Балтийского флота, участво­вали в Советско-финляндской войне. ПЛ Щ-311, потопившая три транспорта, была удостоена звания Краснознаменная.

Схема внешнего вида подводной лодки Щ-311 ("Кумжа") V бис - 2 серия с сетепрорывателем "Сом"
Схема внешнего вида подводной лодки Щ-311 ("Кумжа") V бис - 2 серия с сетепрорывателем "Сом"

Пять подводных лодок V бис - 2 серии во время Великой Отечественной войны участвовали в боевых действиях на Балтике. Звания Гвардейская бы­ли удостоены подводные лодки Щ-309 и Щ-310, а подводная лодка Щ-307 стала Краснознаменной. Две балтийские подводные лодки Щ-306 и Щ-311 погибли в борьбе с противником.

Средняя подводная лодка Щ-307 - одна из 14 построен­ных лодок V бис - 2 серии типа Щ - самого многочисленного типа подводных лодок в советском ВМФ периода Великой Отечественной войны (по­строено 86 подводных лодок пяти серий). Была заложена на Балтийском заводе 6 ноября 1933 года, спущена на воду - 1 августа 1934 года, вошла в строй - 4 августа 1935 года. Носила название "Треска" (первоначально).

Подводная лодка Щ-307 типа Щ V бис 2 серии
Подводная лодка Щ-307 типа Щ V бис 2 серии

С начала вступления в строй и до оконча­ния войны Щ-307 находилась в составе Балтий­ского флота. В августе 1941 года участвовала в Таллиннском переходе кораблей Балтийского флота в составе отряда прикрытия. На боевой службе подводная лодка была в течение 46,5 месяцев (от на­чала и до окончания Великой Отечественной войны); совершила четыре боевых похода и произвела 11 торпедных атак. На боевом сче­ту Щ-307 10 потопленных и поврежденных ко­раблей и судов противника (по некоторым данным, имеются расхождения). Ею были потопле­ны: германская ПЛ U-144 IID серии, транспор­ты: «Бетти Х» (2477 брт), «Скрунда» (2141 брт, есть сомнения в этом результате), «Генриетта Шульце» (1923 брт, есть сомнения в этом результате). 6 марта 1945 года за успеш­ные боевые действия в Великой Отечественной войне подводная лодка Щ-307 награждена орденом Красного Знамени.

Во время войны командирами подводной лодки были ка­питан-лейтенанты: Н.Л.Петров (22.06.1941-01.10.1941); Н.О.Момот (01.12.1941-24.02.1944), М.С.Калинин (24.02.1944-09.05.1945).

Командир подводной лодки Щ-307 М.С.Калинин (на фото он уже командир К-53)
Командир подводной лодки Щ-307 М.С.Калинин (на фото он уже командир К-53)

После окончания войны Щ-307 находилась в боевом составе КБФ до 23.04.1948 г. после чего была разоружена, переоборудована в плавучую зарядовую станцию (ПЗС-5 - с 16.05.1949 г.) и находилась в Лиепае. Из спис­ков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации была исключена 08.04.1957 г. Корпус ПЛ был разделан на ме­талл, а ограждение рубки Краснознаменной подводной лодки Щ-307 в виде памятника ее экипажу и под­водникам-балтийцам, героически сражавшимся с противником в годы войны, установлено на территории Учебного отряда подводного плава­ния в Лиепае вместе с памятником огражде­нием рубки Гвардейской ПЛ-ПМЗ Л-3 (об этом памятнике есть отдельная статья на нашем канале).

Ограждение рубки подводной лодки «Щ-307» у штаба бригады подводных лодок ДКБФ в Лиепае.
Ограждение рубки подводной лодки «Щ-307» у штаба бригады подводных лодок ДКБФ в Лиепае.

После распада СССР памятник во избе­жание уничтожения был перевезен на терри­торию России и должен быть отреставрирован. Однако при перевозке часть его деталей была утрачена. В 1999 г. восстановленный памятник - ог­раждение рубки подводной лодки Щ-307 вместе с памятни­ком ПЛ-ПМЗ Л-3 был установлен в Москве на смотровой площадке Центрального музея Вели­кой Отечественной войны на Поклонной горе. Иногда высказываются сомнения в оригинальности той конструкции, которая установлена на площадке музея.

Список экипажа подводной лодки Щ-307 на экспонате музея. Из личного архива.
Список экипажа подводной лодки Щ-307 на экспонате музея. Из личного архива.

В Санкт-Петербурге в 1984 г. создан «Му­зей боевой славы подводных лодок типа Щ Краснознаменного Балтийского флота имени героя Советского Союза Е.Я.Осипова», в экс­позиции которого имеются материалы по подводной лодке Щ-307.

Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 593/708 т, длина наибольшая - 58,8 м, ширина наибольшая - 6,2 м, осадка средняя - 4 м. Запас плавучести - 19%. Архитектурно-конструктивный тип - полуторакорпусная с булями. Глубина погружения - 90 м (время срочного погружения - 65 сек), автономность - 20 суток, экипаж - 40 человек.
Вид на памятник со стороны
Вид на памятник со стороны

Для справки: энергетическая установка: дизель-электрическая, два дизеля 38В8 по 685 л.с.; два главных гребных электродвигателя ПГВ-8 по 400 л.с., два гребных электродвигателя экономического хода по 19 л.с., 2 группы аккумуляторных батарей по 56 элементов. Скорость хода наибольшая (надводная/подводная) - 12,3/8,5 узлов. запас дизельного топлива, нормальный /усиленный - 25/53 т. Дальность плавания надводная (нормальный запас топлива/усиленный) - 1280/2300 (12,3) или 2350/4500 (8,5); подводная - 9,0 (8,5) или 100 (2,5).

-13

Для справки: вооружение - 4-533-мм носовых ТА, 2-533-мм кормовых ТА, общее количество торпед - 10, 2х1-45-мм орудий 21-К.

Хорошо, что мы стараемся сохранить то, что помогает не забывать нашем прошлом и о подвигах наших дедов. и надеемся за памятников есть должный уход и внимание.

Уважаемые друзья, а вы были у этого памятника- мемориала? Поделитесь впечатлениями.

P.S. Друзья, а где в Санкт-Петербурге - «Му­зей боевой славы подводных лодок типа Щ Краснознаменного Балтийского флота имени героя Советского Союза Е.Я.Осипова»? Напомните. Где музей Маринеско я знаю, бывал. А музей имени Осипова?