Требования к советским милиционеров в части образования не были столь жёсткими, как сегодня. Помню, что ещё в 1970-ые годы в нашем подмосковном ОВД на должностях среднего начсостава проходили службу сразу несколько сотрудников со средним образованием, большинство же имели за плечами самые разнообразные (непрофильные) техникумы и училища. А некоторые милиционеры даже средней общеобразовательной школы не удосужились закончить. Тогдашнее милицейское законодательство позволяло делать подобные исключения из правил.
Если в первые послевоенные годы такая ситуация была объяснима, то с приходом Щёлокова вопрос стал актуальным - стремительно меняющиеся реалии того требовали. И образовательный уровень правоохранителей стали поднимать до соответствующих критериев. Если с милиционерами было всё просто - их зачисляли в вечерние школы рабочей молодёжи (таких, по счастью, было единицы), и они в них худо-бедно одолевали среднюю общеобразовательную программу, то с многочисленными технологами, учителями и ветеринарами в участково-оперской среде приходилось повозиться. Тут на полное истребление гражданской образовательной прослойки требовалось не одно десятилетие.
Акцент был сделан на заочное обучение, а палочкой-выручалочкой стала Московская специальная средняя школа милиции. Ежегодно приходилось направлять на учёбу (зачастую из-под палки) по 5-7 сотрудников, преимущественно, из ведущих служб. Через неё у нас в ОВД в 1970-1980 годы прошло почти 70% офицерского состава с непрофильным образованием. И проблема была решена.
Однако требования к профессиональному уровню сотрудников с каждым годом возрастали, и среднего юридического образования для отдельных должностных категорий уже становилось недостаточно. Да и с амбициями многих офицеров (особенно, окончивших гражданские ВУЗы) приходилось считаться - для них обучение в МССШМ представлялось откровенным унижением.
И вот в 1974 году на базе факультета заочного обучения Высшей школы МВД СССР создаётся Московский филиал юридического заочного обучения (МФЮЗО) при Академии МВД СССР. Помимо головного центра в Москве (он находился в Китай-городе в Малом Ивановском переулке) соответствующие филиалы имелись в Ленинграде, Ростове, Минске, Казани, Саратове и некоторых других регионах Советского Союза. Отныне данный ВУЗ становится основным в системе милицейского заочного обучения и предметом предпочтений у правоохранителей.
Для сотрудников подмосковной милиции и близлежащих регионов в районе станции Трудовая (это Савёловское направление Московской железной дороги) была обустроена учебно-методическая база МФЮЗО (своего рода «летний лагерь», как мы её называли), где проходила сдача вступительных экзаменов и часть занятий.
Помню, какая нешуточная борьба разгоралась в мою милицейскую бытность за право обладания заветным направлением в МФЮЗО. Ещё бы - получить статусное академическое образование (а выпускники получали академический диплом) было престижно! Разумеется, в приоритете были офицеры, но в ряде случаев руководство направляло на учёбу и наиболее перспективных милиционеров. Как правило, будучи ещё на втором курсе, последние меняли свой статус и получали первые звёздочки.
С появлением МФЮЗО решились проблемы выпускников гражданских ВУЗов- те зачислялись сразу на второй (а иногда даже на третий) курс и через четыре года становились дипломированными специалистами.
Замечу, что вступительные экзамены (история СССР, сочинение и иностранный язык) не являлись камнем преткновения для подавляющего большинства поступающих. И дело тут было вовсе не в основательной подготовке абитуриентов: просто экзаменаторы (многие из которых сами немало отпахали «на земле») не скрывали своей лояльности к людям в погонах, демонстрируя чудеса невиданной щедрости на приёмных экзаменах. Да и потом (уже по ходу учёбы) редко «валили» оперов и участковых, предпочитая вместо предмета поговорить «за жизнь». Как они сами признавались, ознакомление с правоприменительной практикой из первоисточника давало им богатый материал как для использования в обучении слушателей, так и для подготовки своих научно-исследовательских работ.
В преподавательской среде МФЮЗО тех лет было немало знаковых фигур. Лично мне запомнились двое.
Безусловно, это юрист высочайшего уровня профессор кафедры конституционного права и теории государства и права Валерий Зорькин (будущий председатель Конституционного Суда РФ), у которого пределом мечтаний для нас была оценка «хорошо».
Но мне, страстному поклоннику спорта, больше импонировал преподаватель уголовного права Пётр Мшвениерадзе. В пору своей молодости тот сделал блестящую спортивную карьеру в сборной СССР по водному поло, будучи её капитаном и трижды участвуя в Олимпиадах. На этой почве мы с ним довольно близко сошлись и подолгу вспоминали жаркие баталии наших прославленных ватерполистов.
Не обошли стороной известный скандал на Олимпиаде в Мельбурне, когда в полуфинале венгерская команда на фоне ввода советских войск в их страну устроила с нашими спортсменами драку в бассейне, в ходе которой будущему преподавателю МФЮЗО сломали нос. Рассказывал об этом Мшвениерадзе с присущим ему грузинским чувством юмора...
В 1988 году МФЮЗО сменило вывеску, выделившись в самостоятельный вуз - Высшую юридическую заочную школу (ВЮЗШ) МВД СССР. Потом было ещё немало пертурбаций и переименований: Юридический институт МВД России, Московский юридический институт МВД России, Московская академия МВД, Московский университет МВД…
Но в памяти многих милицейских ветеранов сохранилась именно эта привычная аббревиатура. И они до сих пор гордятся, что закончили Академию МВД СССР!
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях