Время неуклонно движется вперед, "уходят корабли", а главное - "уходят люди, которые на них служили - прошлое забывается и только от желания и возможностей человека, общества, зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом. Сейчас не всегда имеется как техническая, так и финансовая возможность сохранить то, что хотелось бы. Иногда это удается сделать "дорого и богато", как в случае с АПЛ К-3. Но иногда находятся и другие альтернативы, которые также не менее известны. Сохранить боевой корабль в качестве музея - дело не простое и дорогостоящее, но сохранения кораблей-ветеранов и их элементов - это проявление людской памяти, которая делает нас людьми.
78. Памятный объект: Ограждение рубки подводной лодки Щ-307 типа Щ (V бис -2 серия), Россия
Статус: памятник
Место расположения: Россия, Москва, смотровая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Открыт: в 1999 года
В начале 1930-х годов в СССР было развернуто строительство средних подводных лодок типа Щ. В 1933-1934 годах в строй вступили четыре корабля этого типа (III серия советских ПЛ). В 1932 году было начато строительство V серии подводных лодок типа Щ в составе 12 кораблей, предназначенных для укомплектования Тихоокеанского флота. Они вступили в строй в 1934-1935 годах. Постройка усовершенствованных подводных лодок V серии была продолжена и после 1935 года, флоту было сдано еще 13 подводных лодок V бис серии.
В эти же годы было принято решение вторично продублировать V серию подводных лодок, присвоив ей наименование лодок V бис - 2 серии.
Проект подводных лодок новой серии типа Щ, как и предыдущей - V бис серии, был разработан ЦКБС-2. Полуторакорпусные семиотсечные лодки спроектированы с учетом возможности транспортировки их секций по железной дороге. Секции подводных лодок изготавливались на Ленинградских заводах им. А.Марти и Балтийском, а также на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком, а сборка секций и достройка подводных лодок ocуществлялась на Дальзаводе во Владивостоке и на заводе им. 61 коммунара в г. Николаев.
При создании подводных лодок V бис - 2 серии были учтены результаты сдаточных испытаний и опыт эксплуатации подводных лодок III и V серий с целью улучшения их тактико-технических характеристик. При этом была несколько увеличена скорость полного надводного хода за счет улучшения обводов наружного корпуса. Обеспечено хранение запасных торпед с пристыкованными боевыми зарядными отделениями. Часть балластных цистерн приспособлена для хранения топлива с целью увеличения дальности плавания подводных лодок. Предусмотрена возможность продувания балластных цистерн выхлопными газами дизелей и пр. В течение двух лет флоту было передано 14 подводных лодок V бис - 2 серии.
Первые построенные пять подводных лодок вошли в состав Тихоокеанского флота, две из них Щ-122 и Щ-123 участвовали в войне с Японией 1945 г., находясь с началом боевых действий на позициях в Японском море. Подводная лодка Щ-122 встреч с противником не имела, а ПЛ Щ-123 была атакована японской субмариной и уклонилась от выпущенных по ней торпед.
Две из четырех подводных лодок, находившихся в составе Черноморского флота (Щ-204 и Щ-206) погибли в начале Великой Отечественной войны. За успешные боевые действия в войне ПЛ Щ-205 было присвоено звание Гвардейская.
Три подводные лодки Щ-309, Щ-310 и Щ-311 из пяти, вошедших в состав Балтийского флота, участвовали в Советско-финляндской войне. ПЛ Щ-311, потопившая три транспорта, была удостоена звания Краснознаменная.
Пять подводных лодок V бис - 2 серии во время Великой Отечественной войны участвовали в боевых действиях на Балтике. Звания Гвардейская были удостоены подводные лодки Щ-309 и Щ-310, а подводная лодка Щ-307 стала Краснознаменной. Две балтийские подводные лодки Щ-306 и Щ-311 погибли в борьбе с противником.
Средняя подводная лодка Щ-307 - одна из 14 построенных лодок V бис - 2 серии типа Щ - самого многочисленного типа подводных лодок в советском ВМФ периода Великой Отечественной войны (построено 86 подводных лодок пяти серий). Была заложена на Балтийском заводе 6 ноября 1933 года, спущена на воду - 1 августа 1934 года, вошла в строй - 4 августа 1935 года. Носила название "Треска" (первоначально).
С начала вступления в строй и до окончания войны Щ-307 находилась в составе Балтийского флота. В августе 1941 года участвовала в Таллиннском переходе кораблей Балтийского флота в составе отряда прикрытия. На боевой службе подводная лодка была в течение 46,5 месяцев (от начала и до окончания Великой Отечественной войны); совершила четыре боевых похода и произвела 11 торпедных атак. На боевом счету Щ-307 10 потопленных и поврежденных кораблей и судов противника (по некоторым данным, имеются расхождения). Ею были потоплены: германская ПЛ U-144 IID серии, транспорты: «Бетти Х» (2477 брт), «Скрунда» (2141 брт, есть сомнения в этом результате), «Генриетта Шульце» (1923 брт, есть сомнения в этом результате). 6 марта 1945 года за успешные боевые действия в Великой Отечественной войне подводная лодка Щ-307 награждена орденом Красного Знамени.
Во время войны командирами подводной лодки были капитан-лейтенанты: Н.Л.Петров (22.06.1941-01.10.1941); Н.О.Момот (01.12.1941-24.02.1944), М.С.Калинин (24.02.1944-09.05.1945).
После окончания войны Щ-307 находилась в боевом составе КБФ до 23.04.1948 г. после чего была разоружена, переоборудована в плавучую зарядовую станцию (ПЗС-5 - с 16.05.1949 г.) и находилась в Лиепае. Из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации была исключена 08.04.1957 г. Корпус ПЛ был разделан на металл, а ограждение рубки Краснознаменной подводной лодки Щ-307 в виде памятника ее экипажу и подводникам-балтийцам, героически сражавшимся с противником в годы войны, установлено на территории Учебного отряда подводного плавания в Лиепае вместе с памятником ограждением рубки Гвардейской ПЛ-ПМЗ Л-3 (об этом памятнике есть отдельная статья на нашем канале).
После распада СССР памятник во избежание уничтожения был перевезен на территорию России и должен быть отреставрирован. Однако при перевозке часть его деталей была утрачена. В 1999 г. восстановленный памятник - ограждение рубки подводной лодки Щ-307 вместе с памятником ПЛ-ПМЗ Л-3 был установлен в Москве на смотровой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Иногда высказываются сомнения в оригинальности той конструкции, которая установлена на площадке музея.
В Санкт-Петербурге в 1984 г. создан «Музей боевой славы подводных лодок типа Щ Краснознаменного Балтийского флота имени героя Советского Союза Е.Я.Осипова», в экспозиции которого имеются материалы по подводной лодке Щ-307.
Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 593/708 т, длина наибольшая - 58,8 м, ширина наибольшая - 6,2 м, осадка средняя - 4 м. Запас плавучести - 19%. Архитектурно-конструктивный тип - полуторакорпусная с булями. Глубина погружения - 90 м (время срочного погружения - 65 сек), автономность - 20 суток, экипаж - 40 человек.
Для справки: энергетическая установка: дизель-электрическая, два дизеля 38В8 по 685 л.с.; два главных гребных электродвигателя ПГВ-8 по 400 л.с., два гребных электродвигателя экономического хода по 19 л.с., 2 группы аккумуляторных батарей по 56 элементов. Скорость хода наибольшая (надводная/подводная) - 12,3/8,5 узлов. запас дизельного топлива, нормальный /усиленный - 25/53 т. Дальность плавания надводная (нормальный запас топлива/усиленный) - 1280/2300 (12,3) или 2350/4500 (8,5); подводная - 9,0 (8,5) или 100 (2,5).
Для справки: вооружение - 4-533-мм носовых ТА, 2-533-мм кормовых ТА, общее количество торпед - 10, 2х1-45-мм орудий 21-К.
Хорошо, что мы стараемся сохранить то, что помогает не забывать нашем прошлом и о подвигах наших дедов. и надеемся за памятников есть должный уход и внимание.
Уважаемые друзья, а вы были у этого памятника- мемориала? Поделитесь впечатлениями.
P.S. Друзья, а где в Санкт-Петербурге - «Музей боевой славы подводных лодок типа Щ Краснознаменного Балтийского флота имени героя Советского Союза Е.Я.Осипова»? Напомните. Где музей Маринеско я знаю, бывал. А музей имени Осипова?